2011-12-27 20:38:57
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России



Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России


Так, из модели видно, что косвенное налогообложение приводит к сокращению реального объема производства. При базовом уровне цен (Рб) объем национального производства составил бы величину Vб. Таким образом, с помощью модели можно графически определить «упущенный» объем национального производства - разность V6 - V.

Представленная модель наглядно показывает деление ВВП на две составляющие: косвенные налоги, поступающие непосредственно в доход государства, и выручку организаций. В нашей модели площадь прямоугольника OPCV представляет собой стоимость всех произведенных в стране и, соответственно, приобретенных потребителями товаров и услуг при существующих условиях. Эту стоимость можно условно разделить на две составляющие: площадь прямоугольника РбРСЕ - величину косвенных налогов, поступающих непосредственно в доход государства, и площадь прямоугольника OP6EV - выручку организаций, включающую себестоимость товаров и услуг и прибыль, из которых впоследствии ими будут уплачены прямые налоги.

Предположим, что уровень косвенного налогообложения снижен. В краткосрочной перспективе средний уровень цен в стране сократится с Р до P1. В этом случае потребители будут готовы приобрести товары и услуги не в объеме V, а уже в объеме V1, а выручка организаций и, как следствие, база прямого налогообложения увеличится с OP6EV до OP6FV1, что графически проиллюстрировано в модели. При этом следует заметить, что снижение ставок косвенных налогов приведет к потерям бюджета в объеме, эквивалентном площади представленного в модели прямоугольника P1PCG. Частично эти потери будут компенсированы за счет поступления косвенных налогов в результате роста производства и, соответственно, объемов потребления, а также за счет роста базы прямого налогообложения. Указанное поступление косвенных налогов соответствует на графике (рис. 2) площади прямоугольника EGBF, а рост базы прямого налогообложения - прямоугольника VEFV1.

Увеличение спроса на товары и услуги, возникшее в результате снижения ставок косвенных налогов, приводит к росту прибыли организаций. Следовательно, при неизменном уровне прямого налогообложения и прочих равных условиях, во-первых, возрастут доходы населения (за счет заработной платы работников и предпринимательского дохода) и, во-вторых, увеличится спрос на инвестиционные товары со стороны организаций, так как они могут делать более оптимистичные прогнозы на получение в будущем дополнительного дохода от вложений в основной капитал.

Таким образом, изменяются неценовые факторы совокупного спроса, и мы можем говорить об изменении в самом совокупном спросе, а не только об изменении в объеме спроса на национальный продукт и движении по кривой AD. В среднесрочной перспективе в результате таких изменений кривая спроса AD смещается вправо (рис. 3).


Изменения в совокупном спросе в результате снижения ставок косвенных налогов

Рис. 3. Изменения в совокупном спросе в результате снижения ставок косвенных налогов


Внесем эти изменения в нашу модель. Модифицированная модель, отражающая влияние изменения уровня косвенного налогообложения на совокупный спрос и ВВП, приведена на рис. 4.

Модифицированная модель влияния косвенного налогообложения на ВВП наглядно демонстрирует, что снижение уровня цены с Р до Р1 приведет к росту реального объема производства не только с V до V1, но и до V2 при смещении кривой спроса вправо (AD1). База прямого налогообложения, в свою очередь, увеличится до площади прямоугольника ОРбНV2. При этом потери бюджета (P1PCG) будут компенсированы не только за счет ранее упомянутых доходов (EGBF и VEFV1), но и возникшими в связи с ростом объема производства дополнительными косвенными налогами - в размере, соответствующем на рис. 4 площади прямоугольника FBKH, и дополнительным ростом базы прямых налогов в размере, эквивалентном площади прямоугольника V1FHV2.


Влияние снижения ставок косвенных налогов на совокупный спрос и объем реального производства в среднесрочной перспективе

Рис. 4. Влияние снижения ставок косвенных налогов на совокупный спрос и объем реального производства в среднесрочной перспективе

где: AD - кривая совокупного спроса (существующее положение);

AD1 - кривая совокупного спроса при уровне цен P1;

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен;

P1 - средний уровень цен после реформирования;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

V1 - реальный объем производства при уровне цен Р1;

V2 - реальный объем производства при уровне цен P1 при смещении кривой совокупного спроса вправо;

Vб - реальный объем производства при уровне цен Vб.


Рассмотрим второй сценарий.

Экономическая ситуация характеризуется, как и в первом сценарии, снижением ставок косвенных налогов, при этом средний уровень цен в результате преобразований не изменяется Автор считает, что предпосылок даже для незначительного снижения цен и, тем более, в эквивалентном соотношении, в этом случае не возникнет. Другими словами, можно со значительной долей уверенности заявить, что при снижении ставок косвенных налогов предприниматели не проявят «доброй воли», а постараются перераспределить в свою пользу высвободившуюся от косвенных налогов долю ВВП. В российских правовых условиях сделано это будет ими на абсолютно законных основаниях. Как отмечалось выше, именно эта ситуация будет иметь место в отечественной экономике.

Разработанная автором модель позволяет проанализировать последствия снижения ставок косвенных налогов по вышеописанному сценарию, когда средний уровень цен после снижения ставок косвенных налогов не изменился.

Допустим, что до снижения ставок косвенных налогов средний уровень цен в экономике составлял Р (рис. 5). Этому уровню цен соответствовал объем ВВП - V. Базовый уровень цен товаров и услуг без учета косвенных налогов - Рб. Объем ВВП, «упущенный» в результате использования косвенного налогообложения, соответствовал V6 - V. Доходы бюджета от косвенных налогов были эквивалентны площади прямоугольника РбРСЕ.

Предположим, что в результате налоговой реформы ставки косвенных налогов будут снижены. По указанным выше причинам в краткосрочной перспективе средний уровень цен в экономике не изменится и останется равным Р, поскольку предприниматели непременно воспользуются возможностью увеличить свои доходы, перераспределив в свою пользу долю ВВП, от которой отказалось государство, снизив ставки налогов. Реализовать эту возможность они смогут путем повышения базового уровня цен на товары и услуги с Рб до Рб1.

«Упущенный» объем ВВП при этом сократится с Vб - V до Vб1 - V.

Доходы бюджета от косвенных налогов снизятся на величину, соответствующую площади прямоугольника PбPб1GE, и составят эквивалент площади прямоугольника P61PCG. На величину, эквивалентную площади прямоугольника РбРб1GЕ возрастет выручка организаций и, следовательно, база прямых налогов, что несколько компенсирует потери бюджета.

Рост выручки организаций, в свою очередь, обусловливает образование дополнительных свободных средств у предпринимателей (за счет увеличения прибыли). Эти средства будут инвестированы с целью получения дополнительного дохода, что приведет к росту спроса на инвестиционные товары и, как следствие, в среднесрочной перспективе смещению кривой совокупного спроса (AD) вправо. Аналогичная экономическая ситуация была проанализирована в первом сценарии.

Последствия смещения кривой AD представлены на рис. 6.


Рост базового уровня цен при снижении ставок косвенных налогов в краткосрочной перспективе

Рис. 5. Рост базового уровня цен при снижении ставок косвенных налогов в краткосрочной перспективе

где: AD - кривая совокупного спроса (существующее положение) ;

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенных налогов;

Рб1 - базовый уровень цен без учета косвенных налогов после снижения их ставок;

V - реальный объем производства при уровне цен Р;

Vб - реальный объем производства при уровне цен Рб;

Vб1 - реальный объем производства при уровне цен Рб1.




← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Понятие и виды косвенных налогов
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
Направления совершенствования налоговой политики РФ
Вернуться к списку публикаций