2011-12-27 20:15:02
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Таможенные пошлины



Таможенные пошлины


Таким образом, в России имели место попытки исполнительных органов власти осуществить регулирование экономики путем освобождения от импортных пошлин в целях стимулирования отдельных видов производств или решения социальных вопросов отдельных групп граждан.

Период с 1994 по 1999 годы характеризовался как колебаниями конъюнктуры на внешних рынках, так и постоянным изменением законодательства России, что отразилось на поступлениях налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (табл. 2).


Таблица 2

Поступления налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции в консолидированный бюджет РФ в 1994-99 годах (млрд. руб.)


Показатели

1994

1995

1996

1997

1998 .

1999

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

23,475

23,378

22,6

27,8

36,5

86,3

Доля налога в ВВП, %

3,84

1,52

1,05

1,12

1,33

1,81

ВВП, справочно

610,745

1540,490

2145,7

2478,6

2741,1

4766,8


В период с 1994 по 1996 годы в абсолютном и относительном исчислении поступления таможенных пошлин в консолидированный бюджет России сокращались. С 1997 года отмечался рост поступлений в бюджет этих налогов, а также повышалась эффективность этого вида изъятий - увеличивалась доля ВВП, перераспределяемого за счет них (рис. 2).

Изменения законодательства имели место и после 1999 года. Так, Федеральный Закон от 19 апреля 2000 года № 74-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с реализацией Президентской программы «Дети России» освободил от обложения таможенными пошлинами оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на таможенную территорию Российской Федерации в целях реализации Федеральной целевой программы «Развитие индустрии детского питания» Президентской программы «Дети России».


Динамика доли налогов на внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические операции в ВВП в 1994-99 годах

Рис. 2. Динамика доли налогов на внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические операции в ВВП в 1994-99 годах


Необходимо особо отметить, что Правительством РФ уделяется пристальное внимание ценам на мировом рынке нефти, регулярно проводится мониторинг цен и вносятся изменения в Закон РФ «О таможенном тарифе». Последнее изменение в 2002 году было введено Федеральным Законом РФ от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Каждая новая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Отдельно, по нашему мнению, необходимо остановиться на нормативных актах, регулирующих экспортные таможенные пошлины. Как отмечалось выше, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1991 года № 91 ввело экспортный тариф на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации. Это Постановление вступило в силу 1 января 1992 года и действовало до 1 апреля 1996 года, когда Постановлением Правительства РФ № 479 были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, но при этом увеличены ставки акциза на нефть и газовый конденсат, что должно было компенсировать потери государственного бюджета от отмены экспортного тарифа.

Заметим, что указанное Постановление № 479 было принято Правительством в условиях стабилизации экономики, имевшей место в период 1996-97 годов, а также с учетом практики экономически развитых стран, в которых экспортные пошлины не взимаются как препятствующие развитию внешней торговли. Однако кризис августа 1998 года и крупный бюджетный дефицит поставили Правительство РФ перед необходимостью изыскания дополнительных источников доходов. И Правительством, в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» и ст.ст. 13 и 14 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности Постановлением № 17 от 4 января 1999 года, вновь были введены вывозные таможенные пошлины сроком на 6 месяцев. Впоследствии это Постановление было отменено Постановлением № 798 от 12 июля 1999 года, которое определило перечень товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, без ограничения срока действия этих пошлин. За период с 12 июля 1999 года в Постановление № 798 более 20 раз вносились изменения.

В настоящее время в Российской Федерации действует Закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21 мая 1993 года в редакции Федерального Закона от 07 июля 2003 года № 124-ФЗ. С 1 января 2004 года вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса РФ, утвержденная Федеральным Законом № 61-ФЗ от 28 мая 2003 года. В новой редакции Таможенного кодекса учтена практика осуществления внешнеторговой деятельности последних 10 лет и уточнены с учетом Постановлений Конституционного Суда РФ положения отдельных статей Таможенного кодекса, вызывавших наибольшее количество споров между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами РФ.

Необходимо отметить, что с 2001 года поступление налогов на внешнюю торговлю и внешнеторговые операции в консолидированный бюджет РФ несколько стабилизировалось (табл. 3).


Таблица 3

Поступления налогов на внешнюю торговлю и внешнеторговые операции налогов в консолидированный бюджет РФ в 2000-2002 годах (млрд. руб.)


Показатели

2000

2001

2002

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

229,2

331,3

323,4

Доля в общем объеме поступлений косвенных налогов, %

26,28

26,32

23,27

Доля в ВВП, %

3,14

3,66

2,98

ВВП, справочно

7302,2

9040,8

10863,0


Рост таможенных платежей и сборов в 2000 году (табл. 3) до 3,14% ВВП с 1,81% ВВП в 1999 году в условиях сокращения объема импорта и стабильности поступлений ввозных таможенных пошлин (1% ВВП - в 1999 году и 0,9% ВВП - в 2000 году) объясняется более чем двукратным увеличением поступлений вывозных таможенных пошлин в долях ВВП (с 0,9% ВВП до 2,4% ВВП) и в 3,5 раза - в сопоставимых ценах.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Акциз
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Понятие и виды косвенных налогов
Вернуться к списку публикаций