2011-07-26 09:00:58
ГлавнаяБанки и банковское дело — Основные методы оценки финансового состояния объекта и механизмы слияния и поглощения



Основные методы оценки финансового состояния объекта и механизмы слияния и поглощения


Методический подход к выбору банка с целью слияния или поглощения

Выбор банка с целью слияния или поглощения - довольно сложная задача, стоящая перед банком - инициатором слияния или поглощения. Автором разработана методика выбора банка для слияния или поглощения, который должен помочь менеджерам в этой работе.

Необходимо отметить, что выбор объекта слияния или поглощения осуществляется на основе стратегии развития кредитного учреждения. Формулирование стратегии развития кредитной организации начинается с оценки собственной позиции на рынке, анализа сильных и слабых сторон. Это позволяет понять текущее состояние и перспективы развития банка. На основании стратегии развития банка формируется стратегическая цель - какой банк нужен для достижения поставленной цели слияния или поглощения.

После того, как общая стратегия слияния или поглощения сформулирована в рамках определения четких критериев, следует приступать к выбору подходящего объекта слияния или поглощения. Разработанная автором методика выбора банка для слияния или поглощения апробирована на конкретных проектах, в которых он принимал участие. Методика состоит из трех этапов: сбор и обработка информации об объекте, анализ объекта слияния или поглощения и выбор наилучшего объекта.

Прежде всего команде менеджеров банка необходимо определить первичный список объектов для возможной сделки на основании проведенного анализа текущего состояния банка и выбора перспективы развития. Как правило, менеджеры хорошо знают состояние рынка, своих конкурентов и могут определить потенциальные банки для слияния или поглощения. Первым этапом является выбор объектов слияния или поглощения, по которым следует собрать и обработать информацию. Определение объекта слияния или поглощения включает как сбор и обработку информации, так и анализ информации по критериям, определяемым стратегией развития банка. На практике поиск потенциальных банков для слияния или поглощения заключается в работе с различными базами данных. Следует обработать большой объем статистических данных и аналитической информации. Анализ различных баз данных позволяет постепенно сузить поиск в соответствии с первоначально определенными стратегическими параметрами. Как только список потенциальных объектов для слияния или поглощения сократится до 4-6, специалисты должны приступать к более летальному и точному анализу. В международной практике широко используются данные по финансовым показателям, публикуемые Moody's, Standard & Poors, другими рейтинговыми агентствами и информационными службами.

Moody's и Standard & Poors публикуют краткие обзоры финансовых результатов банков и компаний, которые в США обновляются ежеквартально. Extel и Dun & Bradstreet выполняют ту же работу в Великобритании, только информация обновляется 1 раз в полугодие. Данные обзоры также содержат краткую оценку основных финансовых показателей деятельности банков и комментарии основных событий в их деятельности с даты последнего обзора. Эта информация представляет большую ценность как для первичного выбора цели слияния или поглощения, так и для формирования короткого списка.

Для выбора подходящего по основным параметрам объекта слияния или поглощения предлагается использовать следующий подход анализа и поиска финансового института.

Список источников информации о банке для детального анализа (с некоторыми комментариями с учетом международной и российской банковской практики) может включать следующие данные.

1. Историю банка. При анализе истории банка собирается информация о корпоративной культуре, характере управления, сложившейся организационной структуре, внутрибанковских процедурах и системах контроля. История может быть полезна для понимания соотношения сил между различными группами акционеров и высшего руководства, возможен прогноз преемственности высшего руководства.

2. Информация о предоставляемых банком услугах. Рекламно-информационные материалы для клиентов являются важным источником информации о конкуренте. На основе рекламных материалов и информации для клиентов формируется:

- перечень услуг, оказываемых банком;

- диапазон оказываемых услуг;

- качество услуг;

- список действующих процентных ставок и тарифов.

Оценка качества и полноты рекламных и информационных материалов ласт возможность попять уровень и качество работы маркетингового подразделения банка.

3. Публикуемые годовые отчеты. Это один из важных аспектов и источников, который предоставит информацию об активах и пассивах банка. Если годовой отчет публикуется значительно позже, то это может означать:

- наличие невысокого уровня аппаратной работы;

- недостаточно высокий уровень бухгалтерского учета и отчетности (значительное время, ушедшее на проведение годового аудита);

- не исключены попытки сокрытия информации.

Как правило, годовые отчеты публикуются на Интернет-сайтах банков (многие банки периодически публикуют отчетность на сайте Центрального банка РФ www.cbr.ru). Очень важно проанализировать отчетность банка, подготовленную но международным стандартам (если таковая имеется), и сопоставить ее с российской отчетностью (это даст более полную информацию о качестве активов и ликвидности).

4. Печатные издания банка. Печатные издания, а также публикации в сети Интернет могут дать информацию о новых продуктах и услугах банка, оценку уровня и качества подготовки персонала, о назначении и перемещении должностных лиц. Как правило, внутрибанковские публикации достаточно оперативно отражают изменения в стратегии, миссии и целях организации.

5. Сайт банка в сети Интернет. Наличие и качество информации на сайте банка говорит о его стремлении к определенной открытости. Полезна общая оценка качества сайта (дизайн, включая информацию о разработчике, удобство для потребителя, своевременность и точность представленной информации), наличие возможности получения новостей о банке путем подписки (безусловно, возможность подписки следует использовать). Есть одно немаловажное наблюдение: в периоды значительных финансовых затруднений банки ослабляют контроль за своевременностью и точностью информации, размещаемой ими в сети Интернет.

6. Реклама. Развертывание рекламной кампании обосновывается той или иной балансово-структурной политикой, вызывается необходимостью продвижения новых продуктов на рынке. Интересно оцепить, насколько адекватен и своевременен выбор того или иного средства массовой информации для достижения максимального эффекта рекламной кампании.

7. Внутрибанковские телефонные справочники. Телефонные справочники предоставят информацию об организационной структуре банка, о приоритетах по секторам рынка и продуктам, привлечении банком на работу известных в финансовом мире специалистов. Наличие того или иного числа специалистов по направлениям свидетельствует о специализации банка. Должностная структура персонала позволяет делать определенные выводы о затратах на персонал.

8. Информация, получаемая от клиентов банка, дает представление о:

- качестве предоставляемых услуг;

- работе персонала с клиентурой;

- оборотах финансовых средств в банке;

- внутренних процедурах банка (кредитовании и других активных операциях);

- списке клиентов банка, прежде всего, корпоративных (это даст возможность эффективнее вести борьбу за клиента и понять потоки клиентских средств банка).

9. Консультанты банка. Консультантов используют в процессе стратегического планирования, при решении проблем маркетинга, разработке систем управленческой информации, для формирования кадровой политики, включая подбор персонала. Сильные и слабые стороны консультантов и консалтинговых фирм, их специализация известны на рынке, поэтому, зная, каких консультантов привлек банк, можно с весьма высокой степенью вероятности определить пути его развития по тому направлению, на котором работают консультанты.

10. Информация банковских ассоциаций. Может быть полезна информация, в частности, Ассоциации российских банков, Московского банковского союза, других объединений. Интерес представляют публикации упомянутых организаций, много полезной информации можно получить во время неформальных встреч и дискуссий в ходе проводимых банковскими ассоциациями съездов, конференций, «круглых столов», семинаров, курсов повышения квалификации. Наиболее часто здесь удается получить информацию стратегического характера.

11. Сведения о нанятом банком персонале информируют о ключевых специалистах, применяемых банковских технологиях, организационной структуре банка. Как показывает практика, переманить из банка опытных сотрудников, владеющих той или иной банковской технологией, оказывается дешевле, чем «с нуля» создавать эту технологию в своем банке. Кроме того, переход сотрудников из банка можно использовать для получения информации.

При анализе объекта слияния или поглощения собираются и анализируются такие данные, как: сведения об основных и миноритарных акционерах; количество и месторасположение головной конторы, филиалов, отделений, дочерних и родственных структур; организационная структура банка, количество и должностная структура персонала (в разрезе структурных подразделений, по направлениям деятельности, территориальному расположению); информация о доле банка на рынке (сегментация по типам клиентов, продуктам, регионам), об оказываемых услугах (диапазон, их качество и стоимость), по основной клиентуре и сегментам рынка (в различных аспектах), о финансовых результатах как банка в целом, так и его филиалов, отделений, дочерних и родственных структур; сведения об используемых операционных системах и банковских технологиях, о качестве персонала, зарплате, технологии работы с персоналом, системе повышения квалификации.

На этой стадии подготовки сделки следует выработать полное понимание особенностей того или иного вида бизнеса и точно представлять себе факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние как на избранные объекты поглощения, так и на рынок в целом. Необходимо собрать и обработать информацию по рынкам, на которых банк осуществляет деятельность. Это информация о размере рынка, перспективах роста, чувствительности отрасли к макроэкономическим тенденциям, сведения об основных участниках рынка, иностранных конкурентах, а также о проблемах государственного регулирования, законодательства, экологических аспектах.

После того как собрана и обработана информация о потенциальных объектах слияния или поглощения, необходимо перейти к следующему этапу - анализу объекта слияния или поглощения. Автор разработал метод анализа потенциального объекта слияния или поглощения с целью выбора наилучшего банка. Анализ проводится на основании таблицы, которая составляется по основным параметрам, отраженным в стратегии слияния или поглощения. При этом надо отметить, на каком географическом рынке проводится анализ: мировом, общегосударственном, региональном и т.д. Критериями выбора объекта слияния или поглощения могут быть географическое положение, доля рынка, продукты и услуги и т.п. Параметрами, по которым проводится анализ объекта, могут быть доля рынка по основным отраслям промышленности (табл. 2), доля рынка по предлагаемым продуктам и услугам (табл. 3) и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Повышение роли ЦБ РФ в регулировании банковской деятельности
Классификация банковской инфраструктуры
Обязательные резервы коммерческих банков - объективная необходимость или субъективный подход
Региональные проблемы взаимодействия государства и банковской системы
Использование зарубежного опыта развития банковской инфраструктуры
Вернуться к списку публикаций