2012-01-01 14:11:34
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация



Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация


Несмотря на то, что по сравнению с ситуацией, проиллюстрированной в Таблице 2, применяется более весомая форма льгот по налогу на добавленную стоимость - освобождение - снижение суммарного поступления в бюджет от группы организаций оказывается меньшим - 20 вместо 30 единиц. Соответственно на 20 единиц снизится и продажная цена товара. Что касается валовой прибыли предпринимательских структур, она осталась неизменной по сравнению с вариантами, описанными в таблицах 1 и 2 и составляет 100 единиц.


Таблица 4

Расчеты по НДС, если оптовый продавец облагается по пониженной ставке (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

200

300

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

100

200

 


 


3. НДС начисленный

20

20

60

 


 


4. НДС полученный

0

20

20

 


 


5. Чистые обязательства по НДС

20

0

40

60

360


Следует отметить, что в данной ситуации, несмотря на наличие льготы, не происходит снижения отпускной цены, и, следовательно, если льгота преследует цель повышения доступности товара для потребителя (снижения регрессивности налогового бремени по налогу на добавленную стоимость), то эта цель не достигается. Поступления в бюджет также не уменьшаются, и прибыль предпринимательских структур остается неизменной.


Таблица 5

Расчеты по НДС, если розничный продавец облагается по пониженной ставке (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

200

300

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

100

200

 


 


3. НДС начисленный

20

40

30

 


 


4. НДС полученный

0

20

40

 


 


5. Чистые обязательства по НДС

20

20

-10

30

330


Поступления в бюджет равны поступлениям при освобождении и розничного, и оптового продавца (30 единиц), однако возникает обязанность бюджета возмещать розничному продавцу налог на добавленную стоимость. В условиях значительных злоупотреблений при возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость отраженная в данной Таблице ситуация не может считаться оптимальной, и следует отдать предпочтение предоставлению пониженной ставки как оптовому, так и розничному продавцу.


Таблица 6

Расчеты по НДС, если оптовый продавец освобожден от уплаты налога (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

320

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

220

 


 


3. НДС начисленный

20

-

64

 


 


4. НДС полученный

0

-

-

 


 


5. Чистые обязательства по НДС

20

«

64

84

384


Наиболее выгодна бюджету и невыгодна иным участникам экономики ситуация, изложенная в Таблице 6: поступления в бюджет возрастают с 60 единиц при стандартной ситуации до 84 при освобождении оптового продавца. Аналогично возрастает продажная цена. Однако, если на рынке доминируют продавцы, реализующие товары по стандартной цене, организация, пользующаяся льготами, будет вынуждена сократить свою валовую прибыль (добавленную стоимость) со 100 до 76 единиц для обеспечения конкурентоспособности с организациями, облагаемыми в стандартном порядке. Если льгота преследовала цель поддержки определенной категории производителей, либо повышения доступности для конечных потребителей (снижения регрессивности), то указанная цель не была достигнута. Цена для конечных потребителей будет находится в пределах от 360 единиц (стандартная) до 384 в зависимости от способности организаций, пользующихся льготами, переложить налоговое бремя на последующих покупателей (потребителей) их продукции.

Из анализа таблиц 1-6 можно сделать следующие важные для установления льгот по налогу на добавленную стоимость выводы:

• освобождение лица, находящегося внутри производственной цепи, приводит к возрастанию налогового бремени (Таблица 6);

• обложение по пониженной ставке только розничного продавца, либо розничного и оптового, хотя и приводит к одинаковым результатам, но в последнем случае удается добиться относительной равномерности поступления налога и избежать возмещения налога из бюджета тем самым избежав возможные злоупотребления и (или) задержки в возмещении налога продавцу (таблицы 2 и 5).

• освобождение розничного продавца от налога приводит к меньшему снижению налогового бремени, нежели применение пониженной ставки (Таблица 3);

• бесполезно понижать ставку только на промежуточном этапе без понижения ставки для конечного потребителя (Таблица 4).

Выводы, сделанные для пониженной ставки справедливы и для нулевой ставки, за исключением устранения проблемы с возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость: с применением нулевой ставки эта проблема с неизбежностью возникает вне зависимости от момента начала установления ставки: на этапе производства, переработки или торговли.

Рассмотрим финансовые последствия установления льгот по налогу на добавленную стоимость для цепи организаций, если применяется метод вычитания. В Таблицах 7-12 приведены числовые примеры расчета налога на добавленную стоимость по методу вычитания при различных вариантах ставок налога и предоставления льгот. Участники производственно-коммерческого цикла, ставка налога и суммы добавленной стоимости здесь аналогичны предыдущим примерам (таблицы 1-6), когда применялся метод возмещения.


Таблица 7

Расчеты НДС, если все предприятия являются плательщиками налога (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

340

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

240

 


 


3. НДС начисленный

20

20

20

60

360


Как и при применении зачетного метода, при стандартной ситуации (когда отсутствуют налоговые льготы в любой их форме) поступления в бюджет от цепочки взаимосвязанных предприятий составляют 60 единиц, а доходы предпринимательских структур составляют 100 единиц и продажная цена 360 единиц.


Таблица 8

Расчеты по НДС, если оптовый и розничный продавцы облагается по пониженной ставке (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

330

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

230

 


 


3. НДС начисленный

20

10

10

40

340


Доходы бюджета составляют 40 единиц вместо 60 в случае отсутствия льгот; соответственно до 340 вместо 360 единиц понижается продажная цена для конечного потребителя. Доходы цепи предпринимательских структур остаются неизменными.


Таблица 9

Расчеты по НДС, если розничный продавец освобожден от уплаты налога (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

340

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

240

 


 


3. НДС начисленный

20

20

-

40

340


Доходы бюджета составляют 40 единиц вместо 60 в случае отсутствия льгот; соответственно до 340 вместо 360 единиц понижается продажная цена для конечного потребителя. Доходы цепи предпринимательских структур остаются неизменными, задача поддержки производителей и (или) уменьшения регрессивности системы обложения налогом на добавленную стоимость достигается.


Таблица 10

Расчеты по НДС, если оптовый продавец облагается по пониженной ставке (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

340

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

220

 


 


3. НДС начисленный

20

0

20

40

340


Доходы бюджета составляют 40 единиц вместо 60 в случае отсутствия льгот; соответственно до 340 вместо 360 единиц понижается продажная цена для конечного потребителя. Не имеет значения, на каком этапе производственного цикла предоставляется освобождение - на этапе розничных продаж (Таблица 9) или оптовых (данная таблица). Доходы цепи предпринимательских структур остаются неизменными, задача поддержки производителей и (или) уменьшения регрессивности системы обложения налогом на добавленную стоимость достигается.


Таблица 11

Расчеты по НДС, если розничный продавец облагается по пониженной ставке (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

340

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

240

 


 


3. НДС начисленный

20

20

10

50

350


Доходы бюджета составляют 50 единиц вместо 60 в случае отсутствия льгот; соответственно до 350 вместо 360 единиц понижается продажная цена для конечного потребителя. Доходы цепи предпринимательских структур остаются неизменными, задача поддержки производителей и (или) уменьшения регрессивности системы обложения налогом на добавленную стоимость достигается.


Таблица 12

Расчеты по НДС, если Оптовый продавец освобожден от уплаты налога (метод вычитания) (денежных единиц)


Этапы производственно-коммерческого цикла

Производитель

Оптовый

продавец

Розничный продавец

Общая

сумма

НДС

Розничная цена с НДС

1. Продажи (без учета НДС)

100

220

320

 


 


2. Покупки (без учета НДС)

0

120

220

 


 


3. НДС начисленный

20

-

20

40

340


Доходы бюджета составляют 40 единиц вместо 60 в случае отсутствия льгот; соответственно до 340 вместо 360 единиц понижается продажная цена для конечного потребителя. Не имеет значения, на каком этапе производственного цикла предоставляется освобождение - на этапе розничных продаж (Таблица 9) или оптовых (данная таблица). Доходы цепи предпринимательских структур остаются неизменными, задача поддержки производителей и (или) уменьшения регрессивности системы обложения налогом на добавленную стоимость достигается.

Из представленных таблиц можно сделать следующие важные для установления льгот по налогу на добавленную стоимость выводы:

• не имеет значения, на каком этапе имеет место освобождение от налогообложения (таблицы 8, 12);

• обложение по пониженной ставке приводит к снижению налогового бремени на любом участке налогообложения (таблицы 8, 10 и 11).

• освобождение розничного продавца от налога приводит к большему снижению налогового бремени, нежели применение пониженной ставки (таблицы 8 и 11).

Исходя из проведенного сравнительного анализа взимания налога на добавленную стоимость по методу возмещения и методу вычитания, возможно сформулировать следующие выводы:

1. В случае применения единой ставки налога на добавленную стоимость, а также отсутствия освобождений от уплаты налога и нулевых ставок не имеет значения, какой из рассматриваемых методов использовать, а выбор того или иного метода является скорее вопросом администрирования, но не налоговой политики.

2. При существовании множественности ставок и льгот по уплате налога ни один из методов не позволяет полностью избежать связанных с этим недостатков и искажений, а выбор метода должен быть результатом анализа издержек и выгод для каждого из них.

3. Особенностью метода возмещения является нежелательность освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость предприятий, находящихся на промежуточных этапах производственно-коммерческого цикла, т.к. это приводит к возникновению каскадного эффекта, что значительно сокращает выгоду от одного из главных преимуществ налога на добавленную стоимость перед налогом с продаж — устранения каскадного эффекта.

4. Использование метода вычитания не приводит к возникновению каскадного эффекта, но ослабляет способность налога на добавленную стоимость предотвращать уход от уплаты налога.

Так как полностью совершенной системы налога на добавленную стоимость не существует, выбор метода взимания этого налога зависит от количества и качества несовершенств того или иного метода. Так, метод вычитания полностью исключен как основной или единственный в странах с множественными ставками (так как позволяет дифференцировать ставки лишь на последнем из производственных этапов), хотя с другой стороны, принятие такого метода может послужить аргументом в пользу перехода к единой ставке налога. Также можно отметить, что при единой налоговой ставке и большом количестве льготируемых товаров и услуг предпочтение следует отдать методу вычитания.

Таким образом, все имеющиеся в Российской Федерации типы льгот по налогу на добавленную стоимость целесообразны и обоснованы. Более того, аналогичные льготы применяются в большинстве зарубежных стран, взимающих налог на добавленную стоимость в течение многих лет. Присутствует некоторое снижение эффективности льгот в результате присущих налогу на добавленную стоимость особенностей исчисления, однако они вполне адекватно устраняются предоставлением налогоплательщику права выбора: применять ему льготу или нет. Льготы в форме освобождения операций от обложения целесообразнее заменить на обложение по пониженной ставке для тех товаров (работ, услуг), покупателями которых выступают преимущественно организации и индивидуальные предприниматели (например, работ по обслуживанию и ремонту морских судов и судов внутреннего плавания).


Мерзляков Кирилл Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Основные принципы налогового федерализма в России
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Вернуться к списку публикаций