2012-01-01 15:24:11
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика



Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика


Федеральным Законом от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» стандартная ставка по налогу на добавленную стоимость снижена до 18% при сохранении как величины пониженной ставки, так и всех налоговых льгот. Указанное положение вступило в силу с 1 января 2004 года. При допущении сохранения структуры потребительских расходов и пропорций распределения дохода, ожидаются следующие характеристики регрессивности налоговой системы:


Таблица 9.

Оценка характера системы обложения налогом на добавленную стоимость при снижении стандартной ставки до 18%


Группа населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого НДС (в процентах к денежным доходам)

12,0

11,8

И?5

11,4

11,4

11,3

11,1

11,2

11,0

11,1


Расчет данных показателей был проведен с использованием той же методики, что и расчет налога на добавленную стоимость по состоянию на 2003 год.

Примечательно, что абсолютная величина собираемого налога уменьшится на 6%, в то время как стандартная ставка уменьшена на 10%. В результате реформы налоговая нагрузка на все группы населения снизится примерно на 0,7% всех денежных доходов, однако регрессивность обложения возрастет более чем на 45%: разрыв в доле дохода, направляемого на уплату налога у самых богатых и самых бедных увеличится с 5,7% до 8,3%. Указанное последствие реформы делает более актуальными предложения по повышению справедливости обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в сложившейся ситуации, в том числе с учетом ближайшей перспективы, по нашему мнению, как желаемое с точки зрения справедливости можно выдвигать состояние пропорционального бремени налога на добавленную стоимость, не говоря уже о прогрессивном.

В результате анализа расчетов были выявлены следующие товары, способствующие регрессивности обложения налогом на добавленную стоимость:


Таблица 10.

Оценка регрессивности налоговой нагрузки на потребление отдельных товаров


Вид продукции

Коэффициент относительной регрессивности

Коэффициент усиления регрессивности

Тип льготы

хлеб и хлебные продукты

23,1

163,4

пониженная ставка

мясо и мясные продукты

16,6

207,0

пониженная ставка

вода и другие коммунальные услуги

12,4

26,4

нет

молоко и молочные продукты

11,8

65,4

пониженная ставка

чай, кофе, безалкогольные напитки и другие продукты питания

7,0

21,4

нет

центральное отопление

6,4

8,2

нет

электроэнергия

5,4

5,1

нет

масло растительное и другие жиры

4,2

5,3

пониженная ставка

газ

3,9

2,3

нет

сахар и кондитерские изделия

3,7

13,0

пониженная ставка

овощи и бахчевые

3,6

8,6

пониженная ставка

яйца

3,0

2,8

пониженная ставка

фрукты и ягоды

3,0

6,8

нет

рыба и рыбные продукты

2,9

6,9

пониженная ставка

табачные изделия

2,7

2,6

нет

картофель

2,7

2,1

пониженная ставка

оплата жилья

2,0

2,5

освобождение

одежда и обувь для детей

1,9

4,0

пониженная ставка

медицинские товары, предметы гигиены

1,9

7,4

пониженная ставка

услуги пассажирского транспорта

1,7

4,5

освобождение

услуги связи

1,0

1,5

нет


Порядок исчисления и экономическая интерпретация коэффициентов относительной регрессивности и усиления регрессивности дана ранее при изложении методики оценки регрессивности системы обложения налогом на добавленную стоимость в целом; отметим лишь, что чем выше коэффициент относительной регрессивности, тем сильнее убывает относительная доля расходов населения, направляемая на приобретение данной товарной позиции при росте дохода. Чем больше коэффициент усиления регрессивности, тем большее влияние оказывает данная товарная позиция на регрессивность системы обложения налогом на добавленную стоимость в целом.

Как видно из таблицы, налоговая нагрузка на потребление в целом является регрессивной по денежным доходам, причем это явление достаточно существенно по сравнению с характером изменения расходов на большинство отдельных товаров. Это говорит о том, что характер нагрузки задают лишь несколько товаров (работ, услуг). Действительно, на следующие четыре продукта приходится 82% суммарного коэффициента усиления регрессивности:

• хлеб и хлебные продукты;

• мясо и мясные продукты;

• вода и другие коммунальные услуги;

• молоко и молочные продукты.

Три из указанных товара облагаются по пониженной ставке, вода и другие коммунальные услуги облагаются по обычной ставке. Учитывая, что поддержка социально незащищенных слоев по воде и иным коммунальным услугам осуществляется достаточно эффективно (доля получателей именно этих льгот в общем числе льготников наибольшая), можно утверждать, что основные товары (работы, услуги), придающие налоговой нагрузке на потребление населения регрессивность, охвачены льготами по налогу на добавленную стоимость. Выявленная особенность льгот по указанным трем видам продуктов питания как нельзя лучше обосновывает их значимость.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Таможенные пошлины
Акциз
Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Основные направления совершенствования механизма налогообложения доходов физических лиц
Вернуться к списку публикаций