2012-01-01 14:11:34
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация



Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация


Налоговые отношения непосредственно содержит следующие элементы:

1. Стороны отношений, в т.ч.:

1.1. Налогоплательщики и налоговые агенты.

1.2. Государство (в лице ответственных за сбор налогов органов).

2. Содержание отношений.

Говоря о налогоплательщиках как о стороне налоговых отношений, стоит заметить, что из всего круга лиц, являющихся субъектами по гражданскому праву, (т.е. физических и юридических лиц) налогообложение затрагивает лишь некоторые категории. Так, согласно действующему законодательству, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, перемещающие товары через границу РФ. Однако, так было не всегда: до 2001 года в течение ряда лет индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, что позволяет говорить о фактическом предоставлении им преимуществ перед корпоративными образованиями (организациями). Преимущество это условное, так как зависит от сферы деятельности индивидуального предпринимателя, от статуса покупателей его продукции. В настоящее время налогоплательщики, выручка которых за три месяца не превысила один миллион рублей, могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, критерий организационно-правовой формы ведения бизнеса был заменен на верхний предел выручки, что, по нашему мнению, больше соответствует началам законодательства о налогах и сборах.

Льготы также могут быть классифицированы по уровню и виду государственного органа, которым они предоставлены:

• федеральные;

• региональные;

• местные.

Не раз в российской практике поднимался вопрос о праве законодательных и представительных органов субъектов РФ и муниципальных образований на установление дополнительных льгот в части сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджет. Сторонники признания такого права апеллировали к бюджетному федерализму, т.е. независимости бюджетов нижестоящего уровня территориальных образований по отношению к вышестоящему. Как правило, спорные ситуации разрешались в пользу налогоплательщиков, т.е. право на установление дополнительных льгот, даже не предусмотренных в актах законодательства о налогах и сборах, нижестоящие органы законодательной власти все же реализовывали. Применительно к налогу на добавленную стоимость такая практика не нашла широкого распространения, возможно потому, что большая доля налога (а с 2001 года - 100%) поступала в федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом и установление льгот актами субъектов РФ и муниципальных образований не предусмотрено.

Льготы по содержанию налоговых отношений могут быть классифицированы по элементу налогообложения, к которому применяется льготирование. Элементы налогообложения установлены п. 1 ст. 17 Налогового Кодекса Российской Федерации:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Наиболее существенны и распространены льготы, касающиеся объекта обложения и налоговой ставки. Статья 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающая исключения из обложения определенных операций, содержит более 40 подпунктов, освобождающие от обложения различные операции (виды деятельности). Среди освобождаемых операций условно можно выделить следующие категории:

1) освобождение социально значимых товаров (работ, услуг);

2) освобождение операции во избежание двойного налогообложения, в том числе с учетом территориальной привязки налога (технические льготы).

По нашему мнению, финансовые операции, связанные с расчетами, подлежат освобождению, так как они являются встречным потоком за реализованные товары (работы, услуги). Наиболее ярким примером такой льготы является освобождение от обложения передачи монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств. Близко по экономическим основаниям освобождение передачи долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

При обложении реализации товаров (работ, услуг) между контрагентами разных стран приобретает актуальность выбор принципа взимания налога: в стране происхождения товара или в стране назначения. Общепринятым в мировой практике является взимание налога в стране назначения товара, при этом в стране происхождения товар льготируется. В российском законодательстве установлены две формы такого льготирования:

1) применение нулевой ставки для экспортируемых товаров;

2) освобождение от обложения операций по выполнению работ и оказанию услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Другие виды технических льгот связаны с освобождением от обложения услуг государственных, бюджетных (либо в значительной мере финансируемых государством) организаций, а также отраслей, исчисление налога на добавленную стоимость в которых проблематично.

Более разнообразны льготы социального характера. Их состав (освобождение от обложения медицинских услуг, услуг в сфере образования, искусства и культуры) позволяют говорить о стремлении сделать более доступными для населения эти услуги, учитывая их ключевое значение в жизни общества в сочетании с преобладающей долей некоммерческих организаций, работающих в данной сфере.

Говоря о налоговой базе как об определенной характеристике объекта обложения можно остановиться на таком её аспекте как момент её возникновения. Установлены два способа определения момента возникновения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость:

• по отгрузке, или метод начисления;

• по оплате, или кассовый метод.

В настоящее время все налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право применять любой из этих методов по своему усмотрению. По налогу на прибыль организаций с 2002 года лишь организациям, сумма выручки которых не превышает установленного Кодексом предела (сейчас четыре миллиона рублей в год), предоставляется право применения кассового метода. Такое право можно считать льготой, так как принятие учетной политики для целей налогообложения «по оплате» налогоплательщик в ряде случаев фактически получает отсрочку по уплате налога.

Другим действенным способом отсрочки налоговых обязательств является применение более продолжительного налогового и отчетного периодов. Величины отчетных (налоговых) периодов по налогам в РФ колеблются от полумесяца (для отдельных видов подакцизных товаров) до одного года. По налогу на добавленную стоимость установлены две различные по продолжительности величины налогового периода:

1) месяц - обычная величина налогового периода;

2) квартал - для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, не превышающими один миллион рублей.

Самым широко используемым инструментом льготирования является установление пониженных ставок. Надо сказать, что установление дифференцированных налоговых ставок часто используется как в российской, так и мировой практике, в том числе при взимании налога на добавленную стоимость.

По налогу на добавленную стоимость установлены следующие налоговые ставки:

• стандартная (20%) (с 01 января 2004 года - 18%);

• пониженная (10%);

• нулевая (0%).

Нулевая ставка применяется к экспортируемым товарам, услугам по их экспорту, а также в некоторых других случаях.

Пониженная ставка (10%) применяется к установленному Налоговым кодексом перечню продовольственных товаров и товаров для детей, а также по периодическим печатным изданиям и книжной продукции, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

По остальным облагаемым товарам (работам, услугам), а также иным объектам обложения, устанавливается стандартная ставка.

Сроки уплаты налога, как правило, взаимосвязаны с налоговым периодом и предоставление льгот по налоговому периоду влечет предоставление льгот по срокам уплаты налога.

Наиболее распространенными способами предоставления налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость из перечисленных ранее являются следующие:

• изъятия из объекта обложения;

• снижение налоговой ставки;

• льготы налогоплательщикам исходя из их статуса.

Льготы налогоплательщикам исходя из их статуса предполагают освобождение налогоплательщика в силу особенностей, не связанных с конкретным объектом обложения. Так, к категориям налогоплательщиков, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении некоторых объектов обложения, относятся общественные организации инвалидов и их дочерние организации. К льготе данного вида можно причислить также льготы налогоплательщикам с объемами выручки (величиной налоговой базы) не более одного миллиона рублей в квартал.

Промежуточное положение занимают виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия и предусматривающие совмещение лицензируемой деятельности лишь с закрытым перечнем примыкающих видов деятельности, например банковская и страховая. Применительно к ним корректно говорить как об освобождении от налога на добавленную стоимость банков (по определенному кругу банковских операций) и страховых компаний, так и просто об освобождении банковских и страховых услуг.

Пониженная ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении отдельных групп социально значимых товаров.

Менее финансово значимыми как с точки зрения налогоплательщиков, так и государства являются льготы, вытекающие из иных элементов налога: налогового периода, порядка исчисления и сроков уплаты налога. Упрощенный порядок исчисления налога на добавленную стоимость в Российской Федерации не применяется, но установление такого порядка возможно. Так, в ряде европейских стран применяется «плоская ставка» налога на добавленную стоимость в отношении продукции сельского хозяйства. Такой порядок снимает необходимость трудоемкого учета закупок для целей налога на добавленную стоимость, включая получение и регистрацию счетов-фактур.

Таким образом, налогу на добавленную стоимость присущи практически все виды налоговых льгот, существующих в российском законодательстве.

По определению, налоговые льготы представляют собой определенные преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими, что уже само по себе является элементом активной экономической политики. В то же время, в ряде случаев (в частности, при экспорте) предоставление преференциальных условий исчисления налога продиктовано особенностями самого налога. Такие льготы в дальнейшем будем называть «техническими», т.е. производными от техники взимания налога на добавленную стоимость. Попробуем выявить и объяснить «технические» льготы, классифицировать оставшиеся льготы по основанию целей их установления, и провести анализ адекватности применяемых льгот для достижения этих целей.

Признаками, наличие которых позволяет говорить о «техническом» характере той или иной льготы является наличие при допущении отсутствия льготы двойного налогообложения. Так, общепринятым в большинстве стран мира является обложение налогом на добавленную стоимость товаров по принципу страны назначения. Если предположить, что экспортируемые товары будут облагаться еще и в стране происхождения, то налицо будет факт двойного налогообложения. Следует отметить, что установление нулевой ставки на экспортируемые товары не является единственно возможным решением проблемы. Возможно освобождение ввозимых товаров в стране назначения. Вплоть до 2001 года такой режим взимания налога на добавленную стоимость существовал у России со странами СНГ, и сохранился в отношениях с Белоруссией. Однако, такой подход связан, как минимум, со следующими негативными явлениями:

• искажается сущность налога на добавленную стоимость как налога на потребление;

• при условии установления различных ставок налога на добавленную стоимость в странах происхождения и назначения искажается предложение товара, что означает для страны-импортера дискриминацию либо иностранных, либо отечественных товаров;

• при последующей перепродаже товара в стране назначения возникают сложности в определении налоговых обязательств: вычет налога, уплаченного в другой стране, чреват, в условиях затрудненного информационного обмена, злоупотреблениями со стороны налогоплательщиков, обложение же разницы между продажной и покупной стоимостями товара создает существенные сложности при исчислении налоговых обязательств;

• учитывая, что для отдельной страны порядок взимания налога на добавленную стоимость в других странах есть «данность», вводить особый порядок применения налога на добавленную стоимость во внешней торговле возможно лишь группой стран по договоренности - при этом всегда будут оставаться страны, применяющие общепринятый порядок взимания, что приведет к усложнению налогового администрирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Налогоплательщики - социологический портрет и управление отношениями субъектов налогообложения
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Методологические основы налогового администрирования
Вернуться к списку публикаций