2012-01-09 18:15:17
ГлавнаяБанки и банковское дело — Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков



Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков


Разработка теоретических аспектов банковской инфраструктуры предполагает прежде всего выявление сущности банковской инфраструктуры, ее роли в обеспечении жизнедеятельности банков, исследование конкретных аспектов взаимосвязи банковской инфраструктуры и банковского сообщества, раскрытие функций банковской инфраструктуры. Рассмотрим последовательно данные вопросы.

В работах экономической направленности исследование традиционно начинается с анализа этимологии исследуемого объекта. При этом данный объект рассматривается не как экономическая категория, а как обычное слово, имеющее определенную историю появления и соответствующее толкование в русском языке. В термине «банковская инфраструктура» ключевым словом является «инфраструктура». В связи с этим начнем наше исследование с анализа его этимологии.

Слово «инфраструктура» - латинского происхождения. Оно образовано слиянием двух латинских слов: infra - ниже, под и structura - строение, расположение. Таким образом, дословный перевод инфраструктуры - расположенная ниже, подстроение, подрасположение, подструктура.

В русском языке инфраструктура определяется как отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. «Большой энциклопедический словарь» дает следующее определение инфраструктуры: «Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

Практически аналогичные трактовки понятия инфраструктуры содержатся в экономических энциклопедиях и словарях.

1. Инфраструктура - комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.

2. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Основная производственная инфраструктура - сеть энергоснабжения, транспорта и связи.

3. Инфраструктура - сети, в которых осуществляются поставки продукции между удаленными друг от друга экономическими агентами, а также отрасли экономики, эксплуатирующие такие сети.

Анализ вышеприведенных трактовок инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на определенные различия, во всех из них имеется указание на обеспечивающий, обслуживающий характер деятельности инфраструктуры. Таким образом, обеспечение жизнедеятельности, обслуживание чего-либо правомерно считать фундаментальными свойствами, сущностными характеристиками любой инфраструктуры. Важно подчеркнуть и то, что инфраструктура - это не единичный элемент, а определенная совокупность элементов.

В экономическую литературу понятие «инфраструктура» было введено в 1955 г. американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Следует согласиться с точкой зрения И.Н. Козельской о том, что потребность в понятии «инфраструктура» появилась в связи с необходимостью выделить отличия особого рода деятельности, в какой-то степени внешней, вспомогательной деятельности, обслуживающей, обеспечивающей основное производство и социальные потребности населения. В «Экономической энциклопедии» появление инфраструктуры характеризуется как закономерный процесс, возникающий на определенной стадии развития общественного производства, по мере расширения и углубления хозяйственных связей, когда без наличия обслуживающих производств резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства.

В отечественной экономической литературе инфраструктура длительное время рассматривалась лишь применительно к обеспечению жизнедеятельности народного хозяйства в целом. Традиционно она разделялась на три составляющие: производственную, социальную и инфраструктуру обеспечения внешнеэкономической деятельности.

В процессе перехода к рыночной экономике в России в научных публикациях широко стал применяться термин «рыночная инфраструктура» (инфраструктура рынка). Под ней понимается совокупность субъектов материального, технологического, организационного, информационного, финансового и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежеспособного спроса и предложения. И.Н. Козельская определяет рыночную инфраструктуру как совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимодействия между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами. Очевидно, что и в современных исследованиях инфраструктура рассматривается преимущественно в народнохозяйственном аспекте.

Не оспаривая важности исследования роли инфраструктуры в обеспечении жизнедеятельности народного хозяйства в целом, вместе с тем необходимо отметить, что инфраструктуру правомерно рассматривать и исследовать и в менее глобальном значении. Совершенно очевидно, что потребность в обслуживающих, инфраструктурных институтах существует не только на уровне народного хозяйства в целом, но и на уровне каждой отдельной отрасли или сферы деятельности - как материального производства, так и сферы обращения. Каждая из них имеет свою специфику, определяемую характером деятельности, которая должна найти соответствующее отражение в инфраструктурных институтах.

По нашему мнению, потребность в исследованиях отраслевых инфраструктур приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики, характеризующейся существенным расширением и усложнением хозяйственных связей. К сожалению, исследования отраслевых инфраструктур остаются наименее разработанным направлением современных экономических исследований. Это обстоятельство относится и к банковской сфере, инфраструктурному обеспечению деятельности кредитных организаций. Вместе с тем совершенно очевидно, что без наличия обслуживающей (банковской) инфраструктуры деятельность кредитных организаций не может быть эффективной.

В рамках исследования советской экономической литературы нам не удалось найти ни одного упоминания термина «банковская инфраструктура». Это касается и учебной, и монографической, и энциклопедической литературы. В частности, понятие «банковская инфраструктура» не употребляется в «Финансово-кредитном словаре», вышедшем в 1988 г., в четырехтомнике «Экономическая энциклопедия. Политическая экономия» (1972 г.).

Отсутствие в экономических изданиях термина «банковская инфраструктура», на наш взгляд, не было случайным. Длительное время в экономических исследованиях инфраструктура рассматривалась как нечто второстепенное, не основное, вспомогательное по отношению к основному. Соответственно и исследования инфраструктуры носили преимущественно вспомогательный, второстепенный характер. К тому же, в бывшем СССР функционировала одноуровневая банковская система, представленная совокупностью государственных отраслевых банков. Существовала строгая регламентация их деятельности со стороны государства, невозможной была частная инициатива в банковском деле. Государство централизованно закрепляло хозяйствующих субъектов за конкретными отраслевыми банками, предоставляя в то же время банковской клиентуре гарантии по обязательствам банков. Объем операций, предлагаемых банками своим клиентам, был гораздо меньше объема операций, совершаемых коммерческими банками стран с рыночной экономикой. Поскольку существовала государственная гарантия обеспечения деятельности банков, то, по сути, не возникало необходимости в страховании специфических банковских рисков. Именно усеченность функционирования банковской системы СССР в сравнении с банковскими системами зарубежных стран предопределяла, на наш взгляд, отсутствие необходимости специальных исследований банковской инфраструктуры и введение этого термина в научный оборот. При этом необходимо отметить, что и в рамках бывшего СССР существовала банковская инфраструктура. В частности, она была представлена вузами и средними специальными учебными заведениями, ведущими подготовку и переподготовку банковских специалистов, службой инкассации, поставщиками банковского оборудования. В СССР осуществлялась (в ограниченных масштабах) реклама сберегательных касс.

Термин «банковская инфраструктура» в отечественной экономической литературе появился лишь в процессе создания банковской системы рыночного типа. По нашему мнению, объективная необходимость во введении данного понятия в научный оборот была обусловлена принципиальными изменениями, произошедшими в банковской сфере в процессе перехода к рыночной экономике. Они связаны с отказом государственной монополии на банковское дело, самостоятельностью коммерческих банков, коммерциализацией их деятельности и усилением конкуренции между ними, расширением объема и усложнением характера оказываемых банками услуг, широким развитием телекоммуникационных технологий. В процессе создания банковской системы рыночного типа объективно возникла необходимость в наличии особого вида деятельности, обслуживающей банковское производство.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Роль эмиссии ценных бумаг при сделках слияния и поглощения банков
Классификация функций системы операционного обеспечения (бэк-офиса) коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Генезис развития и современный взгляд на содержание банковской ликвидности
Определение адекватности банковской инфраструктуры
Обоснование пороговых значений экономической безопасности и области слияния и поглощения банков
Вернуться к списку публикаций