2011-12-27 20:15:02
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Таможенные пошлины



Таможенные пошлины


Превышение поступлений налогов на внешнюю торговлю в 2001 году над уровнем 2000 года составило, по расчетам автора, 44,48%, причем уровень поступлений импортных пошлин был превышен на 62%, а экспортных - на 36%. Повышение поступлений импортных пошлин, очевидно, связано как с увеличением собираемости, борьбой с контрабандой и занижением таможенной стоимости, увеличением импорта вследствие роста расходов на конечное потребление внутри страны на 31,1% (табл. 4), так и повышением ставок импортного таможенного тарифа, установленного Постановлением Правительства № 866 от 27 ноября 2000 года. Рост поступления экспортных пошлин, в свою очередь, был обусловлен повышением цен на нефть, ставки экспортной таможенной пошлины на которую также увеличивались в течение года.


Таблица 4

Использование национального располагаемого дохода (в текущих ценах; млрд. руб.)


Показатели

2000

2001

В % к 2000

Расходы на конечное потребление

4498,569

5897,964

131,1

в том числе:




домашних хозяйств

3336,635

4495,922

134,7

государственных учреждений

1082,786

1292,534

119,4

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

79,149

109,509

138,4

Валовые сбережения

2619,465

3021,577

115,4

Всего

7118,034

8919,541

125,3


Поступления налогов на внешнюю торговлю за 2002 год составили существенно меньшую, нежели по итогам 2001 года, величину - 2,98% против 3,66% ВВП соответственно (табл. 3). Во многом это связано со вступлением в силу с 1 февраля 2002 года нового порядка расчета пошлин на нефть на основании мониторинга мировых цен за ноябрь-декабрь 2001 года. В федеральном бюджете на 2002 год был заложен уровень таможенной пошлины в размере 21,7 доллара за тонну. Фактически в течение всего первого полугодия уровень пошлины составлял не более 10 долларов. В то же время, благодаря росту импорта, в 2002 году произошло увеличение поступлений импортных пошлин, которые составили около 1,2% ВВП.

Отдельного внимания, по мнению автора, заслуживает анализ доли таможенных пошлин в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ (табл. 5).


Таблица 5

Доля таможенных пошлин в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 1992 - 2002 годах (%)


Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Налоги, всего

4,852

37,979

139,648

309,617

473,0

594,1

564,6

1007,5

1707,6

2345,0

2796,3

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

0,467

2,346

23,475

23,378

22,6

27,8

36,5

86,3

229,2

331,3

323,4

Доля в общих налоговых поступлениях

9,62

6,18

16,81

7,55

4,78

4,68

6,46

8,57

13,42

14,13

11,57


Как видно из табл. 5, начиная с 2000 года, доля таможенных пошлин в налоговых доходах консолидированного бюджета превышает 10%, что более чем в 2 раза превышает уровень развитых стран.

Таможенные пошлины являются одним из определяющих факторов товарной структуры экспорта и импорта, и, как следствие, производственной структуры всей экономики.

Величина таможенных пошлин определяет динамику импорта и экспорта товаров и услуг. Так, завышенные таможенные пошлины оказывают дестимулирующее воздействие на экспорт или импорт, в то же время низкие ставки таможенных пошлин на ввозимые товары потенциально опасны для отечественных производителей.

Таким образом, таможенные пошлины, выполняющие такие задачи, как оптимизация соотношения экспортируемых и импортируемых товаров, защита отечественных производителей от неблагоприятного воздействия внешнего рынка, регулирование соотношения валютных доходов и расходов государства, интеграция России в мировую экономику, являются важным инструментом государственного регулирования экономики.

В экспорте Российской Федерации преобладают минеральные продукты: 53,8% - в 2000 году и 54,7% - в 2001 году; и металлы, драгоценные камни и изделия из них: 21,7% и 18,8%, соответственно (табл. 6).


Таблица 6

Товарная структура экспорта Российской Федерации в 1999-2001 годах (в %)


Наименование товарной группы

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Экспорт - всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

В том числе:








Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,76

2,05

1,88

2,05

1,34

1,57

1,83

минеральные продукты

42,55

48,02

48,30

42,78

44,85

53,82

54,66

продукция химической промышленности, каучук

10,03

8,75

8,34

8,62

8,47

7,17

7,49

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,40

0,40

0,47

0,55

0,28

0,26

0,23

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5,58

4,18

4,23

4,95

5,10

4,33

4,42

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,47

1,07

1,09

1,18

1,11

0,79

0,79

металлы, драгоценные камни и изделия из них

26,72

24,01

23,97

27,55

26,09

21,70

18,84

машины, оборудование и транспортные средства

10,18

10,02

10,76

11,43

10,92

8,80

10,45

прочее

1,31

1,50

0,94

0,88

1,83

1,55

1,28


В импорте России преобладают машины, оборудование и транспортные средства: 31,4% - в 2000 году и 34,1% - в 2001 году; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье: 21,8% и 22,0%, соответственно. Кроме того, на третьей позиции - продукция химической промышленности и каучук: 18,0% и 18,1%, соответственно (табл. 7).


Таблица 7

Товарная структура импорта Российской Федерации в 1999-2001 годах (в %)


Наименование товарной группы

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Импорт - всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в том числе:








продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

28,16

24,88

25,00

24,83

26,66

21,80

22,00

минеральные продукты

6,43

6,76

5,85

5,33

3,99

6,31

4,06

продукция химической промышленности, каучук

10,89

14,30

14,35

15,10

16,08

17,95

18,13

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,36

0,37

0,34

0,29

0,29

0,37

0,52

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2,36

3,26

3,51

3,84

3,56

3,82

4,02

текстиль, текстильные изделия и обувь

5,66

4,81

4,58

4,11

5,23

5,88

5,45

металлы, драгоценные камни и изделия из них

8,47

9,80

7,21

7,26

7,34

8,34

7,35

машины, оборудование и транспортные средства

33,62

32,06

35,22

35,57

33,26

31,43

34,06

прочее

4,05

3,75

3,94

3,67

3,59

4,12

4,40


Проведенный анализ динамики поступлений таможенных пошлин в консолидированный бюджет РФ и доли этих налогов в ВВП, а также товарной структуры экспорта и импорта Российской Федерации показал:

• нестабильность поступлений таможенных пошлин в бюджет была обусловлена как колебаниями конъюнктуры на внешних рынках, так и многократными изменениями в нормативных документах, регулирующих порядок взимания и величину таможенных пошлин;

• рассчитанное автором на основе данных табл. 5 среднее значение доли поступлений таможенных пошлин в налоговых доходах консолидированного бюджета в период с 1992 по 2002 годы в среднем составляло 9,43%;

• попытки воздействовать на производственную структуру через таможенные пошлины носили частный характер и не привели к существенным структурным сдвигам в экономике;

• экспорт товаров из Российской Федерации характеризуется сырьевой направленностью - более 75% общего объема;

• в структуре импорта товаров и услуг в Российскую Федерацию преобладает продукция обрабатывающих отраслей промышленности - более 50% общего объема, и продукты питания - более 20%.

• существующая товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации свидетельствует о необходимости усиления регулирующей функции таможенных пошлин в целях обеспечения экономической, продовольственной и экологической безопасности страны.

Таким образом, на основе анализа практики применения таможенных пошлин в России была выявлена преимущественно фискальная роль этих налогов и определено направление приложения их регулирующего потенциала как одного из элементов, определяющих товарную структуру экспорта и импорта и, как следствие, производственную структуру экономики России.


Рубанов Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Акциз
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Понятие и виды косвенных налогов
Вернуться к списку публикаций