2011-12-27 19:08:12
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Развитие косвенного налогообложения в России



Развитие косвенного налогообложения в России


«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», писали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч. - Т.4. - С. 308), налогообложение возникает и развивается параллельно с образованием и становлением государственной системы.

Финансовая система Древней Руси начала складываться только в конце IX века с объединением Древнерусского государства и принятием христианства в 988 году. Основным видом платежей в княжескую казну в то время была дань, представлявшая собой прямой налог.

Косвенное налогообложение существовало в Древней Руси, начиная с X века, в виде различных торговых пошлин: «мыт» - за провоз товаров через городские заставы, «перевоз» - за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» - за право устраивать рынки, - а также судебных пошлин. Судебная пошлины, называвшаяся «вирой», взималась за убийство, а судебная пошлина «продажа» - как штраф за другие преступления.

Косвенные налоги в виде пошлин стали основным источником доходов русской казны в период татаро-монгольского ига, поскольку все прямые налоги уходили в Орду. Наиболее доходными были торговые сборы.

После свержения татаро-монгольского ига Иваном III (1462-1505) были введены косвенные налоги - акцизы и пошлины.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) система налогообложения России была упорядочена. В 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5 копеек. А иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров - и, дополнительно, проездную пошлину - 4 деньги с рубля. Таким образом, для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В соответствии с Новоторговым уставом с 1667 г. при проезде вглубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Однако следует отметить, что ориентация экономической политики государства только на косвенное налогообложение зачастую приводила к серьезным негативным последствиям. Так, в период царствования Алексея Михайловича, во время войны с Польшей и Швецией была сделана попытка поправить положение царской казны с помощью косвенных налогов. Для этого акциз на соль был повышен сразу в 4 раза - с 5 до 20 коп. за пуд. Эти действия были основаны на предположении, что соль, являющуюся товаром первой необходимости, будут покупать все, всегда и по любой цене, и, следовательно, налог будет поступать в казну регулярно и в увеличенных объемах. Однако это предположение оказалось неверным, так как население было не в состоянии покупать соль по завышенной цене. Эта попытка закончилась мощными «соляными» бунтами, после чего налог был снижен до прежних размеров.

Особую роль в становлении и развитии налогообложения сыграла эпоха реформ Петра I (1682-1725). Была существенно упорядочена система налогов и; сборов. Однако налоговая система оставалась достаточно сложной и включала такие налоги, как налоги на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) налогообложение несколько упростилось.

Налоговая система России XVIII века отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны.

Интересно это время тем, что в 1810 г. Государственный совет России утвердил программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839), многие идеи которого по организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г.- на табак, в 1848 г.- на сахар, в 1862 г.- на соль, в 1872 г.- на керосин, в 1866 г.- на дрожжи, на осветительные нефтяные масла - в 1887 г., на спички - в 1888 г.

Особо отметим, что традиционно одним из важнейших объектов косвенного налогообложения в России были спиртные напитки. В этой связи рассмотрим действие введенной с 1863 года акцизной системы.

Сущность акцизной системы состояла в следующем:

- производство вина, водки, пива, меда и продажа спиртных напитков, как оптовая, так и розничная, признается вольным промыслом;

- государственный доход с введением акцизной системы складывается из:

акциза от производства спиртных напитков;

патентной платы с питейных заведений и заводов по производству спиртных напитков.


Величина акциза зависела от крепости спиртных напитков и акциз взимался, исходя из расчета в напитках чистого 100% (100-градусного) спирта. Первоначально он был установлен в размере 3-4 копеек с каждого градуса, а затем неоднократно увеличивался: так, с 1876 года во всех местностях России устанавливается одинаковый размер акциза в 7 копеек с градуса, с 1881 года акциз вновь увеличен и достигает 8 копеек, с 1885 года - 9 копеек, с декабря 1892 года -10 копеек.

Использование этой акцизной системы привело к целому ряду отрицательных последствий, а именно: вытеснялись мелкие заводы, связанные с местным земледелием, в стране наблюдалось перепроизводство спирта, розничная продажа спиртных напитков сосредоточилась в руках немногих крупных торговцев. Однако доходы государства от производства и продажи спиртных напитков выросли с 123 млн. рублей в 1863 г. до 228 млн. рублей в 1879 г., и эта акцизная система просуществовала в неизменном виде 30 лет.

Дальнейшая реорганизация взимания налогов со спиртных напитков продолжилась в начале 90-х годов XIX века, и к 1909 г. во всех губерниях страны акцизная система была заменена на государственную монополию на продажу водки. Доходы государственного бюджета от производства и продажи спиртных напитков стали делиться на доходы от монополии на водку и доходы от спиртных напитков, то есть акцизов на пиво, вино, мед и т.п. Государство присвоило себе исключительное право на продажу спирта и водки, а частым лицам было позволено содержать питейные заведения и продавать в них водку и спирт только на комиссионных началах.

Формально целью установления винной монополии была борьба с алкоголизмом. Однако истинной причиной к введению винной монополии послужили стачки виноторговцев и фабрикантов спиртного в восточных губерниях страны, где вся виноторговля была монополизирована несколькими крупными торговцами, которые диктовали цены на спиртные напитки. Излишне высокие цены на спиртные напитки были опасны для государственного бюджета, поскольку значительно снижалась покупка алкоголя и, как следствие, доходы государства. По этой причине государственная монополия на продажу спиртных напитков первоначально была установлена как раз в восточных губерниях страны. Таким образом, главная цель введения государственной винной монополии - увеличение поступлений в государственный бюджет.

Экономический эффект от винной монополии был достигнут. Общий валовой доход от нее за период с 1885 по 1901 год составил 955,6 млн. рублей при совокупных расходах, связанных с торговлей спиртными напитками 292,6 млн. рублей. Следовательно, чистый доход от винной монополии составил 662,8 млн. рублей. В последующие 8 лет чистый доход от продажи спиртных напитков стабильно возрастал и в 1908 г. составлял 509 млн. рублей.

В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. При этом с 1863 года и до конца 20-х годов XX века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

Перед началом Первой мировой войны доходы бюджета составляли 3522 млн. рублей (в том числе от казенной винной монополии 935,8 млн. рублей), расходы бюджета - 3303 млн. рублей. Косвенные налоги составляли 59% общего объема собираемых налогов, равного 1204,5 млн. рублей. При этом доля таможенных сборов в косвенных налогах составляла 49,6%, акциза на сахар - 21,1%, акциза на табачные изделия и спички - 13,9%.

Заметим, что косвенные налоги для России (в последствии и для СССР) были более важным, чем прямые, источником поступления средств в государственный бюджет. Например, в России доходы госбюджета по росписи (предварительным плановым прикидкам 1914 года) составляли от прямых налогов 276 млн. рублей, от косвенных налогов - 731 млн. рублей.

С началом Первой мировой войны правительство столкнулось с массовыми требованиями о повсеместном запрещении продажи спиртных напитков вплоть до окончания военных действий. Соответствующее решение правительства было принято 23 августа 1914 г., весной 1915 г. были закрыты последние «очаги» продажи спиртных напитков в России: буфеты и вагоны-рестораны. С этого момента действие винной монополии закончилось. Следует отметить, что чистый доход от винной монополии за период с 1895 по 1913 гг. составил 7 млрд. рублей.

Отметим основные этапы развития налоговой системы в советский период.

В 1918-1921 гг. налоговая система в стране практически разрушилась. Основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Применялась контрибуция с богатых - высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

1921-1930 годы, период НЭПа, характеризовались восстановлением и развитием налогообложения. В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги - были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Однако основу налоговой системы составляли прямые налоги.

В период с 1931 по 1941 год в результате налоговой реформы 1930-1932 гг. была ликвидирована созданная во время НЭПа налоговая системы. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Значительно видоизменились косвенные налоги - была полностью упразднена система акцизов, но в государственный бюджет поступали таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Особенности становления малого предпринимательства в России
Акцизное налогообложение
Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы
Направления совершенствования налоговой политики РФ
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Вернуться к списку публикаций