2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


С учетом формул (1), (3) и (5) Д1к можно представить в виде матрицы:

Д1к можно представить в виде матрицы

Налоговые доходы бюджета до преобразований можно рассчитать по формуле:

Налоговые доходы бюджета до преобразований можно рассчитать по формуле

где: Днал - налоговые доходы бюджета до начала преобразований;

Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований.

 

Введем показатель изменения ставок косвенных налогов при их преобразовании:

Δi - изменение базовой ставки НДС;

Δj - изменение пониженной ставки НДС;

Δк - изменение ставок акцизов;

Δq - изменение ставки НсП.

 

Величина Δ измеряется в долях единицы. При этом для рассматриваемого случая (снижения ставок косвенных налогов) значение Δ отрицательно.

Сокращение налоговой базы косвенных налогов проявится в виде уменьшения числа облагаемых косвенными налогами групп товаров и услуг, учитываемых в формулах (1), (3) и (5).

Отразим эти изменения в формуле:

Отразим эти изменения в формуле

где: Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований.

Определим величину налоговых доходов бюджета после преобразований:

Определим величину налоговых доходов бюджета после преобразований

где Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после начала преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований.

 

Отметим, что изменение ставок косвенных налогов и/или их налоговой базы как ценовой фактор спроса оказывает прямое влияние на объем потребляемых товаров и услуг и, соответственно, на реальный объем производства. Напомним, что в рассмотренных сценариях развития экономической ситуации снижение ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов привело не только к снижению доходов бюджета, но также и к росту объемов производства, за счет которого возросли поступления налоговых доходов в бюджет.

Так, после преобразований доходы бюджета от косвенных налогов по первому сценарию (рис. 4) в среднесрочной перспективе составят величину, эквивалентную площади прямоугольника P6P1KH, а не только площади прямоугольника P6P1GE. При этом база прямого налогообложения будет эквивалента площади прямоугольника OP6HV2, в то время как до преобразований она равнялась площади прямоугольника OP6EV. Эти результаты включают изменения, имевшие место в краткосрочной перспективе.

Аналогичная картина наблюдается и по второму сценарию (рис. 6), когда доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований в среднесрочной перспективе будут эквиваленты площади прямоугольника P61PFD, которая больше площади прямоугольника P61PCG. Вырастет и база прямого налогообложения - с величины, эквивалентной площади прямоугольника OPб1GV, до величины, эквивалентной площади прямоугольника OP 61DV1. Эти результаты также включают изменения, имевшие место в краткосрочной перспективе.

Таким образом, для отражения изменений в спросе на товары и услуги, приводящих к росту налоговых доходов бюджета, необходимо ввести поправочный коэффициент Е.

Для первого сценария этот коэффициент можно рассчитать по формуле:

Для первого сценария этот коэффициент можно рассчитать по формуле

где: S1 - площадь прямоугольника P6P1KH;

S2 - площадь прямоугольника P6P1GE;

S3 - площадь прямоугольника ОРбНV2;

S4 - площадь прямоугольника OP6EV;

P1 - средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V2 - реальный объем производства при уровне цен P1 при смещении кривой совокупного спроса вправо.

 

Для второго сценария этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

Для второго сценария этот коэффициент рассчитывается следующим обра¬зом

где: S5 - площадь прямоугольника P61PFD;

S6 - площадь прямоугольника P61PCG;

S7 - площадь прямоугольника OP61DV1;

S8 - площадь прямоугольника ОРб1GV;

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен

Рб1 - базовый уровень цен без учета косвенных налогов после снижения их ставок;

V - реальный объем производства при уровне цен Р и совокупном спросе AD;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р и совокупном спросе AD.

 

Выражения (12) и (13) наглядно показывают, что поправочный коэффициент Е равен росту реального объема производства, исчисленному в долях единицы, то есть росту ВВП.

Таким образом, коэффициент Е можно записать в виде отношения:

коэффициент Е можно записать в виде отношения

где: ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до преобразований.

 

С учетом коэффициента Е налоговые доходы бюджета (11) после преобразований будут составлять Дналпр:

С учетом коэффициента Е налоговые доходы бюджета (11) после преобразований будут составлять Дналпр

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

 

С учетом выражений (9), (14) и (15) запишем граничное условие снижения уровня косвенного налогообложения:

С учетом выражений (9), (14) и (15) запишем граничное условие снижения уровня косвенного налогообложения

где: Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов послепреобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований;

ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до начала преобразований;

 

Из уравнения (17) выразим величину роста ВВП:

Из уравнения (17) выразим величину роста ВВП

Отношение ВВП после преобразований к ВВП, существовавшему до преобразований, есть критерий эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики в целях стимулирования экономического роста.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Акцизное налогообложение
О сбалансированности общественных и частных интересов в налоговых правоотношениях РФ
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Понятие и виды косвенных налогов
Вернуться к списку публикаций