2011-02-15 09:00:48
ГлавнаяБанки и банковское дело — Опыт становления и развития института банковского дела в промышленно-развитых странах



Опыт становления и развития института банковского дела в промышленно-развитых странах


На основе анализа опыта становления банковских систем ведущих экономически развитых стран, автор пришел к выводу, что недостаточная универсализация российских банков, скудный набор предлагаемых услуг как бы исторически оправданы мировым опытом развития банков. Это косвенным образом подтверждают сотрудники университета штата Нью-Йорк (США) и университета Брюнел (Великобритания) Льюис и Пескетто (Lewis A., Pescetto G). В 80-е годы нашего столетия в европейском банковском сообществе возникли тенденции к массированному освоению новых нетрадиционных банковских продуктов, в частности переходы «от финансового посредничества к обслуживанию на основе определения наиболее прибыльных рыночных ниш на международных рынках». Однако недостаток профессиональных кадров, возникновение нестабильной ситуации на финансовых рынках заставили многие банки вернуться к более традиционной стратегии банковского дела. Льюис и Пескетто, также некоторым образом оправдывают российские банки в их увлечении игрой на рынке ГКО, в ущерб кредитованию реального сектора экономики, приводя в пример банки США, которые «в 90-х годах ... оказались лидерами в переключении использования своих средств с традиционного предоставления ссуд на менее рискованные виды деятельности, в частности на покупку государственных ценных бумаг».

Одну из причин усиления роли коммерческих банков США в экономике (в силу широкой международной интеграции) связывают с ростом международной торговли и появлением новых индустриальных стран, испытывающих потребности в иностранном капитале.

С другой стороны в финансовом секторе США все более заметны различия между ограниченным числом банков, не скрывающих своих международных амбиций, и банками, среди которых достаточно много общенациональных гигантов, отдающих предпочтение внутреннему рынку. Эти банки все больше внимания уделяют сектору розничного обслуживания. Вместе с тем, стагнирующая депозитная база и усиливающаяся конкуренция на рынке финансовых услуг сделали недопустимо высокими общие издержки, сопряженные с функционированием сетей отделений. Для сокращения затрат и сохранения конкурентоспособности банки создают центры обслуживания клиентов, внедряют следующее поколение автоматов и предлагают клиентам возможность осуществлять операции не покидая дома или офиса, с помощью персонального компьютера. Следует заметить, что данная тенденция присуща не только американскому банковскому сектору, но и общемировому. Касательно развития данного процесса в России можно констатировать, что у российских банков сеть традиционных банковских отделений не настолько развита, в силу общей неразвитости рынка банковских услуг. С другой стороны, некоторые российские банки на протяжении многих лет предлагают своим клиентам так называемую услугу «Домашнего банка».

Касательно роли немецких банков в экономике как финансовых посредников, следует отметить, что банки все отчетливее исключаются из этого процесса, а предприятия сами непосредственно выходят на финансовый рынок. Вполне возможно, что после очередного финансового кризиса, аналогичная необходимость (для кредитования предприятий) назреет и в нашей экономике, так как на 01.01.00 средние процентные ставки по выдаваемым краткосрочным кредитам составляют 31,4 %, а по привлекаемым депозитам всего 15,5%. Некоторая замена, особенно в регионах, банков как расчетных центров, бартерными операциями принимает массовый характер. По многим регионам, доля бартера в расчетах превышает 50%. Оглядываясь на мировой опыт, следует заметить, что в одной из крупнейших банковских систем мира, американской, банки и сберегательные учреждения сдают свои позиции как кредитные институты. Подтверждением этому служит тот факт, что их доля в активах всего финансового рынка за последние два десятилетия снизилась с 57% до 32%, а «в 1995 году банковский кредит составлял лишь 3% от совокупных пассивов финансовых компаний, и лишь для самых мелких фирм он был важным источником финансирования». Такое положение вещей стало возможным благодаря развитию взаимных фондов денежного рынка MMMF (Money Market Mutual Funds). Похожая на одну их известных российских аббревиатур новейшей истории, в Америке она несет совершенно другой смысл и предназначение. Данные фонды с конца 70-х годов конкурируют с банками за привлечение финансовых ресурсов, и в отличие от российского МММ, американские MMMF одной из целей своей деятельности ставят кредитование своих клиентов. Клиентура MMMF весьма представительна, и в нее входят и частные лица, и предприятия, и учреждения, причем как финансового, так и нефинансового характера деятельности. Однако данные взаимные фонды кредитуют своих клиентов не напрямую, а через покупку-продажу краткосрочных коммерческих бумаг, государственных облигаций, банковских депозитов.

Учитывая, что наша экономика в своем развитии с некоторым временным лагом повторяет различные вехи мировой экономики, можно предположить возможность выхода на российский финансовый рынок финансовых отделений крупных промышленных компаний. Так, например, в США, активы крупнейших финансовых компаний - General Motors Acceptance, General Electric Capital Corp., финансовых подразделений Ford Motor - ставят в один ряд с крупнейшими депозитными учреждениями США, и при общем объеме активов финансовых компаний менее одной пятой активов коммерческих банков, объем предоставленных ими кредитов составил более половины объема банковских кредитов. Соответственно и в России крупные производственные компании (может быть РАО «Газпром», РАО «ЕС России», а может какие-то иные), в целях диверсификации своей деятельности, получения дополнительного дохода, или в силу других причин навяжут конкурентную борьбу российским банкам. Причем если в России для финансовых компаний будут те же правила игры что и США (отсутствие обязательного резервирования, отсутствие надзора и регулирования по капиталу, ликвидности, ограничению ссуд на одного заемщика и др.), то исход данной борьбы предсказать будет непросто.

Коммерческие банки Франции функционируют не обособленной системой как российские. Во Франции они являются частью финансовой системы, состоящей из:

- рынков капитала, на которых осуществляется процесс прямого финансирования, когда наличные деньги обмениваются на ценные бумаги (долговые обязательства);

- банковского сектора, занимающегося косвенным финансированием за счет привлечения вкладов и преобразования их в кредиты;

- механизмов расчетов, позволяющих экономическим субъектам осуществлять свои платежи в наилучших условиях с точки зрения издержек и безопасности.

Следует заметить, что во Франции, как в большинстве стран, рынок капиталов, стремительно развиваясь, перетягивает все больше и больше клиентов банковского сектора на свою сторону. В частности, в начале текущего десятилетия показатель финансового посредничества банков, измеряемый как отношение суммы финансирования с помощью кредитных учреждений к общей сумме финансирования составлял 47% и имел тенденцию к снижению.

Банковская система Японии состоит из большого числа учреждений, в которой заметно выделяются 10 крупнейших финансовых центров мирового класса («сити-банки») и более мелкие городские банки, ориентирующиеся на оказание финансовых услуг семьям и мелкому бизнесу.

«Сити-банки» контролируют четверть всех агрегированных займов в пределах японской банковской системы и пятую часть всех привлеченных в банки средств, почти половину всех банковских депозитов, и входят в число 100 крупнейших мировых центров по размеру активов и общему капиталу. Главный объект их деятельности - крупнейшие промышленные и торговые корпорации, включая сферу услуг. Почти половина их депозитов поступает от указанных корпораций.

Японские банки широко представлены на финансовых рынках США и Великобритании, а также других стран. В отличие от банков США, они являются главными игроками на рынке капиталов и на рынке коротких денег. Городские банки в Японии рассматриваются как региональные банки, хотя крупнейшие из них действуют на иностранных финансовых рынках, включая США. Основная масса региональных банков ограничиваются рынком городов и районов типа американских штатов и графств. Они более чем первые, зависят от вкладов отдельных лиц и семей. В Японии имеется множество специализированных банковских фирм, которые ориентированы на определенные категории клиентов и предлагают относительно ограниченный набор услуг.

В японском банковском законодательстве предусматривается специализация кредитных учреждений по срокам представления ссуд. Краткосрочные кредиты (до одного года) предоставляют головные банки и местные коммерческие, среднесрочные (до пяти лет) траст-банки и долгосрочные - специализированные банки долгосрочного кредита. Если проект слишком велик для одного банка то создается синдикат, состоящий из банков нескольких видов.

Долгое время, после второй мировой войны, в экономике Японии наблюдалось взаимопроникновение банков и промышленных предприятий в акционерный капитал друг друга. Эти взаимные вложения были малоприбыльными и носили чисто политический характер. С начала 90-х годов, такие вложения становятся более доходными, приобретая по настоящему финансовый аспект.

Несмотря на то, что предприятия в последнее время получили более легкий доступ на рынок капиталов, они (фирмы) стараются сохранить тесные связи с банками. В Японии существует система «главного банка». Лишь один банк остается для компании наиболее крупным кредитором и финансовым партнером. С этим банком у компании устанавливается наиболее тесные и доверительные отношения. При этом для фирмы обеспечивается некоторая защита от конкурентов и надежный источник долгосрочных ссуд для реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов. Для банка получение статуса «главного», кроме гарантированного спроса на его услуги, приносит возможность расширения своей деятельности по мере роста клиента, что в определенной мере предохраняет от многих неприятных сюрпризов рынка. Система «главный банк» не означает автоматически банк ФПГ. Например, «Сумитомо банк» являлся «главным» у 140 компаний, и лишь 16 из них входили в состав ФПТГ «Сумитомо».

Нормальным требованием банка к постоянному клиенту является залоговый депозит, так называемый «компенсационный баланс», суть которого сводится к тому, что получая кредит, заемщик по негласному соглашению должен открыть в банке депозит в размере 30-40% ссуды. В ответ на добровольное открытие компанией депозита банки подобным заемщикам предоставляют кредиты в первую очередь, избегают действий, которые могли бы нанести вред компании, не взимают штрафы за просроченные выплаты. В отношении краткосрочных ссуд банки идут еще дальше. Для постоянных клиентов кредиты до одного года легко превращаются в долгосрочные. Выдавая подобные кредиты, банки негласно признают возможность их пролонгации по первому требованию клиента. Большим удобством для заемщика оказывается тот факт, что под краткосрочные кредиты не требуется оформлять договор залога, достаточно лишь периодического представления ссудополучателем финансовой отчетности кредитору.

Естественно, что предприятия Японии стараются не упускать столь выгодную возможность привлечения сторонних средств. В Японии, доля заемных средств в ежегодном приросте капитала за период 1989-1992 гг. составляла 33-57%, в то время как в США аналогичный показатель находился на уровне 8-13,5%.

Банковский рынок Японии считается наиболее сильно регулируемым государством сектором японской экономики и это подталкивает банки к своеобразной эмиграции за рубеж.

При экспансии на зарубежные рынки, японские банки приспосабливаются к местным условиям, не навязывают своих услуг. В силу мягкого банковского законодательства страны восходящего солнца, в частности более низкого, чем на Западе, соотношения величины собственного капитала по отношению к активам, японские банки получили возможность успешно работать при более низких ценах на свои услуги, и соответственно более низком уровне прибыли.

Наиболее важным моментом в развитии банковского дела в Японии (равно как и во всем мире) был процесс секьюритизации, т.е. замещения традиционного банковского кредита выпуском ценных бумаг, в частности облигаций. Выпуск облигаций дает банкам возможность сформировать ресурсы долгосрочного характера и привлечь заемные средства в больших объемах и на длительный срок. По мере развития процесса секьюритизации значение депозитов как источника долгосрочного финансирования стало снижаться. Население и компании Японии охотно приобретали банковские облигации. Банковские ценные бумаги приносили более высоки и стабильные доходы чем например, размещение денег на банковских депозитах (вкладах).

Относительно присутствия коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг, следует заметить, что до недавнего времени банки не имели права на проведение операций с ценными бумагами, но после начала процесса дерегулирования кредитно-финансовой системы, ситуация изменилась. К 90-м годам, доля коммерческих банков на первичном рынке долгосрочных государственных облигаций составила 60%, при этом доля специализированных компаний по торговле ценными бумагами снизилась до 27,7%. Однако, эти компании сохранили доминирующие позиции на вторичном рынке долгосрочных государственных облигаций, а также на первичном и вторичном рынке среднесрочных государственных облигаций. Для проникновения на рынок ценных бумаг коммерческие банки используют следующие три стратегии:

1. Установление контроля над мелкими и средними компаниями по торговле ценными бумагами. По оценкам, через систему участия в капитале банки держат под контролем более 5% ценных бумаг, принадлежащим компаниям по торговле ценными бумагами.

2. Приобретение иностранных ценных бумаг и проведение прибыльных операций с ними.

3. Учреждение собственных дочерних компаний по торговле ценными бумагами.

Подобные стратегии, в перспективе, могли бы пригодиться российским банкам, в целях диверсификации, при возрождении фондового рынка.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Роль кредитных институтов в стимулировании развития экономики
Методы управления персоналом коммерческого банка и их совершенствование
Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования
Факторинг
Роль эмиссии ценных бумаг при сделках слияния и поглощения банков
Вернуться к списку публикаций