2011-07-20 09:00:01
ГлавнаяБанки и банковское дело — Организация процессов слияний или поглощений в странах с развитым рынком



Организация процессов слияний или поглощений в странах с развитым рынком


Дерегулирование сферы финансовых услуг. Традиционно сфера финансовых услуг была одной из наиболее жестко регулируемых и контролируемых со стороны органов надзора - государственных институтов и саморегулируемых организаций, требования которых в части осуществления экономической деятельности обязательны для выполнения финансовыми институтами. В различных странах существовали неодинаковые требования к банковским учреждениям и финансовым компаниям: ограничивались способы формирования банковского капитала, возможность участия универсальных банковских институтов на рынке как государственных, так и частных ценных бумаг, возможность заниматься небанковской деятельностью и распространять финансовые небанковские продукты среди клиентов банка как физических, так и юридических лиц.

Дерегулирование сферы финансовых услуг не означает отход от регулирования. Скорее, это сокращение сфер, подлежащих регулированию, и, следовательно, ослабление преград на пути к конкуренции: ограничений по созданию холдингов; географических ограничений по открытию филиалов; жесткого уровня налогообложения; ограничений по некоторым видам услуг. Дерегулирование привело к изменению структуры услуг предоставляемых банками, повышению доли непроцентных доходов в общем объеме доходов банков.

Вопрос государственного вмешательства в экономику был подробно освещен экономистами различных школ. Например, стоит отметить работу Джоскова и Нолла, рассматривающих регулирование экономики как вмешательство государства с целью коррекции поведения рынка и максимизации общественного благосостояния (теория общественных интересов). Среди последних исследований находится цикл работ американских экономистов Бекера и Пельцмана. Данные работы положили начало так называемой теории частных интересов, рассматривающей процесс государственного регулирования экономической деятельности как борьбу или конкуренцию групп. В процессе данной борьбы более организованные группы экономических субъектов получают возможность использования силы принуждения государства для извлечения собственной выгоды за счет менее организованных групп.

Процесс дерегулирования обычно рассматривается как обратный процессу регулирования, что дает возможность применить вышеупомянутые теории регулирования и к данному случаю.

С точки зрения теории частных интересов, дерегулирование какой-либо отрасли экономики происходит в тот момент, когда группы экономических субъектов, заинтересованные в данном процессе, организуются до такой степени, когда они могут оказать влияние на законодательную власть, регулирующую барьеры входа на рынок или выхода с него.

Теория общественной пользы, однако, предполагает, что дерегулирование отрасли экономики должно происходить в том случае, если оно принесет пользу обществу и потребителям в целом.

Дерегулирование также может быть рассмотрено и со стороны матрицы Ансоффа. В то время как одни регулирующие факторы ограничивают деятельность на рынке банковских институтов, инкорпорированных за пределами данной страны или группы стран, другие ограничивают продуктовый ряд, предлагаемый банками на рынке, например операции с ценными бумагами и реализацию страховых продуктов.

Совмещение собственно банковской и инвестиционной деятельности банков (выпуск и продажа ценных бумаг клиентов от их имени и по их поручению, формирование и управление инвестиционным портфелем клиентов, а также работа с производными финансовыми инструментами для клиентов) или создание универсальной банковской системы имеют некоторые преимущества, к которым обычно относят информационные преимущества и экономию на масштабах деятельности.

Информационным преимуществом является обладание полной информацией о деятельности предприятия-заемщика и о рисках, присущих его деятельности, которые недоступны широкому кругу публики (аутсайдерам). С точки зрения компании - получателя ресурсов (в виде займа или в результате выпуска ценных бумаг) более выгодно снизить издержки но предоставлению информации о себе путем делегирования части функций финансовому посреднику, в данном случае банку, имеющему длительные отношения с данной компанией.

С другой стороны, банк в результате длительных отношений с фирмой и предоставления ей полного спектра финансовых услуг способен распределить издержки по сбору и обновлению информации в течение более длительного периода, извлекая так называемую «квази-ренту» (доход всех видов от обслуживания данного клиента) в течение того же периода, и за счет этого снизить стоимость предоставления ресурсов для компании.

Экономия на масштабах деятельности в случае совмещения инвестиционной и банковской деятельности определяется экономией на:

- издержках по сбору и обработке информации о клиенте;

- постоянных издержках (как собственно материальных ресурсов, так и затрат труда) в связи с распределением их между большим количеством продуктов;

- издержках доставки данных продуктов с использованием существующих каналов их распространения;

- издержках по изменению продуктового ряда, предлагаемого клиенту, так как новые продукты, требуемые данным клиентом, уже используются другими клиентами, а многие банковские продукты являются прямыми заменителями (субститутами);

- продвижении торговой марки и создании репутации, в связи с тем, что универсальный банк может использовать репутацию, заработанную в одном секторе, для привлечения клиентов в другом.

Развитие технологии. Развитие технологии, в частности компьютерной и телекоммуникаций, привело к появлению нового вида финансовых и банковских продуктов и снижению издержек по поставке данных продуктов потребителю. Риски, ассоциировавшиеся ранее с одним финансовым продуктом, теперь могут быть разделены. Секьюритизация активов, появление производных кредитных инструментов и новых методик потребительского, карточного кредитования и финансирования операций с недвижимостью в сочетании с новыми технологиями привели к возможности разделения рисков для конструирования индивидуальных инвестиционных портфелей. Внедряются новые информационные технологии, позволяющие осуществлять операции по поручению клиентов, находясь на существенном расстоянии от них.

Большинство людей вкладывают деньги в филиалы банков, расположенные недалеко от их дома или работы. Несмотря на некоторые отличия в процентных ставках и наборах услуг, редко кто меняет банк на более выгодный, если до него нужно куда-нибудь ехать. Развитие технологии привело к возникновению новых каналов поставки модифицированных банковских продуктов потребителю, что делает фактор места оказания банковских услуг менее важным. Одним из наиболее характерных примеров функционирования данных каналов является Интернет.

Исследование в области использования Интернет в банковском деле, проведенное Forrester Research, показало, что более 12 млн. людей на Западе и в России используют Интернет для оплаты счетов, а из 17,8 пользователей систем удаленного банковского доступа 4,3 млн. осуществляют перевод денег между счетами. Таким образом, по состоянию на середину 2003 г. число потребителей электронных банковских услуг достигло 16,3 млн. домохозяйств (против 14,2 млн. в 2001 г.).

В настоящее время большинство банков имеют свои страницы в Интернет, позволяющие проводить операции с банковскими счетами. При этом 27% банков от общего числа позволяют узнавать о состоянии счета и 19% дают возможность сделать заявку на выдачу кредитной карточки или займа.

Стоимость банковской трансакции

Рис. 2. Стоимость банковской трансакции


Развитая технология и программное обеспечение позволяют бесплатно предоставлять клиентам дополнительные услуги, такие как управление наличностью и кредиторской задолженностью при осуществлении ими трансакций через различные средства удаленного доступа, что ведет к снижению издержек на проведение трансакции (рис. 2).

Развитие технологии привело к возникновению новых типов финансового посредничества - независимых «поставщиков информации», виртуальных банковских отделений и виртуальных банков. Например, Банк «24 Stunde», принадлежащий Deutsche Bank, не имеет ни одного отделения, кроме небольшого центрального офиса. Среди наиболее успешных проектов по созданию виртуальных банковских отделений в России стоит отмстить действующие системы «Гута-банка» и «Автобанка», причем виртуальное отделение последнего обслуживает такое же количество частных клиентов, как и среднее отделение, при несоизмеримых затратах на их содержание.

Данный процесс ведет к снижению барьеров для входа на рынок, делая его более привлекательным для нетрадиционных поставщиков финансовых услуг.

Введение единой валюты. Введение единой валюты в качестве расчетного средства на любой территории оказывает как прямое, так и опосредованное влияние на тенденции консолидации финансового сектора. Рассмотрим данные процессы на примере введения в обращение общей валюты в странах - членах Европейского Валютного союза. Введение евро явилось первым случаем создания обращаемого платежного средства в группе экономически развитых стран. Можно выделить следующие основные последствия введения евро, непосредственно влияющие на банковскую деятельность:

- возникновение более широкого финансового рынка, в частности рынка ценных бумаг, и повышение его ликвидности. Данный процесс влияет как на появление новых инструментов для инвестирования, так и на сокращение посреднической роли банков;

- сокращение издержек (как временных, так и стоимостных) на сбор и обработку информации для принятия инвестиционных решений клиентами банков. В сочетании с дерегулированием рынка возможность быстрого сравнения тарифов, кредитных и депозитных ставок в отсутствии валютных рисков приводит к изменению потребительского поведения клиентов. В данном случае это ведет к выбору финансового института только на основании предлагаемых им условий обслуживания и удобства потребителя (с условием изменения каналов сбыта финансовых продуктов), а также узнаваемости и степени лояльности к торговой марке поставщика финансовых услуг. Однако, несмотря на гармонизацию налогового законодательства в зоне евро, этот процесс может сдерживаться различными налоговыми режимами;

- появление возможности привлекать корпоративных и частных клиентов по всей еврозоне.

По оценкам, в будущем европейский банковский рынок будет разделен на три сегмента, внутри которых будет происходить наиболее жесткая конкурентная борьба. Данными сегментами являются: небольшое количество крупных глобальных банков, мультилокальные банки, присутствующие на нескольких международных рынках и извлекающие большинство доходов из оптовых банковских операций, а также операторы на локальных географических или продуктовых нишах. К последней группе относятся небольшие частные банки, банки, являющиеся дочерними структурами оффшорных банковских организаций и предоставляющие ограниченный или специфический набор услуг, а также муниципальные, в основном розничные, банки. Данная группа банков до некоторой степени будет обладать определенными конкурентными преимуществами и в случае достижения определенных размеров являться основными претендентами на поглощение.


Зарипов Андрей Нагимович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Теоретические аспекты организации банковской системы с учетом процессов слияния и поглощения
Методы управления персоналом коммерческого банка и их совершенствование
Комплексное решение проблемы предоставления банковских услуг населению
Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры и их оценка
Использование зарубежного опыта развития банковской инфраструктуры
Вернуться к списку публикаций