2011-07-22 09:00:20
ГлавнаяБанки и банковское дело — Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков



Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков


Методы законодательного регулирования развивающихся рынков и возможности их использования в России

Термин «развивающиеся рынки» применительно к фондовым рынкам был создан экспертами Всемирного Банка при работе над концепцией рынка капитала для наименее развитых стран мира. В начале основным критерием отнесения рынка к развивающимся являлся показатель среднегодового уровня ВНП на душу населения. Однако потом к данному критерию добавились показатели распределения данного дохода среди населения, и уровень промышленного развития экономики.

Таким образом, выделяют следующие основные признаки развивающихся рынков:

- неразвитые рынки капитала;

- низкий или средний уровень дохода на душу населения;

- промышленно неразвиты или обладают промышленностью с доминированием одной составляющей (например, сырьевой).

Из группы развивающихся рынков обычно выделяют группу порождающихся рынков, включающих страны с более высоким уровнем развития экономики и душевым доходом, но неразвитой инфраструктурой финансового рынка. Также в составе развивающихся рынков иногда отдельно рассматривается группа стран с переходной экономикой. В данную группу входят в основном страны Восточной Европы, начавшие переход к рыночной экономике. К данной группе относится и Россия.

Развивающиеся рынки имеют некоторые особенности функционирования и законодательного регулирования, что приводит к определенным сложностям в процессе слияния или поглощения банков как в рамках одной страны, так и поглощения местных банков иностранными финансовыми институтами. Основные барьеры для поглощений банков и других финансовых институтов, присущие развивающимся рынкам, могут быть сгруппированы следующим образом: структурные, технические, информационные и культурные.

К структурным барьерам относятся государственные регулирующие барьеры, а также инфраструктура. Государственными барьерами являются, например, сильное влияние наблюдательных советов с представителями государства. К данному типу барьеров можно отнести и наличие акций с неодинаковыми правами голоса (например, акции с двумя голосами, или неголосуюшие акции, в России - «золотые» акции), что является нарушением принципа «одна акция - один голос». Очень часто дискриминационными являются и положения местного законодательства, предусматривающие уплату дополнительных налогов иностранными акционерами. Под дополнительными налогами в данном случае понимаются налоги, уплачиваемые только иностранными гражданами. К таким налогам, например, относится налог на доходы, переводимые за границу. Такое же положение содержится и в российском налоговом праве. Таким образом, прибыль, распределяемая банком в пользу акционеров, в случае иностранного акционера облагается три раза: в качестве прибыли российского банка - налогом на прибыль, в качестве дивидендов -налогом на доход иностранного лица, и в стране инкорпорации нерезидента -налогом на доход (в странах, которые не заключили соглашение об исключении двойного налогообложения).

К структурным барьерам можно отнести и слабое, неотлаженное регулирование финансовых рынков. Основными областями права, недостаточно развитыми на данной группе рынков, являются законодательство о конкуренции, биржевое законодательство, а также наличие, функции и права саморегулирующихся организаций - добровольных объединений банков, ведущих определенную деятельность. Отдельно может быть выделено практически полное отсутствие специальных органов, регулирующих поглощения. Неразвитость инфраструктуры сделок по банковским слияниям и поглощениям обычно заключается в отсутствии возможности юридического сопровождения сделки, а также специфических аудиторских услуг и квалифицированных оценщиков.

К техническим барьерам относятся, в основном, доминирование семейного владения финансовыми компаниями и двухуровневая система управления. Например, в Индии 7 из 10 крупнейших частных банков являются семейными, а 10 крупнейших семейных банков производят порядка 7% ВНП. Данные барьеры присутствуют и в виде ограничения возможности голосования, а также пренебрежения правами акционеров в интересах банка, т.е. так, как это понимают менеджеры.

К информационным барьерам можно отнести недостаток или неадекватность финансовой отчетности, отсутствие информации о структуре акционерного капитала, законодательном регулировании. На развивающихся рынках финансовая отчетность банков обычно недоступна или качество се низко. Наличие национальных стандартов, плохо согласуемых с международными стандартами учета, делает аутсайдерский анализ деятельности банка практически невозможным, так как бухгалтерский учет часто ведется с точки зрения уменьшения налоговых обязательств, а не представления истинного положения и результатов деятельности банка.

К недостаткам информации об акционерах следует отнести отсутствие прозрачности владения акциями и наличие акций на предъявителя. Стоит отметить, что недостаток информации о текущем законодательном регулировании в большей степени относится не столько к неизвестности текущих нормативных актов, сколько к отсутствию информации о дальнейшем направлении изменения законодательства, имеющего отношение как к самим поглощениям, так и к области ведения банковской деятельности, а также допуска иностранных участников на национальные финансовые рынки.

К культурным барьерам, препятствующим поглощениям, можно отнести специфическое отношение к поглощениям со стороны иностранного банка, т.н. синдром «продажа - признание поражения». К данной группе относятся и неприятие уменьшения дохода в краткосрочной перспективе, а также боязнь неопределенности. Одним из ключевых барьеров в данной группе является также огромное значение, придающееся личным или клановым связям по сравнению с формальными контрактами.

Отдельно можно выделить и трудности с оценкой финансового института на развивающемся рынке для целей слияния. В частности, при практическом применении методик определения цены банка в России существуют следующие ограничения. Все методики, использующие дисконтированные денежные потоки, предполагают их оценку на определенном промежутке времени (около 5 лет). В данных методиках в качестве прогнозной ставки дисконтирования на будущий период берется доходность государственных ценных бумаг с соответствующими сроками погашения. При определении стоимости капитала банка данными методиками также не учитывается особенность депозитной базы розничного банка в России. В связи с тем, что срочные депозиты частных лиц могут быть отозваны в любой момент, очень трудно спрогнозировать приток или отток депозитов, а следовательно, и процентные расходы на период более полугода. Также при определении стоимости капитала нет возможности получить данные об альтернативных вложениях с таким же риском.

Для применения коэффициента Р/Е (отношение рыночной цены акции к доходу но ней за последний завершившийся год в расчете на одну акцию) в России нет котируемых банковских акций для сравнения. В тех случаях, когда из-за отсутствия необходимых данных применение Других методов было невозможно, применялся следующий подход. В качестве акций для сравнения выбирались цепные бумаги банков со схожими характеристиками восточноевропейских и некоторых азиатских стран, которые входят ? расчет индекса развивающихся рынков. При этом коэффициенты, с использованием которых проводилось взвешивание акций, отражали структуру индекса.

Данные проблемы могут быть решены путем использования определения стоимости капитала и доходности альтернативных вложений за пределами России. Этот подход применялся при продаже контрольного пакета акций ряда российских банков стратегическим иностранным инвесторам, так как для данных инвесторов существовала возможность альтернативных вложений.

Поглощения банков в пределах одной страны зачастую являются наиболее дешевым методом реструктуризации банковской системы. Во многих случаях более крупный банк с достаточным собственным капиталом имеет возможность инкорпорировать в свой кредитный портфель всю сумму кредитов, не приносящих дохода. К тому же такое поглощение обычно ведет к смене руководства поглощаемого банка.

Однако обычно слияние двух слабых банков не приводит к возникновению жизнеспособного финансового института. Несмотря на то, что даже при таком слиянии присутствует синергетический эффект и может произойти сокращение издержек за счет реализации дублирующей филиальной сети и прочих активов, практические трудности, такие как интеграция корпоративных культур и компьютерных систем, а также сокращение персонала, могут привести к затягиванию процесса реструктуризации банковской системы, что недопустимо в условиях кризиса.

В случае системного банковского кризиса количество банков, способных поглотить неплатежеспособные банки, очень мало. В качестве средства реструктуризации банковской системы правительствам и национальным банкам приходится прибегать к облегчению доступа иностранных банков на внутренние рынки с целью поглощения неплатежеспособных национальных институтов.

Помимо реструктуризации банковской системы, доступ иностранных банков ведет к сокращению общей прибыльности банковского бизнеса, а также к уменьшению издержек на его ведение среди банков, принадлежащих национальному капиталу, однако падение дохода опережает уменьшение издержек. При этом в данном процессе ведущую роль играет не размер иностранных банков, а их количество. Доступ иностранных банков на национальный рынок может иметь и преимущества в виде ограничения практики выдачи кредитов связанным липам, увеличения количества и качества предоставляемых услуг, а также доступа к более дешевым источникам заемных средств через материнские банки. В некоторых случаях усиливается и надзор за банковскими структурами, так как появляются дополнительные ограничения деятельности, устанавливаемые надзорными органами страны инкорпорации материнского банка.

Тем не менее, иностранные банки в некоторых случаях не очень охотно поглощают национальные банки, находящиеся в состоянии кризиса. Среди причин этого наиболее часто выделяют следующие:

- иностранным банкам может не разрешаться владение контрольным пакетом национального банка, что является для них неприемлемым;

- иностранные банки могут рассматривать данные инвестиции как рисковые, несмотря на сравнительно низкую цену входа на рынок;

- банки могут выжидать ухудшения ситуации для приобретения проблемных банков по более низкой цене.

Однако часто, как при слиянии национальных банков, так и при поглощении иностранными банками, им предоставляются дополнительные преференции. В частности, в Бразилии и Корее банкам, приобретающим проблемные финансовые институты, была предоставлена возможность обратной продажи правительству активов, которые были признаны плохими в течение первых месяцев после смены собственника. В Корее позже эта возможность была продлена до года после смены владельца банка.


Зарипов Андрей Нагимович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
Макроэкономические условия формирования и деятельности коммерческих банков в Российской Федерации
Возможности роста количественного потенциала развития банковской инфраструктуры
Классификация основных типов слияний и поглощений банков
Становление инвестиционно-кредитной деятельности коммерческих банков
Вернуться к списку публикаций