2011-07-22 09:00:20
ГлавнаяБанки и банковское дело — Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков



Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков


Надо согласиться с утверждением, что в сложном комплексе назревших перемен одно из ключевых мест принадлежит активизация роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Наметившиеся процессы концентрации банковского капитала на основе слияния и поглощения требуют усиления надзора за процессами слияния и поглощения со стороны государства. По нашему мнению процессы слияния и поглощения банков должны регулироваться государством. С этой целью необходимо проанализировать действующее в этой области законодательство.

Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению строится на основе комбинации гражданского, антимонопольного и собственно банковского законодательства. Основными законодательными актами, регулирующими реорганизацию банков в форме слияния и поглощения, являются Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (общие для всех видов предприятий вне зависимости от осуществляемого вида деятельности), а также законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», Инструкция Банка России № 230-П.

Реорганизация кредитной организации в форме слияния и поглощения осуществляется в соответствии с нормативными документами Центрального банка РФ. Среди них наибольшее значение имеют положение ЦБР № 230-П от 4 июня 2003 г. «Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» и инструкция ЦБР № 75-И от 23 июля 1998 г. «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями от 18 мая, 24, 28 июня 1999 г., 5 июля 2002 г.). Данное положение вносит следующие ключевые моменты в регулирование банковских поглощений:

- создает базу для реорганизации банковских учреждений;

- не допускает появления в результате слияния или поглощения организации, не отвечающей по собственным обязательствам;

- мотивирует к слиянию путем установления меньшего сбора за регистрацию вновь образованного кредитного института, а также смягчения требований к величине уставного капитала (в отличие от вновь образуемых банков). В сочетании с отменой 0,8% налога на операции с ценными бумагами в случае эмиссии в результате слияния или присоединения, взимаемого при обычной эмиссии акций, данное положение сокращает издержки на проведение банковского слияния или поглощения;

- разрешает выдачу временного свидетельства о регистрации для продолжения операций по корреспондентским счетам сливающихся банков на переходный период;

- предоставляет вновь образованному банку лицензию на совершение банковских операций в максимальном объеме из двух лицензий слившихся банков, т.е. происходит как бы слияние лицензий.

Это положение снижает срок рассмотрения документов ЦБ с 6 до 4 месяцев при слиянии и с 6 до 3 месяцев при присоединении. Также исключены требования об обязательном проведении рабочих совещаний представителей территориальных учреждений ЦБ с представителями реорганизующихся банков, о составлении сводного баланса и утверждении его на совместном общем собрании участников реорганизующихся банков. К достоинствам данного положения можно отнести и то, что в нем подробно описываются шаги, предпринимаемые банками для проведения процедуры слияния, действия Банка России и его территориальных отделений, а также сроки рассмотрения документов.

Банки, принявшие решение о слиянии или поглощении, должны предпринять следующие основные шаги.

1. Подготовить договор о слиянии или поглощении, в котором должны быть определено:

- порядок и условия слияния или поглощения;

- порядок конвертации акций или долей реорганизуемых банков в акции или доли нового банка.

2. Уведомить территориальное учреждение Банка России о предполагаемом слиянии или поглощении.

3. Провести общие собрания участников банков. Протоколом общего собрания участников, представляемым в территориальное учреждение Банка России, подтверждается:

- принятие решения о реорганизации в форме слияния или присоединения;

- утверждение договора о слиянии или присоединении;

- утверждение передаточного акта (за исключением банка, к которому происходит присоединение);

- определение представителей банка, уполномоченных подписать договор о слиянии или поглощении;

- одобрение проектов устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при поглощении) банка, включая проекты положений, касающихся филиалов банка;

- одобрение проекта регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых банков.

4. Уведомить кредиторов реорганизуемых банков. Необходимо письменно уведомить кредиторов о реорганизации банка не позднее 30 дней с даты принятия общим собранием решения о реорганизации банка.

5. Провести общее собрание участников реорганизуемых банков. Протоколом общего собрания участников, представляемым в территориальное учреждение Банка России, подтверждается:

- утверждение регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых банков;

- одобрение устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при поглощении) банка, включая проекты положений, касающихся филиалов банка;

- избрание совета директоров, избрание единоличного и коллегиального исполнительных органов банка, если иное не предусмотрено законодательством и уставом банка;

- утверждение сводного баланса.

6. Передача в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

Срок рассмотрения Банком России документов о слиянии - 4 месяца, документов на реорганизацию в форме присоединения - 3 месяца. Банк России не настаивает на обязательной ранее инспекционной проверке реорганизуемых банков и составлении их сводного баланса. Также участникам процесса слияния предоставлено право самостоятельного выбора аудитора для подтверждения достоверности финансовой отчетности и соответствия проводимых реорганизационных процедур действующему законодательству.

Одним из наиболее интересных положений данного нормативного акта также является и возможность проведения территориальным учреждением Банка России внеплановой проверки для оценки финансового состояния банка. При этом в действующем законодательстве не определен порядок использования результатов данной проверки и взаимодействия Банка России с банками в случае возникновения разногласий.

Принятый в июне 1999 года «Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Федеральный Закон № 117-ФЗ от 23 июня 1999 г.) призван регулировать конкуренцию на рынке банковских услуг путем установления контроля антимонопольными органами в виде получения предварительного одобрения сделки в случае банковских слияний, в результате которых образуется финансовый институт, превышающий по величине уставного капитала установленные значения. Необходимо отметить, что применительно к финансовым рынкам используется региональное деление исходя из сферы деятельности кредитной организации. Данное положение учитывает присутствие на рынке небанковских поставщиков финансовых услуг в случае комплиментарных продуктов, так как определяет оборот всех услуг данного вида, предоставляемых всеми типами посредников. Однако оно не позволяет однозначно устанавливать границы предоставления финансовых услуг.

Однако в законодательстве есть и недостатки. В частности, «Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» не вводит формальных критериев, на основании которых банк может быть определен как доминирующий на рынке финансовых услуг. Применительно к банковским слияниям данный закон недостаточно четко описывает процедуру получения согласия антимонопольных органов на осуществление слияния в случае, если в результате объединения новый банк займет доминирующее положение на рынке определенной финансовой услуги (например, проведения операций с пластиковыми карточками). Также по нашему мнению закон не рассматривает потенциальные риски, которые могут возникнуть в результате монополизации рынка. В данном контексте речь не идет об использовании банком своего доминирующего положения, а о том, что потенциально возможна ситуация, когда в результате слияния на данном региональном рынке останется лишь один банк, что может привести к почти полному отсутствию конкуренции на нем.

Кроме того, в действующем законодательстве не рассмотрен вопрос об изменении степени конкуренции в результате слияния или поглощения с использованием формализованных критериев (аналог индекса Герфиндаля-Хиршмана), согласно которому будет регулироваться степень изменения конкуренции в результате слияния или поглощения. Также в существующих на настоящий момент законодательных актах не определен порядок взаимодействия антимонопольных органов и Банка России в вопросах индивидуальных сделок.

Также необходимо внести поправки в положение ГК Российской Федерации, в соответствии с которыми процесс слияния юридических лиц должен сопровождаться предоставлением кредиторам сливающихся организаций права на досрочное расторжение договоров о предоставлении ими средств. У банков число кредиторов может достигать нескольких тысяч, и каждого надо уведомить о таком праве. А если хотя бы 10% кредиторов решаться воспользоваться своим правом, то банки могут оказаться на грани банкротства.

Помимо внесения дополнений и изменений в законодательные акты необходимо использовать зарубежный опыт слияния и поглощения банков. Правительства различных стран поощряют поглощения такого рода путем предоставления объединенному банку различных преференций и специальных условий. К ним обычно относятся:

- различные исключения из режима надзора за банковской деятельностью;

- передача части или всего, не приносящего дохода кредитного портфеля в специально образованный банк или финансовую корпорацию.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
Генезис развития и современный взгляд на содержание банковской ликвидности
Классификация основных типов слияний и поглощений банков
Общеэкономическое содержание категории коммерческий банк
Организация процессов слияний или поглощений в странах с развитым рынком
Вернуться к списку публикаций