2011-12-27 18:45:48
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Содержание и принципы формирования налоговой системы



Содержание и принципы формирования налоговой системы


В работах некоторых экономистов, например, В.Г. Панскова, указывается, что государство формирует налоговую систему страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на указанные выше функции, присущие налогам. Задачи, которые решает государство с помощью налоговой системы, меняются с учетом политических, экономических и социальных требований. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов в бюджеты страны превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики и на стабильный экономический рост, как это отмечается в различных работах.

Налоговая система - гибкий механизм, она формируется под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Результативность налоговой системы в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.

Некоторые авторы различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

- широта применения налоговых льгот, их характер и цели, использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков; о методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам построения налоговой системы относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов. Одним из основных принципов построения налоговой системы является соотношение прямых и косвенных налогов, которое рассматривается, в частности, в работе, также в качестве показателя уровня экономического и политического развития государства.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и фирм, являются «платой за потребление товаров и услуг и, как правило, в полном объеме уплачиваются конечными потребителями». В настоящее время, как было упомянуто выше, к косвенным налогам относят акциз, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

В работе И. Жалопова отмечается, что доля поступлений в бюджет от косвенных налогов тем выше, чем ниже уровень экономического развития страны, и наоборот (табл. 1.).


Таблица 1.

Зависимость доли косвенных налогов в общих налоговых поступлениях от объема ВВП на душу населения


Объем ВВП на душу населения (в долл. США)

Количество стран, включаемых в группу

Доля в общих налоговых поступлениях

Косвенных налогов на потребление

В т.ч. таможенных пошлин

100 и ниже

20

68

35

101-200

11

64

32

201-500

19

64

33

501-850

9

50

18

свыше 850

15

32

4


Эту особенность отмечали и старые русские финансисты. Наиболее ярко это сказано И.Х. Озеровым в его работе «Основы финансовой науки» (Москва, 1917, С.257): «При прямых налогах правительство вступает в непосредственное сношение с плательщиками, отчего среди последних развивается политическое самосознание, начинает чаще стучаться в голову мысль, на что берут деньги, как управляют у нас, как расходуют эти деньги. Для плательщика уплата налога здесь осязательнее, очевиднее, и прямой налог возбуждает интерес к общественной жизни, имеет крупное воспитательное значение, особенно подоходный... При косвенных же налогах не так видны эти уплаты, так как самая уплата совершается незаметно, сливаясь с ценой продукта, мелкими долями, и потому такие налоги менее содействуют развитию политического самосознания, наоборот, они как бы усыпляют его, от того-то некоторые и отмечают, что прямые налоги более приспособлены для стран политически развитых, а косвенные - для стран порабощенных, отсталых: в таких странах некоторых форм прямых налогов например, подоходного, особенно боятся».

В современной России косвенные налоги играют значительную фискальную роль. В табл. 2 представлены данные об объемах налоговых поступлений в консолидированный бюджет за период с 1996 по 2002 годы.


Таблица 2

Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет


Показатели

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Поступления косвенных налогов в бюджет, млрд. руб.

219,9

278,7

279,9

503,3

872,2

1258,6

1390,3

Поступления прямых налогов в бюджет, млрд. руб.

253,1

315,4

284,7

504,2

835,4

1086,4

1406,0


На основании данных табл. 2 было рассчитано среднеквадратическое отклонение показателей поступлений в бюджет прямых и косвенных налогов. Для косвенных налогов значение среднеквадратического отклонения составило величину 1440018,574, что примерно на 20% больше среднеквадратического отклонения поступлений прямых налогов в бюджет (1217931,329). Из этого можно сделать вывод о том, что в России доходы бюджета от косвенных налогов в большей степени восприимчивы к изменениям конъюнктуры рынка и политической ситуации в стране.

В зависимости от состоянии экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, вносятся изменения в налоговую систему.

В случае, когда государство проводит политику максимальных налогов, как отмечается в работе В.Г. Панскова, устанавливаются достаточно высокие налоговые ставки, сокращаются налоговые льготы и вводится большое число налогов с целью получения от граждан как можно большего количества финансовых ресурсов. При этом государство не особенно заботится о последствиях таких действий. Естественно, что подобная политика не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис или война.

Другой формой проявления политики государства в области налогов является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

В России необходимость строить налоговую систему возникла в 1992 году с началом экономических преобразований. В условиях плановой экономики необходимости в развитой и всеобъемлющей налоговой системе не было, поскольку единственным собственником было государство, и большая часть показателей хозяйственной деятельности предприятий планировались заранее.

Если основывать политику государства в области налогообложения на предположении, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то правительство может выбирать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, подразумевая при этом, что граждане сами должны заботиться о своем благополучии и не рассчитывать на поддержку государства.

В соответствии с этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних этапах, с развитием форм общественного потребления (образование, здравоохранение, коммунальные услуги), происходит переход к более высоким ставкам налогообложения.

С начала экономических преобразований в основу формирования налоговой системы России был положен опыт развитых зарубежных стран, однако при этом не было учтено существенное различие в уровнях экономического развития России и этих стран.

В России на начальных этапах рыночных преобразований проводилась политика максимальных налогов, налоговые изъятия сразу были приняты на уровне таких стран со значительными государственными социальными гарантиями, как Германия и Великобритания, хотя экономических, социальных и политических предпосылок для проведения такой политики в это время не существовало.

Для сравнения в табл. 3 приведены ставки основных налогов, действовавших в России и некоторых развитых странах в указанный период.


Таблица 3

Ставки основных налогов в 1992 - 98 годах (в процентах от налоговой базы)


Вид налога

Россия

Германия

Испания

США

Великобритания

Налог на прибыль

до 43

30

45

от 20 до 40

15

25

35

24

33

Подоходный налог

от 12 до 35

от 19 до 53

от 20 до 56

15-39

20

24

40

Налог на добавленную стоимость

20 (до 1993 года - 28)

7

16

4

7

16

28

до 8

0

8

17,5




← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ - приоритеты, технология, методы
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Акцизное налогообложение
Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Тенденции функционирования малого предпринимательства в России
Вернуться к списку публикаций