2011-02-17 09:00:18
ГлавнаяБанки и банковское дело — Осуществление структурных преобразований в банковской системе



Осуществление структурных преобразований в банковской системе


Кроме рассмотренных, во вторую группу входят 18 системообразующих банков. На начало марта 1999 года, в этих банках было сосредоточено 35,8% активов всей банковской системы, 39,6% вкладов населения привлеченных всеми банками страны, кроме Сбербанка РФ. Суммы средств, необходимые только для поддержания текущей ликвидности составляют 30 млрд. руб., а на рекапитализацию 18 банков требуется 70 млрд. руб. В отношении каждого из 18 обанкротившихся банков, Центробанком предполагается проводить индивидуальную политику. Прямого финансирования не планируется. Помощь может предоставляться лишь в обмен на переуступку контрольного пакета акций, полную смену владельцев, руководителей банков. Для каждого банка предполагается разделение балансов, создание рядом со «старым» банком нового «здорового» с участием и поддержкой кредиторов. Проблемы прежнего банка будут решаться постепенно с одновременным развитием его приемника. Права прежних собственников будут сведены к минимуму и не будут подлежать восстановлению даже после реструктуризации. Управление будет передаваться кредиторам, переоформившим свои требования в капитал банка, а также тем новым владельцам, которые внесут средства в банк в ходе его санации.

Также в группу банков, которым требуется финансовая поддержка государства вошло 26 опорных банков, в то время как в первой группе (не требующих поддержки) находится 53 опорных банка. Банком России, под «опорными» понимаются банки способные стать основой для будущих региональных систем в 67 регионах РФ. Реструктуризация деятельности этих банков потребует выделения бюджетных средств в размере 5 млрд. руб. В 22 регионах России, с учетом конкретной ситуации в банковской сфере (достаточная насыщенность этих регионов банковскими услугами), а также позиции исполнительных органов власти, Центральный Банк РФ считает нецелесообразным выделение опорных банков.

Основными вехами в создании правового и методологического поля для реструктуризации банковской системы РФ стали разработка и принятие следующих документов:

- Заявление Правительства РФ, Центрального Банка РФ от 21.11.98 № 5580п-П13 «О реструктуризации кредитных организаций»

- «Меры по реструктуризации банковской системы Российской Федерации», Вестник Банка России от 04.12.98 №84

- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 02.01.2000);

- Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.99 № 144-ФЗ

- Создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Целями проводимой реструктуризации банковской системы (по Центробанку) являются:

- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

- выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;

- выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

- восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров;

- восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

- защита вкладов населения, размещенных в банках;

- недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности в среднесрочной перспективе;

- отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров банка;

- привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

- восстановление нормального функционирования финансовых рынков, валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского кредитного рынка;

Кроме вышеуказанных, в качестве одной из важнейших, на наш взгляд, целей реструктуризации должно стать восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с нефинансовым сектором экономики, повышение ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.

Достижению указанных целей, могло бы способствовать выполнение комплекса мероприятий, состоящих из четырех взаимосвязанных блоков:

1. Совершенствование пруденциальных норм деятельности банков и усилением полномочий ЦБ РФ в области надзора, инспектирования и аудита.

В частности, Банком России введены специальные нормы регулирования деятельности банков в условиях финансового кризиса, которые позволяют банкам, пострадавшим от кризиса, но сохраняющим хорошие перспективы для восстановления деятельности, принимать на себя риски, исходя из значений их капиталов по состоянию на 01.08.98 г. Также Центробанком были внесены изменения в порядок расчета экономических нормативов в абсолютной величине и в порядке применения мер воздействия.

2. Обновление институциональной структуры банковской системы.

Настоящий блок включает в себя мероприятия по созданию специализированных страховых и гарантийных фондов (и соответствующих институтов), Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), специализированных систем регистрации акционеров, учета глобальных кредитных рисков и других учреждений, наделенных необходимыми полномочиями и ответственностью за проведение эффективного реформирования банковской системы.

3. Реорганизация неплатежеспособных кредитных организаций.

Как уже отмечалось выше, необходимы изменения в структуре собственности на капитал и передачи контроля над ним другим стратегическим инвесторам. В процессе реструктуризации важную роль должны играть процедуры, связанные с обязательным уменьшением, согласно требованиям законодательства, уставного капитала кредитных организаций. Настоящий порядок описан Указанием Банка России от 01.06.98 № 245-У «О порядке уменьшения уставного капитала кредитной организации при снижении величины ее собственных средств (капитала) ниже зарегистрированного уставного капитала». Данный порядок окажет определенное стимулирующее воздействие на собственников проблемных кредитных организаций. Т.е. собственники банков должны будут принимать своевременные меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций до того момента как у них возникнут проблемы, решить которые своими усилиями будет нельзя. В случае уменьшения уставного капитала, кредитная организация может представлять определенный интерес для потенциальных инвесторов.

4. Совершенствование системы управления деятельностью реструктурированных кредитных организаций.

Необходимо создать и внедрить в практику механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных кредитных организациях.

В мировой практике существует ряд основных базовых и стандартных принципов реструктуризации банковских систем, в частности:

1. Принцип минимизации затрат. При проведении реструктуризации банковской системы необходимо сделать оптимальный выбор способа реструктуризации. Приоритетными, в условиях сложившейся в России финансовой ситуации, являются способы требующие наименьших бюджетных затрат. Одним из таких способов является ликвидация проблемных банков. Данный метод считается наиболее удобным, простым и дешевым. Вместе с тем, ликвидация проблемных банков процесс достаточно социально болезненный. В результате ликвидации страдают в первую очередь мелкие вкладчики. Вследствие этого, проводимая Центральным Банком санация должна быть наиболее продуманна и социально взвешена. По сути, ликвидация проблемных банков - самый жесткий способ санации банковской системы. Необдуманная ликвидация неплатежеспособных банков сама по себе может способствовать усилению кризиса. Подтверждением тому является пример Индонезии, где в 1997-1998 гг. ликвидация нескольких крупных банков породила волну паники, приведшую к системному банковскому кризису. С другой стороны, затягивая ликвидацию банков банкротов, ЦБ РФ (зачастую не по своей воле) предоставляет собственникам банков возможность перевести ликвидные активы в другие структуры. Это в свою очередь не увеличивает шансы вкладчиков получить назад свои сбережения.

Наилучшим методом реструктуризации считается слияние проблемной организации со здоровым банком. На практике эта форма реструктуризации применима только тогда, когда долги банков-банкротов невелики. В противном случае возможные плюсы от слияния, в том числе и получаемая готовая инфраструктура поглощаемого банка, перекрываются существенными убытками. В мировой практике существует критерий целесообразности слияния – «активы поглощаемого банка не должны превышать одну треть собственных активов». В силу указанных факторов, программа санации проблемных банков путем их слияния не получила в России существенного распространения (в дальнейшем изложении настоящего исследования, данное утверждение подтверждается анализом статистических данных).

2. Принцип справедливого распределения бремени реструктуризации при ее проведении. Необходимо, чтобы большая часть издержек по выздоровлению банков ложилась на тех, кто сознательно принимал на себя весь риск, связанный с деятельностью кредитных учреждений. Ответственность должна ложиться на акционеров и высший управляющий состав банка. Кроме того, часть убытков должны нести вкладчики, доверившие свои деньги неустойчивым банкам, надеясь на получение повышенных доходов.

3. Предотвращение повторения системных рисков. Банковский сектор с социальной, общественной точки зрения - это сектор повышенного риска. У руководства банков не должно быть чувства безнаказанности или иждивенчества по отношению к банковскому сообществу, Центральному Банку или государству. Необходимым условием успешной реструктуризации является обязательное списание убытков за счет акционерного капитала и увольнение прежнего руководства неплатежеспособных банков, возможно без права занимать в дальнейшем руководящие посты в кредитных организациях.

На происходящий в России процесс реструктуризации банковской системы ощутимо влияют две силы. С одной стороны это независимые внутренние процессы, с другой государство, в лице Центрального Банка РФ и АРКО. Основными составляющими внутренних процессов являются:

- смена акционеров;

- перевод активов;

- перераспределение клиентской базы.

Банковская система России, как часть рынка, имеет существенные барьеры для вхождения в отрасль новых участников. Вследствие этого, желающим заняться банковским бизнесом выгоднее приобрести существующий убыточный банк, чем создавать новый.

Полномочным органом государства по проведению реструктуризации, наряду с Центральным Банком РФ, является Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Работа Агентства с банками по их реструктуризации проводится в трех направлениях.

Основное направление - организация перехода банков под управление Агентства, т. е. Агентство выступит для них в качестве антикризисного управляющего. Этот процесс основан на комплексе соглашений и договоров АРКО с самим банком и его владельцами.

Одним из условий перехода банка под управление Агентства станет участие в капитале банка. Это условие является принципиальным моментом - оно позволит Агентству контролировать решения банка в процессе его финансового оздоровления.

Второе направление - выкуп у банков части активов в рамках согласованной программы реструктуризации. Эта форма применяется для «расчистки» балансов при проведении реструктуризации банка, как правило, за счет его внутренних ресурсов. Она будет иметь вспомогательную роль.

Третье направление - участие АРКО в ликвидационных процедурах. Здесь основной задачей Агентства является обеспечение открытости и законности при распределении имущества банка между его кредиторами.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Определение адекватности банковской инфраструктуры
Эволюция форм взаимодействия между государством и банками
Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков
Правовое регулирование как основа и результат банковского регулирования
Совершенствование механизма взаимодействия структурных элементов банковской инфраструктуры
Вернуться к списку публикаций