2011-12-27 20:15:02
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Таможенные пошлины



Таможенные пошлины


Особое значение таможенные пошлины стали приобретать в современных российских условиях с началом рыночных преобразований и открытием доступа на внутренний рынок страны иностранным производителям.

В соответствии с задачами работы исследуем таможенные пошлины как инструмент фиска и один из важных факторов, влияющих на товарную структуру экспорта и импорта.

Отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность (Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 года № 213) обусловила необходимость пересмотра действовавших нормативных актов - Таможенного кодекса СССР и Закона СССР о таможенном тарифе.

Первыми документами, касающимися таможенных пошлин на экспортные и импортные товары, можно считать Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года № 91 «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации» и от 15 января 1992 года № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары». Эти документы носили временный характер и действовали до введения общего таможенного тарифа. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа Российской Федерации» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. Например, была предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Постановлением Правительства № 32 был отменен действовавший с 1981 года Таможенный тариф СССР.

Следует отметить, что период с 1991 по 1993 годы, до вступления в силу двух основополагающих законов Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК) и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», характеризовался принятием большого количества различных нормативно-правовых актов (Указов Президента и Постановлений Правительства, приказов, положений и инструкций Государственного таможенного комитета), которые часто были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми.

В целях увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и стимулирования развития отечественного производства продукции с высокой степенью обработки 14 июня 1992 года был принят Указ Президента № 630 «О временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации». Этим указом были установлены базовые импортные таможенные пошлины для товаров из стран или их союзов, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования (в ред. Указа Президента РФ от 15 марта 1993 года № 340), и увеличенные в два раза - для товаров или иных предметов из других стран. Этот Указ действовал до 16 мая 1997 года и утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности».

Таможенные пошлины в 1992 и 1993 годах поступали в бюджет неравномерно (табл. 1), что объяснялось, во-первых, регулярными изменениями законодательной базы, во-вторых, нестабильной экономической ситуацией в стране и, в- третьих, отсутствием налаженного механизма осуществления экспортно-импортных операций.


Таблица 1

Динамика поступления налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность в 1992-93 годах (млрд. руб.)


Показатели

1992

1993

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

Налоги на внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические операции

26,0

35,8

119,7

285,9

467,4

422,0

497,0

523,0

905,0

2347,0

Доля в ВВП, %

1,93

1,34

2,82

4,27

3,13

2,81

1,85

1,09

1,25

1,45

ВВП, млрд. руб.

1344

4006

8256

14956

14956

15000

41800

90000

162300

162300


Поскольку абсолютные величины не отражают адекватно динамику поступления налогов, так как не позволяют исключить влияние инфляции и других внешних факторов, для оценки эффективности налогов был использован показатель доли ВВП, перераспределяемого за их счет. Заметим, что в 1993 году эффективность этих налогов несколько снизилась по сравнению с 1992 годом (рис. 1).

Современный этап развития таможенного дела и таможенного права в России, по общепринятому мнению, начался после принятия 21 мая 1993 года Закона «О таможенном тарифе» и 18 июня того же года - Таможенного кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования импортного таможенного тарифа Постановлением Правительства РФ № 190 от 28 февраля 1995 года «О принципах рационализации импортного таможенного тарифа» (в настоящее время действует в ред. Постановления Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 120) были установлены максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30% от таможенной стоимости товаров (за исключением предметов роскоши, табачных изделий, алкогольных напитков и оружия). В отношении всех облагаемых ввозными таможенными пошлинами товаров был определен минимальный уровень ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5%, что сократило долю не облагаемых пошлинами товаров на 45 - 50% к концу 1995 года, а также расширило номенклатуру товаров, в отношении которых применяются комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин.


Динамика доли налогов на внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические операции в ВВП в 1992-93 годах

Рис. 1. Динамика доли налогов на внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические операции в ВВП в 1992-93 годах


Помимо рассмотренных нормативных документов, необходимо отметить Указы Президента Российской Федерации № 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот» и № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» от 6 марта 1995 года. С ними тесно связан Федеральный Закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности». Упомянутый Закон отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», Законами Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом. Принципиальное значение указанных нормативных актов заключается в унификации законодательства в области таможенного регулирования.

С целью создания благоприятных условий для реализации социально значимых программ Государственной Думой 13 июля 1995 года был принят Федеральный Закон № 128-ФЗ «О внесении дополнений в законы Российской Федерации «О таможенном тарифе» и «О налоге на добавленную стоимость» в связи с реализацией программ жилищного и социального строительства для российских военнослужащих». Этим Законом внесены изменения в ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе». От таможенных пошлин были освобождены оборудование, приборы и материалы, ввозимые для реализации целевых социально-экономических программ помощи военнослужащим, приобретаемые за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти. В части НДС этот Закон утратил силу в связи с введением части второй Налогового кодекса РФ, главы 21 «Налог на добавленную стоимость» (Федеральный Закон № 118-ФЗ от 5 августа 2000 года).

Кроме того, Федеральный Закон от 18 октября 1995 года № 185-ФЗ «О внесении дополнения в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» дополнил ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» и освободил от таможенных пошлин периодические печатные издания и книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ввозимую и вывозимую редакциями средств массовой информации и издательствами; бумагу, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Развитие косвенного налогообложения в России
Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Вернуться к списку публикаций