2011-12-27 20:04:50
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на добавленную стоимость и налог с продаж



Налог на добавленную стоимость и налог с продаж


Отметим, что на долю НДС в рассматриваемый период (рис. 1) приходилось более половины поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет России.

В течение 2000 года на уровень поступления НДС оказывали влияние несколько разноплановых факторов.

Так, в связи с изменением нормативов распределения НДС между уровнями бюджетной системы, федеральный бюджет получил дополнительно около 7,5 млрд. руб. или 0,1% ВВП. В то же время по сравнению с 1999 годом был зафиксирован рост объема возмещения НДС экспортерам с 0,8% ВВП до 1,5% ВВП или более чем в 2 раза в сопоставимых ценах. Также был расширен перечень товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка, что обусловило недопоступление примерно 5,6 млрд. руб. - 0,1% ВВП.


Доля НДС в общем объеме поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2000-2002 годах

Рис. 1. Доля НДС в общем объеме поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2000-2002 годах


В 2001 году оборот розничной торговли по данным Госкомстата увеличился в по сравнению с предшествующим годом на 10%.

Кроме того, произошли существенные изменения в законодательстве, регулирующем налог на добавленную стоимость, в связи с принятием соответствующей главы Налогового Кодекса. В частности, с 1 июля был произведен переход на уплату НДС по принципу «страны назначения» в отношениях со странами СНГ, были сокращены некоторые льготы. В совокупности все эти факторы привели к росту поступлений НДС в абсолютном выражении на 40% по сравнению с 2000 годом (табл. 3).

В то же время следует отметить, что возмещение НДС в 2001 году возросло на 0,9 процентных пункта ВВП (с 1,4% ВВП до 2,5% ВВП), что, в свою очередь, негативно сказалось на уровне поступлений НДС.

В 2002 году произошло некоторое снижение поступлений налога на добавленную стоимость - на 0,14 процентных пункта ВВП по сравнению с 2001 годом (табл. 3). При этом задание по сбору НДС было выполнено на 95%.

К числу основных причин невыполнения плана можно отнести следующие: значительные объемы возмещения налога экспортерам, составившие 2% ВВП, сохранение льготной ставки налога для лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также книжной продукции, меньший по сравнению с запланированным объем ВВП, вступление в действие положения Налогового кодекса, разрешающего принимать к вычету суммы НДС, уплачиваемые при осуществлении капитального строительства, при введении объектов в эксплуатацию.

Анализ динамики всех налоговых поступлений в стране показал (табл. 4), что в период с 1992 по 1995 годы НДС обеспечивал основную массу всех налоговых поступлений: от 26,8% в 1994 году до 41,2% в 1992 году.


Таблица 4

Доля налога на добавленную стоимость в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 1992 - 2002 годах (%)


Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Налоги, всего

4,852

37,979

139,648

309,617

473,0

594,1

564,6

1007,5

1707,6

2345,0

2796,3

НДС

1,999

11,214

37,426

95,695

143,9

182,8

170,3

288,2

457,3

639,0

752,9

Доля в общих налоговых поступлениях

41,20

29,53

26,80

30,91

30,42

30,77

30,16

28,61

26,78

27,25

26,92


Начиная с 1996 года доля этого налога в консолидированном бюджете была относительно стабильна, как видно из рис. 2, и составляла, в среднем, 28,7%.

Налог с продаж в современной России был введен в 1998 году редакцией Федерального Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 150-ФЗ.

Считается, что это фактически единственный случай в мировой экономической практике, когда одновременно в одной системе налогообложения взимаются и налог на добавленную стоимость, и налог с продаж. Как отмечалось в главе 1, в США, например, действует налог с продаж, который взимается в сфере торговли при покупке товаров, однако там не введен НДС. Практически во всех странах ЕС введен НДС, но в этих странах отсутствует налог с продаж.

Совершенно очевидно, что у НДС и налога с продаж один объект обложения, с той лишь разницей, что налогом с продаж облагается реализация товаров, работ и услуг, осуществляемая только за наличный расчет. Налог с продаж был введен с единственной целью - увеличить доходы региональных бюджетов.


Доля НДС в общих налоговых поступлениях консолидированного бюджета РФ в 1996 - 2002 годах

Рис. 2. Доля НДС в общих налоговых поступлениях консолидированного бюджета РФ в 1996 - 2002 годах


Федеральный Закон № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 31 июля 1998 года определил общие элементы и предельную ставку налогообложения (5%), установил обязательный перечень товаров, работ и услуг, не подлежащих обложению региональным налогом с продаж. Устанавливается и вводится в действие налог с продаж законами субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит определение конкретной ставки налога, порядка и сроков его уплаты, льгот по налогу и форм отчетности, а также дополнительного перечня товаров, работ и услуг, реализация которых освобождается от налога с продаж.

В настоящее время все элементы налога с продаж определяются главой 27 НК РФ, введенной в действие Федеральным Законом от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Согласно ст. 4 Закона № 148-ФЗ, глава 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года.

Динамика поступлений налога с продаж в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 1998-2002 годах представлена в табл. 5.

На долю налога с продаж в 2002 году, по данным Министерства финансов РФ, приходилось 4,5% налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ.


Таблица 5.

Динамика поступлений налога с продаж в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 1998-2002 годах (млрд. руб.)


Показатель

1998

1999

2000

2001

2002

Налог с продаж

0,9

19,7

19,3

45,0

49,9


Проведенные исследования показали, что налог на добавленную стоимость является одним из главных доходообразующих налогов, и соответственно, одним из основных источников финансирования расходов государства. Как уже отмечалось выше, достоинство НДС заключается в том, что он представляет собой эффективное средство решения острых финансово-бюджетных проблем.

Регулирующая функция НДС неоднократно реализовывалась органами государственной власти путем изменения величины налоговой базы по НДС в целях снижения налогового бремени на менее защищенные в социальном плане слои населения, а также создания благоприятных экономических условий для отдельных отраслей промышленности.

Тем не менее, несмотря на столь значительную роль НДС в формировании доходной части бюджета и его регулирующую функцию, автор разделяет точку зрения американских противников применения НДС, утверждающих, что этот налог оказывает дестимулирующее воздействие на экономику.

Напомним, что НДС усиливает инфляцию и влечет за собой целый ряд связанных с этим негативных последствий, включая снижение платежеспособного спроса со стороны основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста. Поэтому применение НДС как регулятора экономических процессов в полной мере оправдано лишь в развитых странах в целях предотвращения перепроизводства товаров и услуг.

В связи с этим необходимо отметить, что НДС - элемент развитых рыночных отношений. Таким образом, очевидно, что ставки НДС, установленные в России на уровне развитых европейских стран, неоправданно высоки для отечественной экономики.

Налог с продаж оказывает на экономику действие, аналогичное действию НДС. Реализуясь через ценовой механизм, налог с продаж обусловливает рост цен и, как следствие приводит к снижению платежеспособного спроса. Дестимулирующее действие на экономику налога с продаж несколько ниже, чем НДС, что объясняется, главным образом, его относительно более низкой ставкой и ограниченностью его применения сферой наличных расчетов. Этими же факторами ограничивается его регулирующий потенциал. Дальнейшее исследование влияния налога с продаж нецелесообразно, так как с 1 января 2004 года его действие прекращается.

Анализ влияния НДС на формирование доходной части бюджета и его регулирующего воздействия на экономику позволяет сделать следующий вывод: в целях стимулирования совокупного спроса необходимо снижать уровень налоговой нагрузки, оказываемой НДС.

Как известно, косвенные налоги платят непосредственно конечные потребители, что существенно снижает их располагаемый доход. В России эта проблема стоит весьма остро, так как на потребление тратится основная доля доходов граждан, составляющая более 90% их денежных доходов. В этой связи представляется актуальным снижение ставок косвенных налогов.

Такой подход предложен Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике РФ на 2004 год.

Исследования роли налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета показали, что этот налог по масштабам изъятия существенно превосходит другие налоги. Реализуясь через механизм ценообразования, НДС оказывает определяющее воздействие на совокупный спрос и, следовательно, выступает детерминантом темпов экономического развития.


Рубанов Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Акциз
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Совершенствование льгот по налогу на добавленную стоимость как средств государственной политики
Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах
Вернуться к списку публикаций