2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


Как видно из рисунка, увеличение совокупного спроса при уровне цен Р приведет к росту ВВП до величины V1. При этом будет отмечаться рост как выручки организаций и, следовательно, базы прямых налогов в размере, эквивалентном площади прямоугольника VGDV1, так и доходов бюджета от косвенного налогообложения на величину, соответствующую на рис. 6 площади прямоугольника GCFD. Следует отметить, что в этом случае «упущенный» объем ВВП станет Vб1-V1.


Рост ВВП при снижении ставок косвенных налогов в среднесрочной перспективе


Рис. 6. Рост ВВП при снижении ставок косвенных налогов в среднесрочной перспективе

где: AD - кривая совокупного спроса (существующее положение);

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенных налогов;

Рб1 - базовый уровень цен без учета косвенных налогов после снижения их ставок;

V - реальный объем производства при уровне цен Р и совокупном спросе AD;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р и совокупном спросе AD1;

Vб - реальный объем производства при уровне цен Рб;

Vб1 - реальный объем производства при уровне цен Рб1.


Повышение ставок косвенных налогов. Моделируя процесс изменения объемов реального производства при повышении ставок косвенных налогов, автор предположил, что повышение ставок неизбежно повлечет за собой рост цен на товары и услуги. При этом последствия связанного с повышением ставок косвенных налогов роста цен будут одинаковы как для экономики совершенной конкуренции, так и для современной российской экономики.

Модель, представленная на рис. 7 описывает различные объемы товаров и услуг (реальный объем национального производства), которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при существующем уровне цен - Р, при уровне цен, соответствующем повышенной ставке косвенных налогов – Р1, и при базовом уровне цен без учета косвенных налогов, то есть, при нулевой ставке косвенных налогов, - Рб. Произведение цены (Р) на соответствующий ей на графике объем производства (V) представляет собой ВВП при рассматриваемом уровне цен.


Влияние роста ставок косвенных налогов на объем реального производства в краткосрочной перспективе

Рис. 7. Влияние роста ставок косвенных налогов на объем реального производства в краткосрочной перспективе

где: AD - кривая совокупного спроса (существующее положение);

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен;

P1 - средний уровень цен после реформирования;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен P1;

Vб - реальный объем производства при уровне цен Рб.


Из модели видно, что косвенное налогообложение приводит к сокращению реального объема производства. При базовом уровне цен (Рб) объем национального производства составил бы величину Vб. Таким образом, с помощью модели можно графически определить «упущенный» объем национального производства - разность V6 - V. При этом площадь прямоугольника OPCV соответствует стоимости всех произведенных в стране и, соответственно, приобретенных потребителями товаров и услуг при существующих условиях; площадь прямоугольника PбPCF - величине косвенных налогов, поступающих непосредственно в доход государства; площадь прямоугольника OPбFV - выручке организаций, из которой впоследствии ими будут уплачены прямые налоги.

Предположим, что уровень косвенного налогообложения повышен, и средний уровень цен в стране повысился с Р до Р1. В этом случае потребители будут готовы приобрести товары и услуги не в объеме V, а в уменьшенном объеме V1, а выручка организаций и, как следствие, база прямого налогообложения сократится с OP6FV до ОРбЕV1, что графически проиллюстрировано в модели. Повышение ставок косвенных налогов приведет к сокращению поступлений косвенных налогов в бюджет в объеме, эквивалентном площади представленного в модели прямоугольника EGCF, и базы прямого налогообложения на величину, соответствующую площади прямоугольника V1EFV. При этом выигрыш бюджета от повышения ставок косвенных налогов составит эквивалент площади прямоугольника PP1BG.

Снижение спроса на товары и услуги, возникшее в результате повышения ставок косвенных налогов, влечет за собой сокращение прибыли организаций. Последнее приведет, при неизменном уровне прямого налогообложения и прочих равных условиях, во-первых, к снижению доходов населения (за счет заработной платы работников и предпринимательского дохода) и, во-вторых, снижению спроса на инвестиционные товары со стороны организаций, так как они не могут делать оптимистичные прогнозы на получение в будущем дополнительного дохода от вложений в основной капитал.


Изменения в совокупном спросе в результате роста ставок косвенных налогов

Рис. 8. Изменения в совокупном спросе в результате роста ставок косвенных налогов


Таким образом, в среднесрочной перспективе кривая спроса AD смещается влево (рис. 8).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Налог на добавленную стоимость и налог с продаж
Сущность и функции налогов
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Зарубежный опыт косвенного налогообложения
О сбалансированности общественных и частных интересов в налоговых правоотношениях РФ
Вернуться к списку публикаций