2012-01-01 15:43:36
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Совершенствование льгот по налогу на добавленную стоимость как средств государственной политики



Совершенствование льгот по налогу на добавленную стоимость как средств государственной политики


Теоретические аспекты установления налоговых льгот, анализ целесообразности отдельных льгот и их групп, а также сложностей, с которыми сталкивается практическая реализация льгот по налогу на добавленную стоимость позволяют представить следующую модель отношений по поводу налоговых льгот:


Модель отношений по поводу налоговых льгот

Схема 1. Модель отношений по поводу налоговых льгот


Установлению налоговых льгот, в том числе по налогу на добавленную стоимость, предшествуют, во-первых, формулировка задач, вытекающих из взимания налога на добавленную стоимость, во-вторых, выбор средств решения этих задач. При этом налоговые льготы рассматриваются как одна из возможных альтернатив активной экономической политики государства.

Деятельность налогоплательщика является объектом налогового контроля со стороны налоговых и иных уполномоченных органов. Результаты применения налоговых льгот, а также деятельность в рамках налогового контроля анализируются, и на основе данных этого анализа вносятся корректировки в формулировку целей экономической (в частности, налоговой) политики, и, проводится оценка адекватности выбранных средств. Так, практическая неприменимость или трудность реализации льготы могут стать основанием для её отмены и (или) замены выполняемой ею функции другим инструментом экономической политики государства.

Представленная схема позволяет разъяснить применявшуюся в предшествующих главах методику исследования. Основным материалом, подвергавшемся анализу, явились нормы налогового законодательства, устанавливающие конкретные льготы по налогу на добавленную стоимость и последствия их установления (в частности, степень регрессивности налога на добавленную стоимость). Их классификация на основе целей и причин установления позволила очертить круг задач, решаемых в Российской Федерации посредством установления налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость. К их числу относятся:

• обеспечение социальной справедливости (достижение по крайней мере пропорционального налогообложения, в оптимальном случае - прогрессивного);

• поддержка социально значимых видов деятельности;

• создание условий для интеграции Российской Федерации в мировую торговлю в части унификации обложения налогом на добавленную стоимость внешнеэкономической деятельности;

• минимизация бюджетных затрат на сбор налога, а также на проведение мероприятий налогового контроля;

• минимизация затрат налогоплательщиков на соблюдение требований законодательства;

• избежание двойного налогообложения внутри страны.

Проведенный анализ характера и степени влияния потребления тех или иных товаров на налоговую нагрузку позволяет сформировать следующие предложения:

1) предоставить льготы товарам (работам, услугам), потребление которых характеризуется наибольшей степенью регрессивности;

2) отменить налоговые льготы по товарам, потребление которых прогрессивно.

Указанные предложения должны быть скоординированы со следующими факторами установления льгот по налогу на добавленную стоимость:

• выбор адекватных средств налоговой политики;

• обеспечение требуемого уровня налоговых поступлений;

• наличие бюджетных средств в финансировании производства и (или) закупок;

• соблюдение единообразия в подходе к потребителям или производителям вне зависимости от их статуса (юридической формы, формы собственности и т.д.).

Наибольший эффект в снижении регрессивного воздействия на характер налоговой нагрузки дает полное освобождение товаров, потребление которых регрессивно по доходу, от налогообложения, что достигается применением нулевой ставки. В мировой практике достаточно много стран применяют нулевую ставку в случаях, не связанных с экспортом (где она носит характер технической льготы). К таким странам относятся Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Ирландия, Италия, Мексика, Норвегия, Великобритания. Под нулевую ставку там подпадают, в том числе, и продукты питания (в отдельных странах), а также иные социально значимые товары.

Применительно к России, произведенные расчеты показывают, что применение нулевой ставки только по четырем товарам с наибольшей силой влияние на регрессивность налоговой системы (хлеб и хлебные продукты, мясо и мясные продукты, вода и другие коммунальные услуги, молоко и молочные продукты) кардинально изменит ситуацию с характером обложения налогом на добавленную стоимость: налог вместо слабо регрессивного в 2002-2003 годах и умеренно регрессивного с учетом снижения ставки до 18% с 2004 года становится резко прогрессивным:


Таблица 1.

Оценка характера системы обложения налогом на добавленную стоимость при установлении нулевой ставки по четырем основным группам товаров


Группа населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого НДС (в процентах к денежным доходам)

8,0

8,1

8,3

8,3

8,6

8,8

9,1

9,6

9,6

10,4


Так, 10% наиболее обеспеченных будет тратить на уплату налога на 30,3% большую долю доходов, нежели наименее обеспеченные 10%. В то же время, приведенные расчеты проведены при условии сохранения стандартной налоговой ставки на уровне 20%, обложение данных товаров по нулевой ставке привело бы к снижению ожидаемых поступлений налога на 26%, что недопустимо. Следовательно, предложение по установлению нулевой ставки при сохранении прочих характеристик обложения налогом на добавленную стоимость неприемлемо из фискальных соображений.

Кроме того, известны негативные моменты, связанные с применением нулевой ставки. При невысоком достигнутом уровне налоговой дисциплины, выражающемся в возмещении налога, фактически не уплаченного в бюджет, расширение сферы применения нулевой ставки увеличит злоупотребления и, тем самым, несправедливость в отношении законопослушных налогоплательщиков, что входит в противоречие с принципом справедливости. Таким образом, применение нулевой ставки в отношении указанных товаров, характеризующихся наибольшим регрессивным влиянием на распределение между слоями населения налогового бремени по налогу на добавленную стоимость, становится нецелесообразным с силу имеющихся ограничений. Сделанный вывод может быть экстраполирован на снижение ставки налога на добавленную стоимость до такого предела, когда исходя из технологии (т.е. при отсутствии злоупотреблении, направленных на завышение налогового вычета) входной налог будет превышать исходящий.

Фактором, уменьшающим эффективность такой меры как понижение ставки по налогу на добавленную стоимость являются особенности розничной продажи. Так, особенностями розничных продаж являются распространенность уклонения от обложения (теневой оборот), наличие относительно большой по сравнению с другими отраслями экономики доли налогоплательщиков, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость на законных основаниям (в том числе в результате перехода на упрощенную систему налогообложения, либо перевода на обложение вмененного дохода). Однако, по нашему мнению, это не является препятствием для применения мер, направленных на уменьшение степени регрессивности налога на добавленную стоимость.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Научно-теоретические принципы налогообложения
Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
Основные направления совершенствования механизма налогообложения доходов физических лиц
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Вернуться к списку публикаций