2011-02-21 09:00:59
ГлавнаяБанки и банковское дело — Повышение роли государственного регулирования и контроля за эффективностью функционирования коммерческих банков



Повышение роли государственного регулирования и контроля за эффективностью функционирования коммерческих банков


Современные Центральные банки ведущих стран мира формировались, главным образом, в процессе фундаментального изменения денежных систем - в период перехода от технологии платежей, построенной на товарных деньгах, к технологии доверительных (или бумажных) денег. В технологии доверительного платежа настоящие деньги, в сущности, не участвуют. Ответственность за платежи в этом случае (в отличие от технологии расчетов с помощью товарных денег) несет третья сторона. Надежность долговых обязательств, а также качество платежей зависят от финансового положения и оперативности этой третьей стороны. Поэтому система, базирующаяся на доверительных деньгах, требует надежного гаранта, чьи обязательства всеми принимаются и пользуются общим доверием. Именно этим объясняется, почему после ряда неудачных экспериментов с неуправляемыми частными гарантами-банками было призвано, что роль безусловного конечного гаранта должна быть официально доверена Центральному Банку, призванному выполнять эту важную общественную функцию. Таким образом, Центральные Банки были созданы, чтобы гарантировать выполнение финансовых обязательств, принимаемых всеми в экономике, и, по существу, обеспечивать доверие к системе платежей на основе бумажных денег, придавая всем уверенность в ее единстве, надежности, эффективности.

Эволюция Центральных Банков прошла через две главные фазы. Первая фаза была связана с распространением конвертируемых банкнот, что требовало защиты общественных интересов через установление государственных ограничений на эмиссионные банки, которые в большинстве стран остались частными и руководствовались в своей деятельности критерием получения максимальной прибыли. Вторая фаза, связанная с ростом банковских депозитов, характеризовалась снижением мотивирующей роли прибыли и признанием того, что обеспечение стабильности банковской системы требует создания общественного института, наделенного соответствующими правами и полномочиями, а также обеспеченного постоянным доходом от централизованного кредитования. С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков Центральные Банки стали выполнять другую существенную функцию, хотя и менее заметную, - оказание банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам, которые эти банки оказывают частным лицам и фирмам. Когда платежи осуществляются между банками, то Центральный Банк служит единственно возможным посредником, выступая как представитель банковской системы в целом. Перевод оплаты через Центральный Банк -единственная платежная операция, которая немедленно и полностью погашает обязательство и завершает сделку, исключая любой риск. Деньги Центробанка, хранимые в банках или резерве, исключаются из общего денежного снабжения и практически невидимы, но, тем не менее, действуют как необходимый «смазочный материал» для всей денежной системы. В связи с этим современную систему платежей можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальные вкладчики и фирмы, в середине - коммерческие банки, оказывающие им платежные услуги, а на вершине - Центральный Банк, выполняющий подобную сервисную роль для коммерческих банков. К концу 20-х годов такая структура системы платежей и роль, отводимая в ней Центральным Банкам, прочно утвердились в промышленно развитых странах.

В 30-е годы под влиянием «великой депрессии» авторитет Центрального Банка еще более возрос - ему доверялось, например, определять и индексировать общий уровень деловой активности. Денежная политика стала рассматриваться как часть более широкого арсенала инструментов экономической политики. К концу второй мировой войны идея о том, что правительство несет ответственность за макроэкономическую стабилизацию и что денежная политика должна активно использоваться именно с этой целью, получила широкое признание. Таким образом, через десятилетия относительно спокойного существования достигли своей зрелости «управляемые деньги».

В настоящее время, в системе платежей появились нововведения, характеризующиеся, главным образом, переходом от использования почтовой и телексной связи к современным информационным технологиям и средствам дальней связи. Этот переход позволил осуществлять платежи и переводы в реальное время и со сравнительно низкими издержками независимо от размеров платежей, используемых расчетных единиц и места осуществления торговых сделок. В результате скорость обращения денег может неизмеримо возрастать по сравнению с традиционными стандартами.

В течение определенного периода конвертируемость оставалась ключевой характеристикой денежной системы - сумма бумажных денег была или должна была быть пропорциональной запасам золота.

Распространение бумажных денег, не обеспеченных золотом, поставило правительства многих промышленных стран перед лицом новой политической ответственности, которая требует подчинения управления деньгами макроэкономическим целям. В связи с этим в 30-50-х годах большинство Центральных Банков было национализировано или декларировало свой общественный характер. Эта новая роль Центральных Банков требовала разработки концептуальной модели для руководства текущей деятельностью. При этом сложилось два основных аналитических подхода к решению этого вопроса:

1) концепция «портфеля денежного спроса», которая опиралась на функцию денег как средство накопления;

2) концепция «множителя денег», учитывающая обязательства Центрального Банка и необходимость снабжения экономики деньгами. Возросшее значение денежной политики и развитие аналитического подхода, принижающего роль денег как средств платежа и меры стоимости, постепенно ослабили значение Центрального Банка в функционировании системы платежей, хотя выполнение этой функции продолжало отвлекать большую часть персонала и инфраструктуры Центробанка.

Поскольку проводимая денежная политика вела к снижению конвертируемости, регулирование банковской деятельностью требовало, прежде всего, увеличения доли банковских депозитов в общей денежной массе. Крепла уверенность в необходимости более совершенной взаимозаменяемости денег коммерческих банков и Центрального Банка. Поскольку эта взаимозаменяемость зависела главным образом от положения Центробанка и определяла эффективность его деятельности, то Центральный Банк был заинтересован в укреплении авторитета коммерческих банков и обеспечении их здорового функционирования. Так как банковские вклады представляют собой основную часть предложения денег, банковская система стала не только ключевым исполнителем в системе платежей, но и главным звеном в практической реализации денежной политики. Общее состояние банковских балансов стало предопределять и эффективность денежной политики. Классическим примером необоснованного и узкого подхода к денежной политике, его потенциально катастрофического воздействия на состояние банковской системы может служить волна потрясений и банкротства банков в США в 30-е годы.

Появление Центральных Банков в странах Европы было связано с попыткой установить контроль над кредитно-денежной политикой с целью уменьшения числа и смягчения экономических кризисов. До первой мировой войны основной задачей Центральных Банков было поддержание стабильности цен. В период между мировыми войнами Центральные Банки превратились в представителей финансового капитала, а их наиболее важной функцией стала борьба с инфляцией. В то время существовал потенциальный конфликт между правительствами и Центральными Банками; в большинстве стран правительства не соглашались на контроль банкиров над экономикой. Центральным Банкам отводилась роль управления кредитной системой в соответствии с экономическими целями правительства, среди которых стабильность цен не была доминирующей.

Подчинение Центральных Банков правительству было составной частью экономической политики, опиравшейся на необходимость установления общественного контроля над деятельностью частных экономических субъектов и на положения экономической теории кейнсианства, принятой многими правительствами в 50-60-х годах. В 80-90-х годах произошел отказ от такого подхода и усилились требования утверждения главенства Центробанка над правительствами при формировании экономической политики; независимость Центрального Банка закреплялась в конституции, определявшей его права и обязанности. Сфера обязанностей Центробанка могла определяться достаточно широко и необязательно вступала в конфликт с политикой правительства, формируемого на основе выборов. Однако определение независимости Центрального Банка ассоциировалось с тем, что он располагал единственным инструментом - ставка процента для достижения единственной цели -контроля над темпом инфляции. Это создавало серьезные трудности, которые можно было преодолеть только при условии кооперации различных властных структур, располагающих собственными политическими инструментами. Если Центральный Банк отказывался идти на подобную кооперацию и настаивал на учете только его собственных целей, его линия становилась доминирующей, а кредитно-денежная политика Центробанка из инструмента правительства превращалась в средство контроля над последним. Это соответствует положениям концепции свободного рынка, усматривающей основную опасность для финансовой стабильности не в деятельности рыночных субъектов, а в деятельности правительства.

В настоящее время центральные банки (не только ЦБ РФ) находятся в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикального нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков финансистов, вытекают из трех главных функций денег - средство платежа, мера стоимости и средство накопления (среди других функций обычно выделяют еще две - средство обращения и мировые деньги). В соответствии с этим рассматривается триединая функция Центрального Банка:

1) осуществление денежной политики;

2) организация системы платежей;

3) контроль банковской деятельности.

Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньги эффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно гибких законов денежного обращения.

Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны Центрального Банка возобновились в последнее время не только в России, но и во Франции, Великобритании, США.

На наш взгляд, в российской банковской системе назрела необходимость в передаче надзорных функций за коммерческими банками от Центрального Банка РФ специальному государственного органу, подчиняющемуся Правительству РФ.

В то же время четкое представление о текущем положении банков необходимо для Центрального Банка, даже если он и не наделен контролирующими полномочиями.

Центральный Банк Российской Федерации, в своей деятельности использует следующие инструменты денежно-кредитной политики:

- обязательные резервы;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- депозитные операции;

- процентная политика по операциям банка России.

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в числе других мер активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы.

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 года) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам.

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В 1999 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году препятствовали следующие факторы.

Во-первых, была продлена до II квартала 1999 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка.

Во-вторых, сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. В-третьих, в связи с юридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг их эмиссия была приостановлена. Все это не дало Банку России возможности в полной мере реализовать имеющийся у него потенциал в области операций на открытом рынке с ценными бумагами. Тем не менее в 1999 году Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке, в частности по введению междилерского РЕПО. Целью подобных операций было предоставление участникам рынка возможности более оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов со стороны Центрального банка Российской Федерации. Банком России был подготовлен ряд нормативных документов, регламентирующих проведение подобных операций. Однако практически они не использовались из-за проблемы обеспечения сделок РЕПО вследствие низкой ликвидности рынка ГКО-ОФЗ, а также роста избыточной ликвидности у кредитных организаций, что временно снизило их интерес к возможности привлечения краткосрочных заимствований.

В 1999 году Банк России активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка.

Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов. В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.

На 01.01.00, Банком России заключены Генеральные кредитные договоры на предоставление внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», ломбардных кредитов с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт-Петербурга. Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися. За январь - сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21.7 млрд. руб., кредиты «овернайт» - 25 банкам на сумму 1,5 млрд. руб. Все выданные кредиты погашены. В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей. В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, «овернайт») Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время, Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов «овернайт») банкам Ростовской области.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В настоящее время Банк России осуществляет депозитные операции с банками-резидентами Московского региона и банками других регионов, имеющими филиалы в г. Москве, с использованием системы «Рейтерс-дилинг». В целях ускорения расчетов по депозитной сделке региональные банки осуществляют перечисление денежных средств в депозит Банку России с корреспондентского субсчета московского филиала, открытого в подразделении расчетной сети Банка России. В 1999 году Банк России расширил перечень депозитных операций, приступив к привлечению денежных средств банков-резидентов Российской Федерации на более длительные фиксированные сроки, а именно:

с 24 февраля 1999 года - на срок «30 дней» (с 24 марта 1999 года название изменено на «1 месяц»);

с 24 марта 1999 года - на срок «3 месяца».

Начиная с 9 августа 1999 года Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита (датой валютирования): «спот-некст», «спот - 1 неделя», «спот - 2 недели», Введение таких видов депозитов также обусловлено необходимостью более точного прогнозирования Банком России ликвидности банковской системы на ежедневной, еженедельной, двухнедельной основе, а также предоставления банкам-контрагентам более широкого выбора депозитных операций с различными датами валютирования.

В ноябре 1999 года Банк России приступил к проведению депозитных аукционов с банками-резидентами, включая банки, расположенные в регионах Российской Федерации. 10 ноября 1999 года состоялись три депозитных аукциона со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели и 1 месяц соответственно. Генеральные соглашения о проведении депозитных операций в валюте Российской Федерации с использованием системы «Рейтерс-дилинг» по состоянию на 1 октября 1999 года заключены со 136 банками 10 регионов.

Из общего объема привлеченных Банком России средств за период с 1 января по 30 сентября 1999 года привлечено на условиях «овернайт» 58,6% депозитов; на уровнях «том-некст» - 3,79%, депозитов на условиях «одна неделя» - 15,47%; на условиях «две недели» - 10,8%; на условиях «1 месяц» - 10,51%; на условиях «3 месяца» - 0,42%; на условиях «спот - 1 неделя» - 0,08%; на условиях «спот - 2 недели» - 0,33%.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 1999 году действовали установленные в 1998 году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам «овернайт» - 55%. В июне 1999 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России по денежно-кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам «овернайт» с 55 до 50% Депозиты привлекались по ставкам и в размерах, устанавливаемых Банком России. Уровень процентных ставок в январе - сентябре 1999 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и вида депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 1999 года по 30 сентября 1999 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей. 24.01.00 ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%., 07.03.00 ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%., 21.03.00 ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.

Вместе с тем, регулирующее воздействие ЦБ РФ на развитие банковского сектора существенно снижается из-за того, что ему не удается опережать события, заранее препятствовать возникновению негативных явлений. Его регулирующая роль сводится главным образом к принятию мер по устранению отрицательных последствий в банковской деятельности. Такая позиция Банка России не способствует развитию и укреплению банковского сообщества.

Новые экономические условия требуют от ЦБ РФ совершенствования организации и технологии системы платежей, осуществления денежной политики, контроля за деятельностью банков. Перспективы дальнейшей деятельности ЦБ в этих условиях будут во многом зависеть от решения следующих вопросов:

- форм регулирования финансового рынка;

- методов осуществления денежная политика;

- каким образом и смогут ли вообще коммерческие банки снабжаться необходимыми денежными ресурсами для обеспечения нормальной ликвидности и избежания кризисных ситуаций.







Интересное:


Об адаптации мирового опыта жилищного ипотечного кредитования в России
О необходимости создания системы страхования депозитов в России
Становление инвестиционно-кредитной деятельности коммерческих банков
Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры и их оценка
Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия
Вернуться к списку публикаций