2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


Порядок определения критерия эффективности при условии повышения уровня косвенного налогообложения.

Величина косвенных налогов и совокупных налоговых поступлений в бюджет до начала проведения преобразований, заключающихся в повышении ставок и/или расширении налоговой базы косвенных налогов, рассчитывается, как и в случае определения критерия эффективности при условии снижения уровня косвенного налогообложения, по формулам (1) - (9).

Обозначим, как это было сделано выше, показатель изменения ставок косвенных налогов через Δ.

Величина доходов бюджета после повышения ставок косвенных налогов и/или расширения их налоговой базы будет рассчитываться по формуле (10), однако все значения Δ в формуле (10) будут положительными. Расширение налоговой базы косвенных налогов проявится в виде увеличения числа облагаемых косвенными налогами групп товаров и услуг, учитываемых в формулах (1), (3) и (5).

Если бы спрос на товары и услуги не был эластичным по цене, то после преобразований поступления в бюджет от косвенных налогов рассчитывались бы по формуле (10), а совокупные налоговые доходы бюджета - как сумма (10) и прямых налогов по формуле (11).

Однако, как уже отмечалось, изменение ставок косвенных налогов и/или их налоговой базы как ценовой фактор спроса оказывает прямое влияние на объем потребляемых товаров и услуг и, соответственно, на реальный объем производства. Поэтому величина доходов бюджета от косвенных налогов после преобразований (увеличения ставок и/или расширения базы) в краткосрочной перспективе составила эквивалент площади прямоугольника РбР1ВЕ, а не эквивалент площади прямоугольника со сторонами РбР и OV (рис. 9). Поступления прямых налогов также, снизились в связи с сокращением их налоговой базы с величины, соответствующей площади прямоугольника OP6FV, до эквивалента площади прямоугольника ОРбЕV1.

Таким образом, для отражения изменений в спросе на товары и услуги, приводящих к снижению налоговых доходов бюджета, необходимо ввести поправочный коэффициент Е, который можно рассчитать по формуле:

попра¬вочный коэффициент Е, который можно рассчитать по формуле

где: P1 - средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1.

С учетом поправочного коэффициента Е уравнение (11) примет вид:

С учетом поправочного коэффициента Е уравнение (11) примет вид

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

 

В среднесрочной перспективе вследствие снижения потребления и производства товаров и услуг (смещение кривой совокупного спроса влево), база прямых налогов дополнительно сократилась и составила величину, эквивалентную площади прямоугольника ОРбЕV2 (рис. 9). Поступления косвенных налогов уменьшились до эквивалента площади прямоугольника P6P1KL.

Следовательно, в уравнение (20) необходимо ввести второй поправочный коэффициент - Е2, рассчитываемый по формуле:

второй поправочный коэффициент - Е2, рассчитываемый по формуле

где: Р1 - средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен P1 при смещении кривой совокупного спроса влево.

Уравнение (20) с учетом выражения (21) примет вид:

Уравнение (20) с учетом выражения (21) примет вид

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Е - первый поправочный коэффициент;

Е2- второй поправочный коэффициент;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен P1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен Р при смещении кривой совокупного спроса влево;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

Заметим, что отношение V2/V есть отношение величины валового внутреннего продукта после преобразований (ВВПпр) к валовому внутреннему продукту до начала преобразований (ВВП).

С учетом (9) и (22) граничное условие повышения уровня косвенного налогообложения будет иметь вид, аналогичный (17), а величина сокращения ВВП будет рассчитываться по формуле, аналогичной (18).

Таким образом, предложенная автором методика может применяться для расчета граничных условий комбинированных преобразований косвенного налогообложения (ставки и налоговая база косвенных налогов могут одновременно как увеличиваться, так и уменьшаться).

Уравнение критерия эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики в общем виде можно записать следующим образом:

Уравнение критерия эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики

где: Кэ - критерий эффективности;

Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований;

ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до начала преобразований.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Акцизное налогообложение
Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Налоговая деятельность - функция российского государства
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Вернуться к списку публикаций