2011-02-17 09:00:18
ГлавнаяБанки и банковское дело — Осуществление структурных преобразований в банковской системе



Осуществление структурных преобразований в банковской системе


Принято считать, что одной из причин финансового кризиса августа 1998 года стала потеря ликвидности банковской системой РФ.

Согласно терминологии Центрального Банка РФ, ликвидная часть активов банка подразделяется на высоколиквидные активы (денежные средства в кассе банка, драгметаллы, средства размещенные в ЦБ РФ, средства предоставленные до востребования, а также вложения в долговые обязательства Российской Федерации) и ликвидные активы (высоколиквидные активы и средства размещенные на срок до 30 дней). Государственные ценные бумаги накануне 17 августа 1998 года составляли большую долю ликвидной части активов банковской системы (около 82% высоколиквидных и 59% ликвидных активов). Объявление о реструктуризации гособлигаций означало, таким образом, фактическое исчезновение ликвидной части банковских активов. Высоколиквидные банковские активы одномоментно сократились в 5,5 раза (до 30 млрд. руб.), а ликвидные активы в 2,5 раза (до 108 млрд. руб.).

Вместе с тем, до кризиса, государством были предприняты некоторые превентивные меры. Так в июле 1998 года, Правительством была предложена схема добровольной реструктуризации рублевых облигаций. Владельцы ГКО, как иностранные, так и отечественные, получили приглашение добровольно обменять имеющиеся у них гособлигации со сроком погашения до 1 июля 1999 года на еврооблигации с фиксированной ставкой процента в долларах США в равных долях с погашением в 2005 и 2018 гг. Всего у инвесторов было выкуплено государственных ценных бумаг на сумму 27,2 млрд. руб. (или 4,4 млрд. долл. США по курсу - 6,1 руб. за 1 долл. США).

Потеря ликвидности ведущими банками страны привела к нарастанию системного кризиса. Отсутствие у ряда банков средств для погашения своих обязательств (в основном краткосрочных, в том числе по межбанковским кредитам) отразилось и на банках выдававших кредиты, но не пострадавших напрямую от объявленного дефолта. Все это усугубилось финансовой паникой среди клиентов банков и массовым изъятием средств из банковской системы.

В целях спасения ситуации, Центральным Банком был предпринят ряд мер. С 24 августа 1998 года нормативы обязательных резервов кредитных организаций, депонируемые в ЦБ РФ, были понижены с 11% до 10%. С 1 сентября 1998 года ЦБ РФ в целях повышения ликвидности банков установил новые нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в зависимости от удельного веса вложений кредитных организаций в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах: если он составляет 40% и более - в размере 5%, а если от 20% до 40% - 7,5% (вместо 10%). Для Сбербанка РФ этот норматив снижен до 5%.

Решением Совета Директоров Центрального банка России от 01.01.98 «О мерах по защите банковских депозитов населения», вкладчикам нескольких системообразующих банков было рекомендовано на добровольной основе перевести свои депозиты из коммерческих банков в Сберегательный Банк РФ. (Имеются в ввиду рублевые и валютные депозиты. В последнем случае депозит будет выплачиваться в рублях по курсу на 1 сентября 1998 года (9,33 рублей за доллар). Перед этим (в августе 1998 г.) Сбербанком был получен долгосрочный кредит от ЦБ РФ в объеме 8 млрд. рублей.). Вышеуказанное решение действовало в отношении вкладчиков шести крупных московских банков: СБС-Агро, Инкомбанк, Менатеп, Промстройбанк России, Мосбизнесбанк и Мост-банк. В этих банках вместе находилось 12 процентов депозитов населения. Далеко не все вклады населения были переведены в Сбербанк. Часть вкладчиков предпочли оставить свои средства в старых банках по следующим причинам:

- государством гарантировалось выплата Сбербанком только основной суммы вклада без накопленных процентов;

- при переводе средств в Сбербанк, валютные вклады конвертировались в рублевые по невыгодному для вкладчиков курсу (9,33 руб. за доллар);

- государством не гарантировалась немедленная выплата переведенных вкладов.

В связи с оттоком вкладов населения в августе - сентябре 1998 года кредитным организациям представлялось право проведения внеочередного регулирования обязательных резервов, что позволило своевременно возвратить перевзнос обязательных резервов и повысить ликвидность.

С 01.12.98 для всех кредитных организаций установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в размере 5%.

В целях сокращения объемов неплатежей, генерируемых крупными неплатежеспособными банками, ЦБ РФ трижды (18, 25 сентября и 2 октября 1998 года) проводил многосторонний клиринг межбанковских расчетов с внеочередным регулированием обязательных резервов и использованием части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков.

Банком России было принято решение о неприменении на период до конца 1998 года штрафных санкций за допущенный недовзнос к кредитным организациям участникам многосторонних межбанковских клирингов с использованием права внеочередного регулирования обязательных резервов.

Банк России в целях поддержания приемлемой работоспособности конкретных банков использовал практику выкупа у последних гособлигаций. Например, широко использовалась схема выдачи Центробанком кредитов под залог ГКО-ОФЗ. Если коммерческий банк при использовании такой схемы не возвращал в назначенный срок полученные средства, то ЦБ РФ «погашал» выданный кредит находящимися у него в залоге гособлигациями, принадлежащими банку. За период с середины августа до середины ноября 1998 года портфель гособлигаций, находящихся в распоряжении Банка России, увеличился на 32% (его доля в объеме выпущенных гособлигаций возросла с 43% до 57%).

Для снижения убытков, получаемых в результате переоценки гособлигаций, банки воспользовались разрешением ЦБ РФ о переводе части портфеля гособлигаций из категории «приобретенные для перепродажи» в категорию «инвестиционные». В последнем случае банки получали возможность учитывать приобретенные гособлигации по цене их покупки (не проводя переоценку исходя из складывающихся на рынке цен). В результате структура портфеля рублевых гособлигаций претерпела изменения: доля бумаг, приобретенных для инвестирования, увеличилась с 30% (на 01.07.98) до 90% (на 01.01.99).

Считается, что одним из основных итогов системного финансового кризиса 1998 года стало нарушение структуры банковской системы России. Часть системообразующих банков оказались недееспособными. Стал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а по существу, создать качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и задачам восстановления экономического роста. В связи с этим, Центральным Банком РФ совместно с Правительством РФ было принято решение о реструктуризации банковской системы России. Официально, под реструктуризацией банковской системы понимается «управляемый мерами Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей (участников) и руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса».

На 1 марта 1999 года, Центробанком РФ банковская система РФ была структурирована по критерию необходимости предоставления государственной поддержки (таблицы 1 и 2, без учета Сбербанка РФ).


Таблица 1.

Банки, которым не требуется финансовая поддержка со стороны государства.

Группа банков

Многофилиальные

Крупные

Опорные

Прочие

Итого

Всего по действующим банкам

Количество

-

5

53

974

1032

1473

Размер средств, необходимых на рекапитализацию, млрд. руб.

-

-

-

-

-

130

Размер средств, необходимых на поддержание текущей ликвидности, млрд. р.

-

-

-

-

-

47

Суммарный размер собственных средств в млрд. руб.

-

14,1

3,6

39,6

57,3

64,2

Суммарный размер собственных средств в % ко всей банковской системе

-

22

5,7

61,5

89,2

100

Суммарная величина активов в млрд. руб.

-

139,7

25,2

157

321,9

1034,3

Суммарная величина активов в % ко всей банковской системе

-

13,5

2,4

15,2

31,1

100

Суммарный объем привлеченных вкладов населения в млрд. руб.

-

3,5

2,7

12

18,2

52,2

Суммарный объем привлеченных вкладов населения в % ко всей банковской системе

-

6,6

5,2

23,1

34,9

100


Таблица 2.

Банки, которым требуется финансовая поддержка со стороны государства.


Группа банков

Многофилиальные

Крупные

Опорные

Прочие

Итого

Всего по действующим банкам

Количество

4

14

26

397

441

1473

Размер средств, необходимых на рекапитализацию, млрд. руб.

25

45

5

55

130

130

Размер средств, необходимых на поддержание текущей ликвидности, млрд. р.

15

15

6

11

47

47

Суммарный размер собственных средств в млрд. руб.

-12,8

14,5

3,3

1,9

6,9

64,2

Суммарный размер собственных средств в % ко всей банковской системе

-19,9

22,6

5,2

2,9

10,8

100

Суммарная величина активов в млрд. руб.

145,7

328,1

29,8

208,8

712,4

1034,3

Суммарная величина активов в % ко всей банковской системе

14,1

31,7

2,9

20,2

68,9

100

Суммарный объем привлеченных вкладов населения в млрд. руб.

8

12,7

2,8

10,5

34

52,2

Суммарный объем привлеченных вкладов населения в % ко всей банковской системе

15,4

24,2

5,4

20,1

65,1

100


Как видно из таблицы 1, из 1473 банков, 1032 (70%) не требовалась финансовая поддержка со стороны государства. Однако эта группа банков обладала лишь 31,1% активов всей банковской системы. В указанную группу не входит ни один их 4 многофилиальных банков страны и только 5 из 18 крупных.

Во вторую группу банков (таблица 2), которым требуется финансовая поддержка со стороны государства вошли 441 банк (30% от общего количества), владеющие 68,9% активов всей банковской системы. Большую часть банков в этой группе составляют 397 кредитных учреждений которым, по мнению ЦБ РФ, нецелесообразно оказывать поддержку. Только на поддержание текущей ликвидности этих банков необходимо затратить 11 млрд. руб., а на рекапитализацию 55 млрд. руб. Вместе с тем, суммарная величина активов (брутто) этих банков составляет одну пятую часть активов всей банковской системы, а в общем этими банками привлечено 10,5 млрд. руб. вкладов населения (20,1% ко всей банковской системе, исключая Сбербанк РФ). Очевидно, что указанные банки будут ликвидированы, если не найдут альтернативного (государственному) источника финансирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия
Структура банка
Классификация функций системы операционного обеспечения (бэк-офиса) коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Функциональная структура банковской системы и ее государственное регулирование
О необходимости создания системы страхования депозитов в России
Вернуться к списку публикаций