2011-07-25 09:00:58
ГлавнаяБанки и банковское дело — Обоснование пороговых значений экономической безопасности и области слияния и поглощения банков



Обоснование пороговых значений экономической безопасности и области слияния и поглощения банков


Обеспечение экономической безопасности - одна из важных функций государства. Проблема экономической безопасности - производная от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.

Для того чтобы понимать сущность экономической безопасности, необходимо уяснить ее связь с такими понятиями, как «устойчивость» и «развитие». Развитие является одним из компонентов экономической безопасности. Пели экономика не развивается, то у нес резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов. Чем более устойчивы экономическая система, соотношения производственного и финансово-банковского капитала, тем жизнеспособнее экономика, а значит, безопасность страны будет находиться на более высоком уровне.

Экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и зашиты национальных интересов развития экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Понятие «экономическая безопасность» можно трансформировать в понятие «устойчивость социально-экономической ситуации». В свою очередь, устойчивость экономики в значительной мере базируется на устойчивости финансовой системы. Финансовая система определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, снижением внутреннего и внешнего долга и дефицита платежного баланса, обеспеченностью финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Ключевое положение банковского сектора предопределяет высокую степень зависимости экономики от уровня организованности и стабильности ее кредитно-финансовой сферы.

Одной из доминант устойчивости экономического роста, всей финансовой системы выступает степень организованности и соответствия интересов кредитных структур общеэкономическим процессам. В государственной стратегии экономической безопасности в качестве важного национального интереса страны в области экономики указана устойчивость банковской системы. Для развития национальной экономики России жизненно важное значение имеют текущее состояние и перспективы развития банковской системы, что объясняется ее ключевым положением в экономической системе.

На сегодняшний день в России существуют ряд деформаций в банковской сфере: неактивное кредитование банками реального сектора экономики, использование банков как инструментов перекачки финансовых средств из реального сектора в сферу финансово-посреднических операций. Предприятия остаются без основного источника формирования оборотных средств - банковских кредитов, т.е. лишаются органического компонента воспроизводственной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что низкий уровень кредитования реального сектора экономики и населения, которое должно составлять основу стратегии банковской деятельности, составляют тенденцию торможения активных операций формирования банковского капитала. Опасность для экономики состоит в факте практического отсутствия банковской активности в инвестиционной сфере. Для экономической безопасности страны и развития экономики необходимы активизация деятельности банков в русле подъема национальной экономики, использование банков как опорных структур финансового обеспечения экономического роста.

Нежелание российских банков кредитовать реальный сектор экономики, за исключением экспортно-ориентированных предприятий, обусловлено двумя аспектами: во-первых, состоянием экономики, при котором вложения в реальный сектор экономики расцениваются как высоко рискованные; во-вторых, российские банки появились чуть более десяти лет назад и не имеют достаточных финансовых возможностей. Тем более, что одни из них заработали свой капитал благодаря близости к структурам государственной власти (Сбербанк, МАКБ Возрождение, Автобанк, Онэксимбанк (Росбанк), СБС-Агро (1 ОВК), Банк Москвы и др.), другие, являясь аффилированными структурами крупных предприятий в большинстве случаев нефтегазового сектора (Газпромбанк, Никойл, Петрокоммерц, Менатеп-СПб и др.). Как следствие многие из таких банков не являются в полной мере опорой финансового обеспечения экономического роста.

Следует выделить следующие ключевые угрозы экономической безопасности:

- острую нехватку системообразующих банков общероссийского масштаба имеющих достаточно мощные финансовые возможности инвестиционной деятельности;

- снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;

- усиление структурной деформации экономики;

- отток капитала из страны;

- тенденцию к превращению России в топливно-сырьевой придаток экономически развитых стран;

- усиление импортной зависимости;

- деформацию размещения кредитных ресурсов по основным заемщикам.

Снижение инвестиционной активности - серьезная угроза экономической безопасности страны. Она ведет к кризисному состоянию экономики. Без крупных финансовых вложений будь то заемные средства или размещение долговых и долевых ценных бумаг на рынке, экономическое возрождение и стабильность экономики России неосуществимы.

Появление крупных финансовых институтов путем слияний и поглощений может разрешить эти проблемы. Образовавшиеся в результате слияния банки будут искать применение финансовым средствам, иметь четкую стратегию развития и соответственно будут ориентированы на кредитование не только экспортно-ориентированного сектора российского рынка, но и других, не менее важных для России секторов экономики, таких как сельское хозяйство, производство, сфера услуг и т.д., а также оказывать профессиональную помощь в размещении долговых и долевых ценных бумаг, что также является источником привлечения средств предприятиями. Вместе с тем, резкое снижение уровня доходности инвестиций на рынке государственных ценных бумаг и валютно-денежном рынке в последнее время предопределяет ориентацию банков на переключение финансовых ресурсов из сферы финансового рынка в сферу реального сектора. Необходимо отметить, что слияние и поглощения банков в России приведет к:

- появлению банков общероссийского масштаба;

- концентрации финансовых средств, достигаемой путем слияния и поглощения банков, что позволит ускорить процесс образования блока инвестиционных институтов кредитной системы;

- увеличению инвестиционной активности банков;

- расширению базы проектного кредитования и финансирования;

- снижению угрозы банкротств недостаточно сильных банков;

- повышению экономической безопасности страны в целом;

- более активному кредитованию реального сектора экономики и населения и предоставлению более широкого спектра услуг для предприятий и населения;

- снижению недостаточности оборотных средств предприятий, что снимет ряд негативных явлений в экономики России, прежде всего, рост задолженности предприятий;

- росту производства товаров и количества предоставляемых услуг предприятиями, получающими заемные финансовые ресурсы;

- увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;

- уменьшению оттока денежных средств из обращения в сбережения домашних хозяйств, так как банки могут аккумулировать денежные средства населения через специальные фонды и инвестировать их в акции российских предприятий, что в свою очередь даст предприятиям новый импульс к развитию;

- сокращению безработицы, так как предприятия будут привлекать все больше специалистов;

- расширению спектра услуг населению, начиная от пластиковых карт и заканчивая кредитованием под покупку бытовой техники, автомобилей, квартир, а это в свою очередь приведет к развитию производства, строительства, торговли и т.д.

Активизация процесса слияний и поглощений банков, продажи кредитных учреждений иностранцам полностью или по частям приведет к появлению крупных банковских структур общероссийского масштаба с огромными финансовыми возможностями инвестиционной деятельности. Иностранные банки принесут с собой не только финансовые ресурсы, но и необходимые ноу-хау, новые методы работы с клиентами.

Нарастающий в банковской системе процесс слияний и поглощений требует сложного организационного и юридического оформления, связанного с изменением структуры и правового статуса соответствующих банковских институтов. Необходимо, чтобы стратегия активизации процесса слияний к поглощений банков, ведущая к увеличению банковского кредитования, обрела статус государственной программы. Для этого необходимо создание условий для повышения кредитоспособности предприятий реального сектора экономики.

Инвестиционный климат в российской экономике на сегодняшний день является не очень благоприятным. Отчетные данные свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что сдерживает прогрессивные структурно-технологические преобразования экономики. Подавляющая часть инвестиционного спроса формируется не за счет кредитных ресурсов, а за счет собственных средств предприятий. При этом главная проблема заключается в неспособности частных инвесторов в полном объеме компенсировать недостаток капиталовложений. Ядром структурных изменений экономики выступает инновационная сфера.

Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 25-30 % - это одна из величин порогового значения. Только так можно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия для развития экономики. Соответственно государственная политика, направленная на привлечение частных инвестиций, подтверждает необходимость создания крупных финансовых институтов путем как слияния российских банков, так и поглощения российских банков иностранными банками. Такие финансовые институты будут развивать инвестиционные операции, вводить финансовые инновации с целью извлечения прибыли (облигации с нулевым процентным доходом; привилегированные акции денежного рынка, рынки опционов и фьючерсов, кредиты с установленным потолком выплачиваемых процентов, мультивалютные ссуды, хеджирование рисков).

От государства требуется предоставить возможность для развития финансового рынка и процессов слияния и поглощения банков. Необходимы изменения регулятивного характера в сторону дерегулирования рынка финансовых услуг. Финансовое дерегулирование в немалой степени помогает банкам, особенно крупным.

Снижение инфляции, сокращение денежной массы, падение доходности спекулятивных рынков вынуждает банки искать иные сферы вложения капитала. В такой ситуации их сотрудничество с реальным сектором экономики становится жесткой необходимостью.

В условиях ограниченности бюджетного финансирования, с одной стороны, и значительной потребности российских предприятий в средствах для финансирования инвестиционных программ и проектов - с другой, на банки, появляющиеся в результате слияний и поглощений, возлагаются особые надежды. У таких банков, как правило, большая величина собственного капитала, высокий удельный вес собственного капитала в активах, преобладание долгосрочных вложений.

Стимулирование процесса слияний и поглощений банков также позволит привлекать сбережения граждан для вложения их в финансовые активы с целью получения дохода. Это повысит интерес к акциям предприятий и банков со стороны физических лиц, что позволит привлекать инвестиционные средства на развитие.

Создание концепции системы финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и обеспечение безопасного функционирования всех элементов финансово-экономического механизма страны. На данный момент в стране имеется ряд крупных проблем в финансовой сфере: финансово-кредитная система не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое производство; финансово-банковская система базируется на смешанной системе денежного обращения, что порождает «бегство капитала».

Под системой финансовой безопасности понимается создание условий функционирования финансовой системы, при которых предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Структура размещения кредитных ресурсов по основным заемщикам и процесс формирования внутреннего кредита может служить показателем не только устойчивости банковского сектора, но и степени экономической безопасности страны.

Важнейшим инструментом реализации зашиты экономической безопасности государством служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Пороговые значения представляют собой количественные параметры, показывающие грань между безопасной и опасной зонами в финансово-банковской сфере экономики. Для получения пороговых значений индикаторов экономической безопасности необходимо определить на принципиальном уровне национальные интересы России в финансово-банковской сфере.

По группе пороговые значения индикаторов финансового состояния предварительно были определены:

- объем внутреннего долга в процентах к ВВП - 30%;

- объем внешнего долга в процентах к ВВП - 25%;

- дефицит бюджета в процентах к ВВП - до 5%;

- объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей - 25 %;

- денежная масса (М 2) в процентах к ВВП - 50%.

Порядок использования пороговых значений является следующим. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России разрабатывают прогнозы социально-экономического развития России на предстоящий год, а Минфин России - проект государственного бюджета. В этих документах содержатся показатели, характеризующие степень экономической безопасности страны.

Пороговые значения экономической безопасности в кредитно-банковской сфере в силу ее взаимосвязей со всеми элементами народнохозяйственного комплекса должны определяться на основе всего спектра финансовых отношений. Необходимо выделить наиболее значимые характеристики, отражающие важнейшие изменения в функционировании как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций. Для оценки пороговых значений экономической безопасности банковской системы, наряду с выделением важнейших индикаторов экономической безопасности, характеризующих состояние банковского сектора в целом, необходимо учитывать индикаторы, которые характеризуют состояние отдельных процессов в банковской системе и, прежде всего, слияний и поглощений кредитных организаций.

При слиянии и поглощении банков важную роль имеет разработка системы пороговых значений экономической безопасности как одного из наиболее действенных инструментов реализации функции экономической безопасности в банковской системе, да и народного хозяйства страны в целом. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности в области слияния и поглощения банков представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами при слиянии и поглощении банков, придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность. В международной практике уже имеются соглашения, которые, по сути, устанавливают те или иные пороговые значения. Прежде всего, это Маастрихтские соглашения, устанавливающие пределы таких макроэкономических показателей, как объем государственного долга к ВВП, объем бюджетного дефицита к ВВП и т.п., рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (известные как нормативы Базель I): отношение первичного капитала банка к суммарным активам, наличие собственного капитала для банков, занятых международными операциями, на установленном уровне и т.п. В настоящее время разрабатываются нормативы Базель II. В России проблема пороговых значений экономической безопасности наиболее разработана в Центре финансовых и банковских исследований Института экономики РАН.

Кроме того, необходимо учитывать, что пороговые значения в области слияния и поглощения банков являются частью пороговых значений в кредитно-банковской сфере, которые в свою очередь являются частью общей системы пороговых значений экономической безопасности. Изменение пороговых значений экономической безопасности неизбежно ведет к изменению пороговых значений в кредитно-банковской сфере, в том числе в сфере слияния и поглощения банков.

Исходя из этого, предлагается разработанная автором система пороговых значений экономической безопасности при слиянии и поглощении банков, включающая следующие индикаторы.

1. Средняя величина зарегистрированного уставного капитала - 5 млн. долл. (учитывая рекомендации Базель I о минимальной величине в 3 млн. евро).

2. Величина предоставленных кредитов нефинансовым предприятиям и физическим лицам (в % к ВВП) с учетом прогнозов Банка России по развитию кредитного рынка должна составить 30% (в настоящее время 19%).

3. Объем собственного капитала слившихся и поглощенных банков к совокупной величине собственного капитала банков России. Исходя из анализа практики слияний и поглощений стран с развивающимся рынком данное пороговое значение целесообразно установить на уровне 45%. Казалось бы, что для укрупнения банковских учреждений в России необходимо ускорить процессы слияний и поглощений и соответственно установить более высокое пороговое значение, однако международный опыт показывает, что при ускорении и превышении данного порогового значения финансовый рынок дестабилизируется, следует череда банкротств кредитных учреждений.

4. Соотношение активов слившихся и поглощенных банков к совокупной величине активов банков России. Для определения этого порогового значения можно использовать опыт слияний и поглощений банков в США, где величина активов слившихся и поглощенных банков в общей величине банковских активов на 10-15% превышает долю капитала слившихся и поглощенных банков в совокупной величине банковского капитала. Поэтому в России индикатор порогового значения соотношения активов слившихся и поглощенных банков к совокупной величине активов банков России должен составлять 50%.

5. Соотношение пассивов слившихся и поглощенных банков к совокупной величине пассивов банков России. Для определения этого порогового значения можно использовать опыт слияний и поглощений в странах с развитой экономикой, где в общей величине объем пассивов слившихся и поглощенных банков равен 40-50%. Поэтому целесообразно установить это пороговое значений на уровне 45%, чтобы в банковской сфере появлялись мощные банки и не произошло монополизации рынка.

6. Соотношение капитала слившихся и поглощенных банков иностранными банками к совокупной величине капитала банков России. Рекомендуемая величина данного порогового значения равна 50%. Это привлечет инвестиции иностранных банков в Россию и не создаст монопольного положения, при котором одни банки будут доминировать над другими.

7. Соотношение пассивов слившихся и поглощенных банков иностранными банками к совокупной величине пассивов банков России. Для определения этого порогового значения следует исходить их того, что, с одной стороны, приход на российский финансовый рынок иностранных банков выгоден для рынка, но, с другой стороны, опасно появление мощных банков с иностранным капиталом и спадом конкуренции. Поэтому целесообразно установить это пороговое значение на уровне 50%.

8. Соотношение выданных кредитов слившимися и поглощенными банками к совокупной величине выданных кредитов банками России. Данное пороговое значение должно превышать пороговое значение по объему активов слившихся и поглощенных банков к совокупным активам банковской системы, т.е. быть больше 50%. Однако нельзя допустить 100-процентной монополизации рынка и создания препятствий для конкуренции на кредитном рынке. Поэтому данное пороговое значение целесообразно установить на уровне 70%.

9. Порядок разделения совета директоров при попытках враждебного поглощения банка. Исходя из практики, рекомендуется внести в устав банка положение, оговаривающее порядок разделения совета директоров на три равные части, при этом каждая часть совета директоров может быть избрана общим собранием акционеров на один год и так в течение трех лет. Поэтому данное пороговое значение целесообразно установить на уровне 33,3% от общего количества членов совета директоров.

10. Уровень принятия решения о слиянии или поглощении. Данное пороговое значение должно быть внесено в устав банка и предусматривать 75% голосов акционеров, необходимых для принятия решения о слиянии или поглощении.

11. Цена за блокирующий пакет акций. Данное пороговое значение вносится особым пунктом в устав банка, определяющим условия выкупа не менее 25% акций по равной иене за каждую акцию.

Контроль за приведенными пороговыми значениями экономической безопасности в области слияния и поглощения банков необходимо осуществлять Банку России. В случае несоблюдения этих значений Банк России должен предпринять следующие меры: потребовать от банка привести свою деятельность в соответствие с установленными индикаторами пороговых значений; ввести штрафные санкции; отзывать лицензии на осуществление банковской деятельности.

Индикаторы пороговых значений экономической безопасности в банковской сфере не следует смешивать с экономическими нормативами деятельности банков, устанавливаемыми Центральным банком РФ. Эти нормативы используются для контроля над текущей деятельностью кредитных организаций, в то время как индикаторы пороговых значений экономической безопасности являются стратегическими показателями, определяющими уровень развития банковской системы на перспективу. Кроме того, пороговые значения экономической безопасности отличаются от экономических нормативов деятельности банков тем, что индикаторы пороговых значений взаимосвязаны между собой. Например, при изменении индикатора средней величины зарегистрированного уставного капитала должны измениться и пороговые значения объема собственного капитала слившихся и поглощенных банков к совокупной величине собственного капитала банков России, соотношение активов слившихся и поглощенных банков к совокупной величине активов банков России, соотношение пассивов слившихся и поглощенных банков к совокупной величине пассивов банков России и т.д.


Зарипов Андрей Нагимович







Интересное:


Условия, факторы и тенденции слияния и поглощении банков в России
Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков
Определение адекватности банковской инфраструктуры
О проблемах развития оценки коммерческих банков
Региональные проблемы взаимодействия государства и банковской системы
Вернуться к списку публикаций