2011-12-27 19:25:10
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Акциз



Акциз


Проведенный анализ макроэкономической эффективности акциза показал, что фискальную роль акциза трудно переоценить. В течение последних четырех лет на долю этого налога приходилось, в среднем, 10% всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Динамика собираемости акциза характеризуется увеличением его поступлений как в абсолютном, так и в относительном исчислении, что свидетельствует о росте фискальной эффективности этого налога.

В целях исследования акциза как регулятора потребления подакцизных товаров и фактора, сглаживающего имущественное расслоение в обществе, автор предлагает выделить три группы подакцизных товаров в зависимости от их потребительских свойств:

• товары повседневного спроса (алкогольная продукция и табачные изделия);

• предметы роскоши, в том числе ювелирные изделия;

• энергоносители.

Механизм влияния акциза на рынок алкогольной продукции является наиболее показательным с точки зрения выявления общих проблем и закономерностей государственного регулирования экономики посредством этого налога.

Исследование рынка алкогольной продукции, выполненное в работе В.Г. Панскова, позволяет выявить следующие проблемы.

Либерализация экономики и утрата государством контроля в области производства алкоголя привели к сокращению объемов легального производства и уменьшению доли акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в доходах бюджета России. В период с 1997 по 2001 годы доля акцизов на алкогольную продукцию в бюджетных доходах сократилась с 2% до 1,5%. Отметим, что в 80-е годы только налог с оборота по этой продукции составлял более 10% всех бюджетных поступлений.

Рынок алкогольной продукции и поступления акцизов от нее регулируется в настоящее время, помимо Налогового кодекса РФ, более 200 федеральными нормативными актами: Федеральным Законом о регулировании производства и оборота алкогольных изделий, тремя Указами Президента Российской Федерации, более ста Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, целым рядом других подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти.

У соответствующих органов государственной власти отсутствует достоверная информация об общем объеме производства ликеро-водочных изделий. Так, по данным Министерства по налогам и сборам, объем производства оценивается в 250 млн. дол., по данным Минэкономразвития и торговли РФ - 300 млн. дол. При этом объем легального производства составляет 120-130 млн. дол. Потери бюджетов всех уровней по состоянию на 2001 год оценены в размере 40 млрд. руб.

Практически отсутствует система мониторинга за состоянием рынка алкогольной продукции и контроль за исполнением огромного количества соответствующих нормативных документов. В 2001 году в расчетах бюджета был запланирован рост ставок акциза на 5%, а увеличение поступления акциза - только на 3,8%. Аналогичная ситуация повторилась в 2002 году, когда ставки были повышены на 12%, а рост поступления акциза планировался на уровне 11,2%.

Рост ставок акциза на алкогольную продукцию приводит к значительному повышению цен на легальный алкоголь, что сокращает спрос на него. Тенденция к повышению ставок акциза приводит к опережающему росту цен на алкогольную продукцию. Так, за последние 4 года ставки акциза были повышены менее, чем в два раза, а цены на водку возросли в 2,6 раза. В результате легальное производство становится неконкурентоспособным, и создаются экономические предпосылки для развития нелегального рынка алкогольной продукции.

Несбалансированная акцизная политика приводит к негативным социальным последствиям. Смертность от потребления недоброкачественной алкогольной продукции только по данным за 2001 года составила 41,1 тыс. чел.

Метод оплаты акциза по отгрузке способствует образованию у его легального производителя задолженности перед бюджетом, которая погашается за счет чистой прибыли, что при существующих ставках акциза и НДС невозможно даже теоретически. Доля прибыли легальных производителей алкогольной продукции в цене товара составляет около 15%, при этом доля акциза - 55%, а НДС - более 17%. Кроме того, авансовый механизм уплаты акциза переводит акциз из сферы обращения в сферу производства.

Административные методы регулирования рынка алкогольной продукции, такие как лицензирование, квотирование закупки этилового спирта, утвержденный Правительством Перечень организаций, имеющих право на производство спирта, система маркировки алкогольной продукции не защищают легальный рынок, не обеспечивают сокращение налоговых потерь и снижение социальных издержек.

Указанные проблемы актуальны и для других групп подакцизных товаров.

Как показал анализ законодательной базы, акциз на предметы роскоши перестал взиматься в России в 1996 году, с выходом Постановления Правительства РФ № 948 от 12 августа 1996 года «О признании утратившими силу Постановлений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным Законом «О внесении изменений в закон российской федерации «Об акцизах». Таким образом, был утрачен эффективный механизм перераспределения доходов от обеспеченных к наименее социально защищенным слоям населения, что для российских условий, характеризующихся значительным социальным расслоением в обществе, является актуальной проблемой. Так, по данным за 2001 год, 79,5% населения России получали заработную плату менее 4000 рублей.

Неоднократное повышение ставок акциза на энергоносители и значительный объем их экспорта за исследуемый период приводили к росту цен на внутреннем рынке, что, в свою очередь, обусловило общий рост цен в экономике, в том числе, на товары первой необходимости. Это, безусловно, было одной из причин эскалации социальной напряженности в обществе.

Таким образом, можно сформулировать основные направления повышения регулирующего воздействия акциза на экономику как:

- одного из регуляторов потребления подакцизных товаров;

- фактора, сглаживающего имущественное расслоение в обществе;

- регулятора общего уровня цен в экономике.


Рубанов Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Акциз
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Налоговая деятельность - функция российского государства
Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы
Таможенное регулирование как особый элемент налоговой политики
Вернуться к списку публикаций