2011-12-27 18:45:48
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Содержание и принципы формирования налоговой системы



Содержание и принципы формирования налоговой системы


Слабость экономики, неэффективный государственный аппарат и отсутствие соответствующего опыта сбора налогов привели к негативным последствиям. В частности, как отмечается в работе А. Виссарионова и И. Федоровой, «оказались ослабленными регулирующие функции, связанные со стимулированием расширения и обновления производственной базы и ограничением процесса соразмерной дифференциации доходов. Эти просчеты налоговой политики в значительной степени предопределили ограничение совокупного спроса, развитие инфляции, обвальный спад производства, привели к острому бюджетному кризису», что подтверждают данные табл. 4 о доходах бюджета в 1992-98 годах.


Таблица 4

Динамика доходов бюджета России в 1992 - 98 годах (трлн. руб.)


Показатели

Годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Доходы

5,3

49,7

172,4

437,0

558,5

711,6

686,8

Профицит, дефицит (-)

-0,6

-7,9

-65,5

-49,1

-94,2

-127,9

-155,3


Следует констатировать, что налоговая система на этом этапе оказывала дестимулирующее воздействие на экономику и явилась одной из причин сокращения производства и глубокого инвестиционного спада (табл. 5), который охватил практически все отрасли (исключение составляли нефтепереработка и связь) экономики. За период с 1992 по 2000 годы физический объем российского ВВП снизился на 32,5%, промышленное производство - на 41,0%.


Таблица 5

Изменение физического объема инвестиций по секторам экономики в 1992-98 годах (в %)


Наименование

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Всего

-40

-12

-24

-10

-18

-5

-7

Промышленность

-31

-19

-35

-10

-13

-2

-14

Энергетика

5

-7

-33

5

-5

20

-16

Топливная

-12

-17

-35

-7

-15

-1

-25

- нефтедобыча

-10

-24

-42

-11

-25

6

-17

- нефтепереработка

14

144

-14

-10

-31

-26

19

- газовая

-24

-7

-8

9

10

-8

-45

-угольная

-10

-22

-39

-9

-14

-3

-33

Черная металлургия

-13

-18

-42

-4

-24

-14

5

Цветная металлургия

-17

-19

-35

-19

-31

11

-18

Химическая и нефтехимическая

-21

-35

-40

-8

-14

-5

-9

Машиностроение

-59

-21

-43

-29

7

-22

-10

Промышленность стройматериалов

-45

-49

-12

-19

-36

-19

-33

ЛДЦБ

-49

-51

-19

1

-32

-24

-1

Легкая

-48

-38

-47

-48

-23

-31

-8

Пищевая

-53

5

-33

-15

-13

-1

21

Сельское хозяйство

-65

-38

-50

-40

-32

-17

-16

Строительство

-65

-24

2

-33

13

-6

-9

Транспорт

-42

9

-17

0

-16

9

-17

Связь

-67

-10

11

17

15

28

14

Торговля и общественное питание

-64

-23

49

12

-5

0

14


Автор согласен с мнением экономистов, что правительство, формируя налоговую политику России, стремилось полностью скопировать западную модель налогообложения, не принимая во внимание тот факт, что такая налоговая система эффективно работает лишь в условиях развитой экономики.

Для внедрения аналогичной системы в России требовались значительные вложения в создание инфраструктуры налоговых органов, а также разветвленной системы налогового контроля. При этом следовало провести широкомасштабную разъяснительную работу с налогоплательщиками и все время помнить, что западная модель налогообложения страдает рядом неустранимых недостатков: избыточным уровнем обложения в производительном секторе, что обусловлено необходимостью периодически притормаживать перепроизводство товаров и услуг, высокими дополнительными затратами для налогоплательщиков, значительным уровнем вмешательства в частную жизнь граждан, что объясняется необходимостью контроля за правильностью распределения социальных выплат и льгот, которые на Западе достигают значительных размеров.

Автор считает необходимым отметить, что ориентация налоговой политики России на прямое копирование западной налоговой системы, без учета существующих в стране реалий, явилось серьезной ошибкой, результатом которой стали спад производства, постоянный дефицит бюджета, невозможность выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, свертывание финансирования социальных программ и экономический кризис августа 1998 года.

Однако этот кризис имел и позитивную сторону, он стал переломным моментом экономического развития России. Вследствие этого кризиса наметился отход от чисто фискальной функции налогообложения и на передний план стала выходить регулирующая роль государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Как отмечается в работе Д.Г. Черника, осуществляя регулирование экономики с помощью налогового механизма, государство должно опираться на теорию налогов, которая, в свою очередь, развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на экономические процессы, и не утратила актуальности в современных условиях.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита. В своей монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет в 1776 году, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования.

На основании этих принципов А.В. Аронов сформулировал пять свойств «хорошей» налоговой системы:

- экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

- административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении;

- гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;

- политическая ответственность: налоговая система должна быть построена для убеждения людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения;

- справедливость: налоговая система должна быть справедлива по отношению к отдельным индивидуумам.

Таким образом, налоговая система должна быть организована так, чтобы структура составляющих ее налогов была оптимальна, а налоговые органы всех уровней эффективно эти налоги собирали.

Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах видных западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля и других. По мнению автора, теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводились, как правило, к тому, что выполнение налогами их основного предназначения - пополнение государственной казны - должно осуществляться на принципах равенства и справедливости.

Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Как пишет в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнс (М.: Прогресс, 1978, С. 364-365), государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой осуществляет «свое руководящее влияние на склонность к потреблению ... путем соответствующей системы налогов ... фиксацией нормы процента», не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества представителей государственной власти с предпринимателями.

По теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Высокие и/или прогрессивные налоги, по его мнению, играют положительную роль. Эта экономическая категория, представляя собой неотъемлемую часть бюджета, влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Налоги же как «встроенный стабилизатор» налаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе.

На определенном этапе в условиях научно-технического прогресса, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» была потеснена неоклассической теорией «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности, производственных, процессов. Различие в этих концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получила теория экономики предложения, развитая в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, М. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером. Она заключалась в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, при котором понижалась бы прогрессивность налогообложения, и предприятия увеличивали бы собственные источники накопления.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики
Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
Научно-теоретические принципы налогообложения
Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Вернуться к списку публикаций