2011-12-27 20:04:50
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на добавленную стоимость и налог с продаж



Налог на добавленную стоимость и налог с продаж


Изучим фискальное и регулирующее значение в современных российских условиях налога на добавленную стоимость и налога с продаж в целях решения поставленных в исследовании задач.

Налог на добавленную стоимость занимает ведущее место в системе косвенного налогообложения и имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления, и влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.

Во-вторых, налог на добавленную стоимость позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов населения, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной мере стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже за рубеж продукция освобождается от обложения этим налогом.

В-третьих, НДС, в отличие от прочих косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. В то же время отечественные экономисты справедливо отмечают, что НДС является одним из наиболее трудных для контроля со стороны налоговых органов налогом.

В настоящее время в России действуют следующие ставки НДС: базовая ставка - 20% (расчетная - 16,67), пониженная - 10% (расчетная - 9,09) и нулевая ставка, что соответствует уровню ставок этого налога, действующих в странах ЕС (14-22%).

Налог на добавленную стоимость был введен Законом РФ от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Почти тогда же, с 1-го января 1992 года, был отменен налог с оборота, установленный еще в ходе налоговой реформы 1930 года и долгое время являвшийся основным источником государственного бюджета.

В течение первых двух лет существования НДС в России его поступления в бюджет в относительном сопоставимом исчислении были очень нестабильными. Доля НДС в ВВП, как видно из табл. 1, колебалась в пределах от 8,36% в IV квартале 1992 года до 2,83% в IV квартале 1993 года. Это объяснялось как отсутствием опыта администрирования этого налога, так и крайне неустойчивой экономической ситуацией в стране.


Таблица 1

Динамика поступления налога на добавленную стоимость в 1992-93 годах (млрд. руб.)


Показатели

1992

1993

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

НДС

105,9

182,3

460,3

1250,4

1998,9

1507,0

2105,0

3067,0

4592,0

11271,0

Доля в ВВП, %

7,88

4,55

5,58

8,36

13,37

10,05

5,04

3,41

2,83

6,94

ВВП, млрд. руб.21

1344

4006

8256

14956

14956

15000

41800

90000

162300

162300


За период действия Закона № 1992-1 в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Существовало более 25 редакций этого Закона, последняя - от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ (ред. 24 марта 2001 года).

В этих редакциях изменялись и уточнялись перечень плательщиков налога, объекты налогообложения, ставки и другие элементы налога на добавленную стоимость.

В то же время в целях социальной защиты населения Правительством РФ был принят ряд Постановлений:

- утверждающих перечень детских товаров, облагаемых по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10% (от 20 ноября 1992 года № 888, от 17 июля № 788);

- предоставляющих льготы и освобождающих оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти (от 13 июля 1995 года № 128-ФЗ).

Неоднократно подвергался изменениям перечень продовольственных товаров, по которым применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% (Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 659, от 13 ноября 1995 года № 1120, от 18 июля 1996 года № 849, от 17 июля 1998 года № 787, от 27 мая 1999 года № 569). Постановление Правительства РФ от 15 октября 1998 года № 1203 устанавливало не только ставку налога на добавленную стоимость на продовольственные товары в размере 10%, но и вводило дополнительную импортную пошлину на сельскохозяйственные товары и лекарственные средства.

В период с 1994 по 1999 годы поступления НДС в бюджет, исчисленные в долях ВВП, колебались незначительно, максимальное значение доли налога в ВВП отмечалось в 1997 году - 7,38%, минимальное - 6,05% - в 1999 году (табл. 2). При этом среднее значение доли НДС в ВВП за указанный период составило, по оценкам автора, составило 6,45%.


Таблица 2

Поступления налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет РФ в 1994-99 годах (млрд. руб.)


Показатели

1994

1995

1996

1997

1998

1999

НДС

37,426

95,695

143,9

182,8

170,3

288,2

Доля налога в ВВП, %

6,13

6,21

6,71

7,38

6,21

6,05

ВВП, справочно

610,745

1540,490

2145,7

2478,6

2741,1

4766,8


Необходимо отметить, что в отношении некоторых отраслей промышленности применялся особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость, в частности, это относилось к угольной промышленности - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1992 года № 1031, и Министерству путей сообщения - Постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 года № 629 и Письмо Госналогслужбы РФ от 5 сентября 1997 года №ВК-6-11/641.

С целью упорядочения бухгалтерского учета и упрощения исчисления сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, принимались Постановления Правительства «О внесении изменений в порядок веления журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 29 июля 1996 года № 914, от 2 февраля 1998 года № 108, от 19 января 2000 года № 46.

Правительством регулярно определялся перечень товаров, реализация которых не подлежала освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса) - Постановления Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1611, от 22 ноября 2000 года № 884.

Рост поступлений НДС в консолидированный бюджет России в долях ВВП в 2000 году, по сравнению с 1999 годом, был маловпечатляющим - 0,21 процентного пункта. В абсолютном исчислении рост НДС составил, по расчетам автора, 58%. Динамика поступлений НДС в консолидированный бюджет РФ в 2000-2002 годах представлена в табл. 3.


Таблица 3.

Поступления налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет РФ в 2000-2002 годах (млрд. руб.)


Показатели

2000

2001

2002

НДС

457,3

639,0

752,9

Доля в общем объеме поступлений косвенных налогов, %

52,43

50,77

54,15

Доля в ВВП, %

6,26

7,07

6,93

ВВП, справочно

7302,2

9040,8

10863,0




← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ - приоритеты, технология, методы
Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Вернуться к списку публикаций