2011-02-17 09:00:18
ГлавнаяБанки и банковское дело — Осуществление структурных преобразований в банковской системе



Осуществление структурных преобразований в банковской системе


Советом директоров утверждена Программа деятельности Агентства. В этом документе определены следующие основные принципы работы.

- Деятельность Агентства должна быть открытой.

Это означает прозрачность процедур реструктуризации для общества. Критерии отбора банков и правила принятия решений должны быть известны всем: банкирам, потенциальным инвесторам, средствам массовой информации. Эти правила должны быть едиными и формализованными.

- Агентство должно строго следовать политике минимизации государственных расходов.

Ни государство в своих программных документах, ни Агентство не берут на себя обязательств по спасению всех проблемных банков. АРКО создано не для покрытия убытков непрофессиональных банкиров и восстановления обанкротившихся торговых марок.

Приоритет его деятельности - поддержка действительно жизнеспособных банков. Выделенные средства Агентства должны быть использованы на восстановление как можно большего числа кредитных организаций исходя из интересов всей банковской системы.

При этом выделение государственных средств должно сопровождаться предоставлением соответствующего обеспечения и иметь источники возврата.

Решения об участии Агентства в программах реструктуризации банков будут приниматься на основе комплексного финансового анализа.

Государство через Агентство будет оказывать финансовую помощь строго избирательно и только тем банкам, которые встроены в реальную экономику, у которых есть детальная программа реструктуризации и перспективы развития. Эта помощь будет оказываться на условиях, максимально приближенных к рыночным. При принятии решений также должен рассматриваться весь комплекс сопутствующих рисков.

При установлении отношений с кредитной организацией АРКО требует соблюдения жестких правил сотрудничества, открытости и прозрачной отчетности.

Взаимоотношения Агентства и банков строятся на добровольной основе. В настоящее время кредитные организации добровольно «идут» под процедур реструктуризации. Основой для их проведения служат договоры, заключаемые Агентством с банками и их учредителями (участниками).

По состоянию на конец 1999 года, в Агентстве на рассмотрении находилось 30 проектов на участие АРКО в реструктуризации банков. В сентябре 1999 года АРКО реально работало с рядом банков, а именно:

1. «Кузбассоцбанк» г. Кемерово. На основе «Кузбассугольбанка» из «Кузбассоцбанка» и «Кузбасспромбанка» будет создаваться региональный банк. АРКО принадлежит 75%+1 акция «Кузбассугольбанка». В Совете директоров из 13 человек - 7 представителей АРКО. Программа рассчитана на 3 года. Государство в лице АРКО вносит более 300 млн. руб. При появлении «положительной» динамики АРКО планирует продать свои акции. 50 млн. руб. вносит администрация Кемеровской области недвижимостью, полученной в счет долгов «Кузбасспромбанка» и «Кузбассоцбанка», 22 млн. руб. - за счет поглощения банка «Кемерово».

2. «АвтоВАЗбанк» г. Тольятти, Самарская область. В состав правления вошли 6 представителей АРКО. АРКО будет передано 75% акций, за счет увеличения уставного капитала с 33,06 млн. руб. до 159 млн. руб. Программа рассчитана на срок от 2-х до 3-х лет.

3. «Инвестбанк» г. Калининград. АРКО приобрело 25%+1 акция. План рассчитан на 3 года. Объем кредитной линии предполагается в размере 165 млн. руб. В начале июля 1999 г. банк возобновил операции и восстановил ликвидность.

4. РНКБ г. Москва. АРКО стало акционером РНКБ, приобретя 26,73% уставного капитала. Четыре представителя АРКО вошли в состав Совета Директоров. АРКО примет участие в реструктуризации РНКБ на паритетных началах с Банком Москвы, предоставив РНКБ 250 млн. руб. (столько же выделит Банк Москвы). Всего было решено приобрести 46,9% акций, а Банк Москвы - остальные 51%.

5. Банк «Российский кредит» г. Москва. АРКО выделило 500 млн. руб. на реструктуризацию банка. Программа заключается в переводе активов банка в «Импэксбанк» и ЗАО «РК-Металл»

6. «Промстройбанк» РФ г. Москва. 01.07.99 АРКО приостановило реструктуризацию банка в связи с отзывом лицензии. Программа была рассчитана на 5 лет. АРКО собиралось выделить в различных формах 3,135 млрд. руб.

7. Банк «Петр I», Воронежская область. АРКО направило банку 20 млн. руб. из кредитной линии в размере 68,7 млн. руб. Кроме того, АРКО приобрело 75%+1 акцию банка. АРКО и ВБРР внесут в уставной капитал 35 млн. руб., что увеличит его размер до 42 млн. руб. План реструктуризации рассчитан на 5 лет. Предполагается общая финансовая помощь - чуть более 100 млн. руб.

8. Банк «Хованский», Московская область. АРКО планирует приобрести 50%+1 акций, ввести 3-х представителей в Совет директоров на 5 лет.

9. «Вятка-банк», Кировская область. АРКО выкупит дополнительную эмиссию акций на 31 млн. руб. На его базе будет создан региональный «опорный» банк. Предполагается, что 73,5% акций будет принадлежать АРКО, также 1,5% акций, принадлежащих администрации области, будут переданы в доверительное управление АРКО. Уставной капитал будет уменьшен до размера собственных средств банка. На реструктуризацию отводится 4 года.

10. Банк «Возрождение», Московская область. Заключено соглашение о выкупе АРКО проблемной задолженности Черкизовского мясоперерабатывающего завода в размере 632 млн. руб. «Живыми» деньгами банку будет выдано 379 млн. руб., а остальная сумма - векселями АРКО. Банк берет обязательство выкупить кредит через 3 года. С сентября 1999 г. представители АРКО входят в наблюдательный совет банка.

11. Челябинский коммерческий земельный банк, Челябинская область. 15 августа 1999 г. банк получил 1-ую кредитную линию от АРКО в размере 40 млн. руб. План реструктуризации рассчитан на 3 года и оценивается в 99,5 млн. руб.

12. Евроазиатский банк экономического развития, Удмуртия. АРКО выделит 150 млн. руб. План реструктуризации: АРКО увеличивает уставной капитал на 25 млн. руб., приобретая т.о. контрольный пакет акций в размере 50%+1. Также будет выдан кредит (сроком на 1 год) в размере 95 млн. руб. под гарантии правительства Удмуртии.

13. Банк «Воронеж», г. Воронеж. АРКО занимается исследованием состояния банка. Представитель АРКО возглавил временную администрацию.

Как видно наиболее яркие и быстрые успехи АРКО достигло в реструктуризации «Инвестбанка», г. Калининград. По остальным банкам предполагается долгая и кропотливая работа. Всего же, в первый год своей деятельности, АРКО вложило около 2 млрд. руб. бюджетных денег. Как отмечалось выше потребности банковской системы (для ее реорганизации) составляют порядка 100 млрд. руб. Очевидно, что продолжение реструктуризации подобными темпами займет значительный промежуток времени.

Под воздействием всех участников процесса (с участием государства и без), за период с 01.08.98 по 01.02.00 в количественном составе банковской системы произошли изменения, показанные в таблице 3.


Таблица 3

Количество и структура кредитных организаций в период 01.01.98 01.02.00 нарастающим итогом, единиц.


 

Количество единиц

 

 

1998 г

1999 г.

2000 г.

01.01

01.08

01.01

01.08

01.02

1.

Кредитные организации (КО), имеющие право на осуществление банковских операций, всего

 

 

1476

1390

1344

2.

в том числе, банки

 

 

1447

1358

1309

3.

в том числе небанковские кредитные организации

 

 

29

32

35

4.

КО, имеющие генеральные лицензии

 

 

263

245

243

5.

КО, по которым внесена запись в книгу государственной регистрации об их ликвидации как юридического лица, всего

в том числе

408

447

488

556

616

6.

в связи с отзывом лицензии за нарушение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ

85

119

158

218

269

7.

в связи с реорганизацией из них

319

324

326

334

343

8.

в форме слияния

0

0

0

0

0

9.

в форме присоединения в том числе:

319

324

326

334

343

10.

путем преобразования в филиалы других банков

299

301

303

308

314

11.

присоединены к другим банкам (без образования филиала)

20

22

23

26

29

12.

в связи с добровольным решением участников о ликвидации

4

4

4

4

4


Количество действующих, т.е. имеющих право на осуществление банковских операций, кредитных организаций сократилось с 1573 до 1344 единиц (банков с 1547 до 1309, т.е. на 15%), причем по банкам имеющим генеральные лицензии, т.е. по наиболее крупным и влиятельным, сокращение количества составило 20 единиц (7,6%). Для сравнения, за первую половину 1998 года число кредитных организаций, владеющих генеральной лицензией, увеличилось на 1 банк (с 262 до 263 единиц). Столь значительный отзыв лицензий у ведущих банков - это одно из самых существенных изменений в структуре банковской системы. В данном изменении прослеживается влияние двух противоположных процессов. Первый-отзыв лицензий у крупных и средних банков. Второй - получение новыми банками генеральных лицензий. Вместе с тем, чистое сальдо указанных процессов отрицательное.

С другой стороны, число небанковских кредитных организаций возросло с 26 (на 01.08.98) до 35 (на 01.02.00) единиц, т.е. на 35%. Это увеличение объясняется тем, что получить лицензию небанковской кредитной организации проще чем банковскую, а также существующей возможностью перехода кредитного учреждения из разряда «банк» в «небанковскую кредитную организацию», в случае ухудшения его положения.

Темпы уменьшения количества банков не являлись постоянными во временном плане, что иллюстрируется рисунком 1.

Динамика отзыва лицензий и ликвидации кредитных организаций за период 01.01.98 - 01.02.00

Рисунок 1. Динамика отзыва лицензий и ликвидации кредитных организаций за период 01.01.98 - 01.02.00


Так наибольшее, после кризиса, изменение числа банков имеющих лицензию (25 единиц) было зафиксировано в сентябре 1998 г. и апреле 1999 г. В другие периоды темпы уменьшения числа банков имеющих право на осуществление банковской деятельности было значительно меньше. Вместе с тем, средние темпы указанного сокращения даже в начале 1998 года превышали большинство аналогичных послекризисных показателей. По сути дела продолжался естественный процесс умирания недееспособных банков. Это говорит о том, что существенного прогресса в процессе отзыва лицензий после кризиса августа 1998 г. не произошло. Это связано с отсутствием четких механизмов прекращения деятельности недееспособных кредитных организаций. Существуют трудности, обусловленные в основном неэффективностью судебной системы. По этой причине Банк России проиграл безупречные (что потом было подтверждено в высших судебных инстанциях) процессы, а также столкнулся с серьезными проблемами при назначении арбитражных и конкурсных управляющих. Арбитражное управление и конкурсное производство для многих стали своеобразным бизнесом. Рисунок 1 также показывает различие между количеством банков потерявших лицензию и количеством кредитных организаций, по которым внесена запись в книгу государственной регистрации кредитных организаций об их ликвидации как юридического лица. Как видно из рисунка 1, темпы ликвидации не соотносятся с высказываниями о крушении российской банковской системы. Так как было ликвидировано всего 169 кредитных организаций (за период август 1998 - февраль 2000 гг.), то можно сделать вывод о том, что серьезной санации банковской системы не произошло. Вместе с тем, отличительной особенностью этого процесса стал отзыв у крупнейших кредитных организаций, в которых до кризиса была сосредоточена почти четверть активов банковской системы и вкладов населения (без учета Сбербанка РФ), пятая часть остатков средств на расчетных, текущих счетах клиентов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Лизинг
Использование зарубежного опыта развития банковской инфраструктуры
Роль кредитных институтов в стимулировании развития экономики
Становление и развитие системы коммерческих банков в России
Банковская инфраструктура России на современном этапе
Вернуться к списку публикаций