2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяБанки и банковское дело — Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия



Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия


Задача данного исследования - рассмотрение новых теорий финансового посредничества и выявление их связи с банковскими стратегиями. Задача одновременно и проста и претенциозна. Проста потому, что речь идет скорее о практическом, чем теоретическом аспекте, что дает возможность ознакомиться с различными понятиями, механизмами и аналитическими исследованиями. Для понимания таких хорошо известных явлений, как отказ от посредников, рост рисков или глобализация, необходимо опираться на фундаментальные исследования, логические выводы, вытекающие из новых подходов к теории финансового посредничества. Но одновременно эта задача и претенциозна, так как в данном исследовании представлен синтез этой теории, которая дает ответы на вопросы: «каковы цели банков?», «не являются ли рынки ныне более эффективными, чем финансовые посредники?». Исходя из этого, рассматриваются основные аргументы, выявленные в процессе дискуссий, с указанием авторов и ссылок для лучшего понимания проблематики, связанной с финансированием экономики.

Работа состоит из четырех разделов. Первый отражает изменения, которые вызвали обновление теории финансового посредничества. Во втором разделе деятельность финансовых посредников обосновывается главным образом в сравнении с рынками капиталов. Из него следует третий раздел, посвященный роли банков в современном мире. В завершающем, четвертом разделе рассматривается влияние новых подходов на банковские стратегии.

Обновление теории финансового посредничества

Финансовые посредники, к которым относятся и банки, всегда занимали центральное место в современных экономических теориях, поскольку их деятельность представляет интерес с точки зрения анализа финансирования экономики. Но именно эволюция микроэкономического анализа предприятия открыла перспективы формирования свода теоретических положений финансового посредничества.

Место финансовых посредников в теории денег и финансов

В теории денег значительное место отведено банкам как эмитентам денег; эта теория стремится также ответить на вопрос, какая банковская система обеспечивает наилучшие условия кредитования экономической деятельности и ее роста. Эти вопросы наиболее полно изложены в работах Герли и Шоу [Gurley и Shaw, 1960]. Однако их подход носит преимущественно макроэкономический характер, при этом поведение финансового посредника как такового почти не анализируется. Исследования, посвященные исключительно финансовым посредникам, опираются на две модели, характерные для периода примерно до начала 1980-х годов, а именно неоклассическую теорию фирмы и портфельную теорию.

Согласно первой модели, называемой стандартной микроэкономической теорией, банк является предприятием, перед которым стоит задача максимизации прибыли на основе оптимальной эффективности своей деятельности. Учитывая трудности выявления факторов банковской деятельности, многочисленные исследования предпочитают определять и измерять банковские затраты-выпуск на основе издержек [Bell и Murphy, 1968] или модели банковской фирмы [Klein, 1971]. Кроме того, в этих исследованиях часто рассматривается вопрос об экономии в банковском секторе за счет объема или набора услуг. В этом проявляется использование микроэкономической теории для понимания функционирования банковского предприятия [Clark, 1988].

Что касается портфельной теории, сформулированной Марковицем [Markowitz, 1959] и продолженной Шарпом [Sharpe, 1970], то она применяется к банку при рассмотрении его как инвестора, который с учетом допустимого уровня риска стремится осуществить такую комбинацию активов, которая обеспечит максимальную прибыль при условии соблюдения предписаний о коэффициенте ликвидности. Хорошим примером такого анализа служит статья Коэна и Хаммера [Cohen и Hammer, 1967], в которой подчеркнуто: «Центральная проблема управления активами связана с банковским балансом. Как велики все его активы? Каким должен быть состав этих активов, пассивов и собственного капитала?» и далее: «Поиск оптимального соотношения между прибылью, риском и ликвидностью представляет собой главную проблему управления активами».

Основным преимуществом микроэкономического подхода к концепции финансового посредничества является приравнивание банка к предприятию, а банкира к предпринимателю. И именно этими положениями долгое время пренебрегали, например, во Франции, где кредитно-банковские учреждения в течение длительного времени создавались как государственные институты. Какой бы ни была интересной банковская микроэкономика, она имеет те же границы, как и стандартная неоклассическая теория: банковская фирма является «черным ящиком», который преобразует факторы в банковские продукты и автоматически применяет правило максимизации прибыли.

Границы стандартной микроэкономической теории

Традиционная микроэкономика базируется на двух основных гипотезах, которые следует вспомнить:

- рациональность индивидуума; это означает, что индивидуумы, с учетом регламентации, которой они подчиняются, стремятся наилучшим образом использовать свои ресурсы для получения максимального результата;

- рынки в условиях развитой конкуренции имеют следующие особенности: раздробленность участников; однородность продукта; свободный доступ на рынок; прозрачность рынка, что означает возможность бесплатного доступа к информации о цене и качестве имеющегося продукта.

Как выше отмечено, данная модель порождает представление о фирме - «черном ящике» и фирме-автомате, что мало соответствует реальному функционированию предприятий.

В этой связи получила развитие новая микроэкономика предприятия, что прекрасно обобщено в работе Кориа и Вайнштейна [Coriat и Weinstein, 1995]. Следует также учитывать, что рынки, включая рынки капиталов, обеспечивают оптимальное распределение ресурсов, а посредники почти не находят здесь места. Кроме того, если применить известную теорему Модильяни и Миллера о нейтралитете финансовой структуры предприятий, которую Фама [Fama, 1980] распространил на всю финансовую сферу, то напрашивается вывод, что финансовое посредничество не создает стоимости. Но этот вывод также плохо соответствует реальному положению дел, поскольку такие посредники, как банки или страховые компании, существуют на протяжении нескольких веков и даже предшествуют созданию организованных финансовых рынков, расширение которых не привело к их исчезновению или снижению роли. Таким образом, новый подход необходим и требует рассмотрения.

Концепция новой микроэкономики предприятия применительно к банку

Концепция новой микроэкономики предприятия получила развитие в конце 1970-х годов на основе критики трех гипотез стандартной модели.

А. Рациональность индивидуумов

Она была пересмотрена следующим образом. Во-первых, Симон [Simon, 1979] противопоставляет принципу господствующей рациональности, характерному для неоклассического анализа, принцип ограниченной рациональности, более соответствующий поведению индивидуумов: не способных прогнозировать любые возможные случайности; сталкивающихся с неопределенными ситуациями; решения которых находятся во взаимодействии, особенно при олигополии.

Принцип ограниченной рациональности стимулирует интерес к процессу принятия решений, а не к их результатам. Кроме того, учитывая присущее договорам несовершенство (договор не может предвидеть различные ситуации и их последствия), условия их выполнения становятся первоочередными, что в результате и приводит к оппортунистическому поведению [1].

Концепция оппортунистического поведения индивидуумов является центральной в исследованиях Вильямсона [Williamson, 1975, 1985] под названием «подход в аспекте трансакционных издержек», к которому еще вернемся. Оппортунистическое поведение индивидуума означает, что он не раскрывает имеющуюся у него информацию с целью извлечь из сделки наибольшую выгоду. Например, клиент банка при получении кредита не сообщает банкиру о предстоящем существенном изменении своего положения (физическое лицо - о потере рабочего места; предприятие - о снижении деловой активности). Если в одних случаях данное поведение не считается обманом, то в других - сокрытие информации не всегда может вменяться в вину, если контрагент по договору, в данном случае банкир, не запросил подобную информацию.

Следует различать две формы подобного поведения:

- оппортунистическое поведение до заключения сделки (ex ante) приводит к ситуациям обратного отбора. Асимметрия информации между участниками договора может привести к тому, что только банковские продукты низкого качества становятся предметом сделок. Это классический пример деятельности страховых компаний, предлагающих полис с единственным тарифом и не способных оценить риск своих клиентов. Таким образом, сомнение возникает только при страховании клиентов с высоким риском, а клиенты с небольшой степенью риска считают цену полиса завышенной;

- оппортунистическое поведение после заключения сделки (ex post) связано с проблемой морального риска в результате поведения одной из сторон (страхователя), которая не принимает меры по избежанию последствий события, убытки от которого она несет.

Трансакционные издержки

Теория трансакционных издержек, которая в качестве отправной точки использует хорошо известную работу Коза [Coase, 1937], была развита Вильямсоном [Williamson, 1975, 1985]. Ее основная задача объяснить, кто - фирма или рынок -обеспечивает наилучшую экономическую координацию. Ответ на этот вопрос зависит от трансакционных издержек, то есть затрат, связанных с реализацией сделки, например затрат на доступ к информации о цене и качестве продуктов, на составление контрактов и контроль за их исполнением. Три элемента определяют эти трансакционные издержки: специфический характер активов, являющихся предметом сделки (под этой специфичностью следует понимать степень готовности актива к альтернативному использованию); неопределенность, в условиях которой появляются соучастники сделки (в основном в связи с оппортунистическим поведением); регулярность заключения сделок.

Исходя из этого, фирмы обеспечивают эффективную координацию действий, освобождая индивидуумы от трансакционных издержек. Напротив, в случае традиционных активов, определенности и нерегулярности сделок координация действий через рынок обходится дешевле. Таким образом, трансакционные издержки реально стимулируют создание предприятий, учреждений в целях освобождения индивидуумов от этих затрат.

Асимметрия информации и агентские отношения

Предприятие является экономической единицей, включающей несколько групп, выполняющих различные функции: владельцы (или акционеры), руководители, кредиторы, персонал, клиенты… Предприятие должно обеспечивать координацию действий этих разных участников, интересы которых различаются, порождая порой конфликтные ситуации.

В этих условиях установление агентских отношений между различными группами, даже если это связано с затратами, позволяет достичь согласованности действий. Теория агентских отношений, развитая Йенсеном и Меклингом [Jensen и Meckling, 1976] и кратко изложенная Кориа и Вайнштейном [Coriat и Weinstein, 1995], занимает основное место в теории фирмы, если определять ее как «узел договоров».

Наиболее типичным примером агентских отношений является делегирование акционерами крупного предприятия руководящим органам полномочий по управлению фирмой от их имени (споры об управлении предприятием вытекают из асимметрии информации и конфликта интересов между руководством и акционерами). Договорные отношения должны содержать механизм стимулирования и контроля, способствующего устранению конфликта интересов.

Не хотелось, чтобы краткое представление двух основных направлений, которые повлияли на микроэкономику в последние двадцать лет - теории трансакционных издержек и теории агентских отношений, - вызвало у читателя впечатление, что эти подходы либо в корне различны, либо очень близки при использовании одинаковых понятий асимметрии информации, трансакционных и агентских издержек. Действительно, оба подхода дают представление о фирме и формах ее организации, но теория трансакционных издержек акцентирует внимание на сделке, а теория агентских отношений больше внимания уделяет конфликтам интересов и способу их разрешения с помощью методов стимулирования.

Одним словом, это отступление к теории предприятия необходимо для понимания основ современной теории финансового посредничества как для обоснования необходимости банков, так и для анализа их деятельности.

Почему необходимы банки?

Чтобы объяснить, почему прямое и косвенное кредитование представляют собой два различных метода кредитования экономики, теория финансового посредничества разработала с начала 1980-х годов модели распределения ресурсов с использованием асимметрии информации и трансакционных издержек, что вызвало обилие публикаций, обобщенных Бхатташарья и Тхакором [Bhattacharya и Thakor, 1993] [2].

Несколько упрощая, ответ на вопрос «почему необходимы банки?» заключается в том, что банк является учреждением, которое служит источником информации и тем самым предотвращает ее асимметрию, от которой страдают покупатели и продавцы, сталкиваясь лицом к лицу на рыке капиталов. Из этого основного аргумента вытекают и другие функции.

Банк и информационный продукт

В известной статье Акерлофа [Akerlof, 1970], посвященной функционированию рынка подержанных машин, на котором асимметрия информации между продавцом (который хорошо знает, поддерживался ли автомобиль в рабочем состоянии, попадал ли он в аварию и т.д.) и покупателем является очевидной, - подчеркивается ее важность. На подобном рынке (во избежание предложения машин плохого качества) участие посредника, умеющего проводить экспертизу автомобилей и готового вложить средства для создания компании по продаже подержанных автомобилей, обеспечит нормальное функционирование рынка. Применение такого подхода к финансовому рынку подчеркивает незаменимую роль банков в повышении качества информации.

А. Получение неофициальной информации на основе долговременных отношений

Предприятие, изыскивая средства для финансирования инвестиционного проекта, обращается к банку. Последний должен собрать и обработать большой объем информации, касающийся заемщика и его проекта, что требует затрат. Если кредитная заявка удовлетворяется и проект осуществляется в нормальных условиях, предприятие, желающее финансировать другой инвестиционный проект, обратится в этот же банк, которому при наличии достаточно полных сведений о заемщике нужно будет собрать совсем немного дополнительной информации. В случае, если проект представляется надежным, ответ банка будет быстрым и положительным. Таким образом, между банкиром и его клиентами, заемщиками, устанавливаются долговременные отношения, благодаря которым банкир располагает надежными сведениями об их финансовом положении и способности эффективно осуществлять инвестиционные проекты. Учитывая неофициальный характер этой информации, только банкир может ею воспользоваться, что обеспечивает ему преимущество перед конкурентами и кредиторами на рынке капиталов.

Б. Неразглашение неофициальной информации

Предприятия, планирующие осуществить инвестиции, предпочитают сохранять определенную конфиденциальность во избежание использования конкурентами их проектов. Но предоставляя информацию на рынке капиталов, предприятие обязано предать огласке данные о своем проекте (скупка компании, например), чтобы обеспечить успех эмиссии своих ценных бумаг. Обращаясь же к банку, компания сохраняет конфиденциальность относительно своих капиталовложений.

В. Кредитное соглашение как сигнал
для рынков

Интересный анализ роли источника информации в кредитном учреждении был предложен Леландом и Пилем [Leland и Pyle, 1977] и продолжен Фама [Fama, 1985]. Чтобы убедить кредиторов на рынке капиталов в качестве своего инвестиционного проекта, заемщик осуществляет залог своего имущества при его финансировании и этот залог служит гарантией осуществления инвестирования. Для заемщика существует и менее дорогой способ: обратиться к финансовому посреднику. Доступ предприятия к банковскому кредиту является сигналом для рынка, оповещающим о его финансовом состоянии и перспективах развития.



[1] Здесь в значении «недобросовестность», «беспринципность», «приспособленчество».

[2] На французском языке см. F. Lobez (1997) и T. Chevallier-Farat (1992).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Теоретические аспекты организации банковской системы с учетом процессов слияния и поглощения
Структура банка
Использование зарубежного опыта развития банковской инфраструктуры
Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры и их оценка
Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков
Вернуться к списку публикаций