2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


Порядок определения критерия эффективности при условии повышения уровня косвенного налогообложения.

Величина косвенных налогов и совокупных налоговых поступлений в бюджет до начала проведения преобразований, заключающихся в повышении ставок и/или расширении налоговой базы косвенных налогов, рассчитывается, как и в случае определения критерия эффективности при условии снижения уровня косвенного налогообложения, по формулам (1) - (9).

Обозначим, как это было сделано выше, показатель изменения ставок косвенных налогов через Δ.

Величина доходов бюджета после повышения ставок косвенных налогов и/или расширения их налоговой базы будет рассчитываться по формуле (10), однако все значения Δ в формуле (10) будут положительными. Расширение налоговой базы косвенных налогов проявится в виде увеличения числа облагаемых косвенными налогами групп товаров и услуг, учитываемых в формулах (1), (3) и (5).

Если бы спрос на товары и услуги не был эластичным по цене, то после преобразований поступления в бюджет от косвенных налогов рассчитывались бы по формуле (10), а совокупные налоговые доходы бюджета - как сумма (10) и прямых налогов по формуле (11).

Однако, как уже отмечалось, изменение ставок косвенных налогов и/или их налоговой базы как ценовой фактор спроса оказывает прямое влияние на объем потребляемых товаров и услуг и, соответственно, на реальный объем производства. Поэтому величина доходов бюджета от косвенных налогов после преобразований (увеличения ставок и/или расширения базы) в краткосрочной перспективе составила эквивалент площади прямоугольника РбР1ВЕ, а не эквивалент площади прямоугольника со сторонами РбР и OV (рис. 9). Поступления прямых налогов также, снизились в связи с сокращением их налоговой базы с величины, соответствующей площади прямоугольника OP6FV, до эквивалента площади прямоугольника ОРбЕV1.

Таким образом, для отражения изменений в спросе на товары и услуги, приводящих к снижению налоговых доходов бюджета, необходимо ввести поправочный коэффициент Е, который можно рассчитать по формуле:

попра¬вочный коэффициент Е, который можно рассчитать по формуле

где: P1 - средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1.

С учетом поправочного коэффициента Е уравнение (11) примет вид:

С учетом поправочного коэффициента Е уравнение (11) примет вид

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

 

В среднесрочной перспективе вследствие снижения потребления и производства товаров и услуг (смещение кривой совокупного спроса влево), база прямых налогов дополнительно сократилась и составила величину, эквивалентную площади прямоугольника ОРбЕV2 (рис. 9). Поступления косвенных налогов уменьшились до эквивалента площади прямоугольника P6P1KL.

Следовательно, в уравнение (20) необходимо ввести второй поправочный коэффициент - Е2, рассчитываемый по формуле:

второй поправочный коэффициент - Е2, рассчитываемый по формуле

где: Р1 - средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен P1 при смещении кривой совокупного спроса влево.

Уравнение (20) с учетом выражения (21) примет вид:

Уравнение (20) с учетом выражения (21) примет вид

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Е - первый поправочный коэффициент;

Е2- второй поправочный коэффициент;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен P1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен Р при смещении кривой совокупного спроса влево;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

Заметим, что отношение V2/V есть отношение величины валового внутреннего продукта после преобразований (ВВПпр) к валовому внутреннему продукту до начала преобразований (ВВП).

С учетом (9) и (22) граничное условие повышения уровня косвенного налогообложения будет иметь вид, аналогичный (17), а величина сокращения ВВП будет рассчитываться по формуле, аналогичной (18).

Таким образом, предложенная автором методика может применяться для расчета граничных условий комбинированных преобразований косвенного налогообложения (ставки и налоговая база косвенных налогов могут одновременно как увеличиваться, так и уменьшаться).

Уравнение критерия эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики в общем виде можно записать следующим образом:

Уравнение критерия эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики

где: Кэ - критерий эффективности;

Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований;

ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до начала преобразований.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Совершенствование льгот по налогу на добавленную стоимость как средств государственной политики
Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах
Сущность и функции налогов
Вернуться к списку публикаций