2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


Отразим эти изменения в модели. Модифицированная модель, описывающая влияние повышения уровня косвенного налогообложения на совокупный спрос и ВВП, приведена на рис. 9.


Влияние роста ставок косвенных налогов на совокупный спрос и объем реального производства в среднесрочной перспективе

Рис. 9. Влияние роста ставок косвенных налогов на совокупный спрос и объем реального производства в среднесрочной перспективе

где: AD - кривая совокупного спроса (существующее положение);

AD1 - кривая совокупного спроса при уровне цен Р1;

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен;

P1 - средний уровень цен после реформирования;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен P1 при смещении кривой совокупного спроса вправо;

Vб - реальный объем производства при уровне цен Рб.


Модифицированная модель (рис. 9) наглядно демонстрирует, что повышение уровня цены с Р до P1 приведет к снижению объемов реального производства не только с V до V1 (в краткосрочной перспективе), но и до V2 при смещении кривой спроса влево (AD1) - в среднесрочной. База прямого налогообложения, в свою очередь, дополнительно уменьшится на величину, соответствующую площади прямоугольника V2LEV1, до площади прямоугольника OP6LV2. При этом бюджет дополнительно потеряет прямые налоги вследствие указанного сокращения их базы, и косвенные налоги в эквиваленте площади прямоугольника LHGE. Также будет потеряна часть выигрыша по косвенным налогам, полученного в краткосрочной перспективе (PP1BG) в размере, эквивалентном площади прямоугольника HKBG.

Рассмотрим влияние на экономику (ВВП) изменения (сокращения или расширения) налоговой базы косвенных налогов.

Сокращение налоговой базы. По своим экономическим последствиям сокращение налоговой базы аналогично снижению ставок косвенных налогов, так как фактически означает уменьшение ставки налога до нулевой.

В условиях экономики совершенной конкуренции сокращение налоговой базы косвенных налогов приведет в краткосрочной перспективе к результатам, отраженным на рис. 2, в среднесрочной перспективе - к росту совокупного спроса и реального объема производства, как показано на рис. 4.

Таким образом, разработанная модель влияния снижении ставок косвенных налогов и/или сокращения их налоговой базы на ВВП в условиях экономики совершенной конкуренции позволяет сформулировать следующие выводы:

• косвенное налогообложение приводит к сокращению реального ВВП, «упущенный» объем которого при этом можно определить графически;

• объем производимого в стране ВВП можно представить в виде суммы косвенных налогов и выручки организаций;

• при снижении ставок и/или налоговой базы косвенных налогов в краткосрочной перспективе происходит:

рост объемов ВВП и потребления;

снижение поступлений в бюджет от косвенных налогов;

рост прибыли организаций и, соответственно, базы прямого налогообложения за счет увеличения выручки;

рост поступлений в бюджет от косвенных и прямых налогов за счет увеличения совокупного спроса;

• при снижении ставок и/или налоговой базы косвенных налогов в среднесрочной перспективе происходит смещение кривой спроса вправо, что обусловливает:

дополнительный рост ВВП и потребления товаров и услуг;

дополнительный рост поступлений косвенных и прямых налогов;

• потери бюджета в части доходов от косвенного налогообложения частично компенсируются ростом поступлений прямых и косвенных налогов за счет увеличения потребления товаров и услуг.

В российских экономических условиях результатом сокращения базы косвенных налогов в краткосрочной перспективе будет экономическая ситуация, представленная на рис. 5. Среднесрочную перспективу будет характеризовать рис. 6.

Анализ влияния снижения ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов на ВВП в российских экономических условиях, когда цены на товары имеют тенденцию к росту, позволяет сделать следующие выводы:

• косвенное налогообложение приводит к сокращению реального ВВП, «упущенный» объем которого при этом можно определить графически;

• объем производимого в стране ВВП можно представить в виде суммы косвенных налогов и выручки организаций;

• при снижении ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов в краткосрочной перспективе происходит:

снижение поступлений в бюджет от косвенных налогов;

рост базовых цен на товары и услуги;

увеличение прибыли организаций и, соответственно, базы прямого налогообложения за счет увеличения выручки;

увеличение поступлений в бюджет прямых налогов;

• при снижении ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов в среднесрочной перспективе происходит смещение кривой спроса вправо, что обусловливает:

рост ВВП и потребления товаров и услуг;

увеличение поступлений в бюджет косвенных налогов;

дополнительный рост поступлений в бюджет прямых налогов;

• потери бюджета в части доходов от косвенного налогообложения частично компенсируются ростом поступлений прямых и косвенных налогов за счет увеличения потребления товаров и услуг.


Сравнивая результаты снижения величины ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов в условиях экономики совершенной конкуренции (первый сценарий) и российского рынка (второй сценарий), необходимо отметить, что в развитых странах косвенные налоги являются более действенным инструментом государственного регулирования экономики.

Расширение налоговой базы. По своим экономическим последствиям расширение налоговой базы идентично повышению ставок косвенных налогов, так как фактически означает увеличение ставки от нулевой до пониженной или базовой.

И в условиях экономики совершенной конкуренции, и в российских экономических условиях расширение налоговой базы косвенных налогов в кратко- и среднесрочной перспективе будет аналогично увеличению ставок налогов, что представлено на рис. 5 и 6, соответственно.

Обобщая результаты исследования повышения ставок и/или расширения налоговой базы косвенных налогов на ВВП в условиях экономики совершенной конкуренции и в российских экономических условиях, можно констатировать:

• косвенное налогообложение приводит к сокращению реального ВВП, «упущенный» объем которого при этом можно определить графически;

• объем производимого в стране ВВП можно представить в виде суммы косвенных налогов и выручки организаций;

• при повышении ставок и/или расширении налоговой базы косвенных налогов в краткосрочной перспективе происходит:

сокращение объемов ВВП и потребления;

снижение прибыли организаций и, соответственно, базы прямого налогообложения за счет уменьшения выручки;

сокращение поступлений в бюджет от косвенных и прямых налогов в результате снижения совокупного спроса;

рост поступлений в бюджет от косвенных налогов за счет увеличения их ставок;

• при повышении ставок и/или расширении налоговой базы косвенных налогов в среднесрочной перспективе происходит смещение кривой спроса влево, что обусловливает:

дополнительное снижение объемов ВВП и потребления товаров и услуг;

дополнительное сокращение поступлений прямых налогов;

дополнительное снижение поступлений косвенных налогов и потеря части выигрыша по этим налогам, полученного в краткосрочной перспективе.

Этот вывод подтверждается в работах, посвященных моделированию экономических процессов, у ряда зарубежных и отечественных ученых, в частности, у С.М. Мовшовича, который методом сравнительной статистики, то есть путем доказательства теоремы о существовании и дифференцируемости неявной функции, заданной условиями:

a. единственным источником прогресса является изменение «качества» труда;

b. производственные возможности задаются производственной функцией двух аргументов - труда и капитала;

c. производитель стремится максимизировать суммарную дисконтированную прибыль за вычетом налогов и инвестирует ее в физический капитал и повышение эффективности труда;

d. налоговые платежи состоят из НДС, налога на прибыль, ЕСН и налогов на имущество, доказал, что рост ставок НДС при неизменности других условий приводит к снижению темпов роста экономики.

Таким образом, увеличивая или уменьшая размер ставок и/или налоговой базы косвенных налогов, мы будет иметь гарантированный положительный или отрицательный экономический рост.

Отдельно следует рассмотреть влияние на совокупный спрос и ВВП увеличения ставки и/или налоговой базы акциза в части перечня предметов роскоши, так как спрос на эти товары, вследствие незначительной эластичности по цене, по мнению автора, в результате роста цен на них не сократится.

Рассмотрим последствия увеличения ставок акциза на предметы роскоши и/или расширения их перечня.

Модель, представленная на рис. 10, описывает различные объемы товаров и услуг (реальный объем национального производства), который потребители, предприятия и правительство готовы купить при существующем уровне цен - Р, и при базовом уровне цен без учета косвенных налогов, то есть, при их нулевой ставке - Рб.

Рост ставок акциза на предметы роскоши или расширение их перечня при прочих равных условиях приведет к увеличению среднего уровня цен в экономике до P1. При этом объем товаров и услуг, потребляемых в экономике, не изменится вследствие слабой эластичности спроса на предметы роскоши по цене. Кривая совокупного спроса в этой ситуации сместится вверх. Дополнительный приток косвенных налогов в бюджет будет эквивалентен площади прямоугольника PP1BC.


Влияние увеличения ставок и/или расширения налоговой базы акциза на предметы роскоши на производство товаров и услуг

Рис. 10. Влияние увеличения ставок и/или расширения налоговой базы акциза на предметы роскоши на производство товаров и услуг


Таким образом, в результате роста ставок акциза на предметы роскоши или расширения их перечня прежний объем товаров и услуг в экономике будет приобретен по более высокой цене. Следовательно, обложение акцизом предметов роскоши представляет собой наиболее действенный механизм пополнения доходной части бюджета, так как не связан с негативным влиянием, оказываемым на темпы экономического развития ростом ставок или расширением налоговой базы других косвенных налогов или акцизов на прочие товары.

Разработанная автором в рамках методологии повышения эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики модель позволяет качественно оценить последствия воздействия на элементы косвенных налогов - налоговую ставку и налоговую базу - для динамики ВВП и доходов бюджета в условиях экономики совершенной конкуренции и в современной российской экономике.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Акцизное налогообложение
Налоговая деятельность - функция российского государства
Общие черты бюджетного федерализма западных стран
О сбалансированности общественных и частных интересов в налоговых правоотношениях РФ
Вернуться к списку публикаций