2012-01-09 18:01:47
ГлавнаяБанки и банковское дело — Классификация банковской инфраструктуры



Классификация банковской инфраструктуры


Важной проблемой, возникающей при разработке теории банковской инфраструктуры, является построение классификации входящих в нее элементов. Необходимость в ней обусловливается тем, что банковская инфраструктура характеризуется большим многообразием входящих в нее институтов. В этой связи возникает необходимость их упорядочения и унификации. С другой стороны, возникает необходимость «отсечения» лишних элементов, которые неправомерно включать в состав банковской инфраструктуры. Построение классификации обеспечит целостное восприятие банковской инфраструктуры, особо необходимое для осуществления регулирующих функций по отношению к ней.

Следует отметить, что в имеющихся немногочисленных публикациях четкой классификации банковской инфраструктуры пока не содержится. В них указываются лишь направления обеспечения жизнедеятельности банков и соответствующий им состав институтов банковской инфраструктуры.

В учебнике «Банковское дело» О.И. Лаврушиным выделены 4 блока внешней банковской инфраструктуры и соответствующие им институты (рис. 1). В других своих работах О.И. Лаврушин рассматривает банковское законодательство не как блок банковской инфраструктуры, а как самостоятельный элемент банковской системы. При этом несколько меняется и состав институтов банковской инфраструктуры. В частности, называются такие блоки банковской инфраструктуры, как информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение, средства связи и коммуникации и др.


Элементы банковской инфраструктуры по О.И. Лаврушину

Рис. 1. Элементы банковской инфраструктуры по О.И. Лаврушину

В учебнике «Деньги. Кредит. Банки» под ред. Е.Ф. Жукова лишь указываются 4 направления обеспечивающей деятельности банковской инфраструктуры (информационное, методическое, научное и кадровое) и приводится перечень институтов банковской инфраструктуры (службы по обработке, передаче и хранению информации, международные системы межбанковской коммуникации, страховые структуры, расчетные палаты, аудиторские службы, центры торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Очевидно, что приведенные выше классификации банковской инфраструктуры не являются полными, не отражают целостность банковской инфраструктуры, в них отсутствуют какие-либо обоснования выделения крупных блоков банковской инфраструктуры и соответствующих им институтов. Необходимо указать и на то обстоятельство, что в состав банковской инфраструктуры включаются «лишние» элементы, которые не содержат фундаментальных признаков институтов банковской инфраструктуры. В частности, по нашему мнению, в состав элементов банковской инфраструктуры неправомерно относить банковское законодательство. Во-первых, оно не представлено конкретным субъектом, осуществляющим какую-либо деятельность. Во- вторых, банковское законодательство носит административные, надзорные, контролирующие функции и относится к деятельности, связанной с регулированием банковского сообщества со стороны государства. У банковской инфраструктуры другое предназначение. Деятельность ее институтов связана с обслуживанием банков, обеспечением их жизнедеятельности. В этой связи в состав банковской инфраструктуры правомернее было бы отнести не банковское законодательство, а фирмы (специальные службы) обеспечивающие доставку нормативно-правовой документации до банков.

По нашему мнению, при построении классификации банковской инфраструктуры необходимо придерживаться следующих методологических принципов. Во-первых, институтом банковской инфраструктуры должен быть конкретный субъект, осуществляющий какую-либо деятельность.

Во-вторых, институты банковской инфраструктуры обязательно должны соответствовать фундаментальным сущностным свойствам банковской инфраструктуры - обслуживанию банков, обеспечению их жизнедеятельности (содействие созданию банка, производству банковской услуги и ее доведению до текущих и потенциальных потребителей). Данный методологический принцип не позволяет отнести к институтам банковской инфраструктуры организации, осуществляющие регулирующие, надзорные и контролирующие функции по отношению к банкам.

В-третьих, необходимо учитывать специфические особенности банковской деятельности, характер взаимоотношений банков с их клиентурой.

В-четвертых, институты банковской инфраструктуры должны быть внешними по отношению к банкам организациями. В этой связи неправомерно включать в состав институтов банковской инфраструктуры собственно банковские службы.

В-пятых, институты банковской инфраструктуры не могут выступать в качестве посредников, т.е. служить местом совершения сделок между банками и их клиентурой. В связи с этим, в состав институтов банковской инфраструктуры не следует включать фондовые и валютные биржи и других посредников. Их правомерно отнести к элементам не банковской инфраструктуры, а инфраструктуры рынка (рыночного хозяйства) в целом. «Границы» банковской инфраструктуры заканчиваются, на наш взгляд, на этапе доведения банковской услуги до клиентов банка.

Руководствуясь данными методологическими принципами, на наш взгляд, правомерно выделить 4 крупных блока банковской инфраструктуры:

1) инфраструктуру обеспечения производственной деятельности банков;

2) инфраструктуру продвижения банковских услуг;

3) инфраструктуру обеспечения безопасности банковской деятельности;

4) инфраструктуру научно-методического обеспечения банковской деятельности.

Рассмотрим более подробно специфику каждого блока банковской инфраструктуры и охарактеризуем входящие в них институты.

Первый блок банковской инфраструктуры - инфраструктура обеспечения производственной деятельности банков. Этот блок создает необходимые условия для начала деятельности банков, обеспечивает возможность ее непрерывного развития. В силу этого правомерно рассматривать его в качестве наиболее значимого элемента банковской инфраструктуры. Данный блок является достаточно объемным по числу входящих в него институтов.

В составе инфраструктуры обеспечения производственной деятельности банков правомерно выделить 4 структурных элемента: кадровую, производственно-технологическую, информационную и посредническую инфраструктуру.

Как и в любой другой сфере деятельности банковская деятельность осуществляется путем взаимодействия людей и средств производства. В этой связи одним из важнейших элементов банковской инфраструктуры выступает кадровая инфраструктура. Ее задача - обеспечить банки высококвалифицированными специалистами банковского дела, создать возможность для постоянного повышения ими своей квалификации. Кадровая инфраструктура представлена, прежде всего, учебными заведениями различных ступеней и уровней подготовки.

Высококвалифицированные специалисты банковского дела готовятся в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Перечень специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка, достаточно обширен. Прежде всего, подготовка ведется по основной специальности «Финансы и кредит» и ее специализации «Банковское дело». Банковские кадры готовятся и в рамках других специализаций специальности «Финансы и кредит» («Налоги и налогообложение», «Рынок ценных бумаг», «Страхование», «Финансовый менеджмент» и др.) и других специальностей («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Информационные системы в банковском деле», «Безопасность банковской деятельности» и др.). Современные российские вузы обеспечивают банковскому сообществу возможность выбора высококвалифицированных специалистов в различных областях банковской деятельности.

Подготовка банковских специалистов в высших учебных заведениях имеет для банков определенные преимущества. Во-первых, подготовку специалистов осуществляет высококвалифицированный преподавательский состав (доктора и кандидаты наук), имеющий большой опыт научно-педагогической деятельности и конкретный опыт практической работы в банках. Во-вторых, будущие специалисты получают глубокие теоретические знания практически по всем направлениям банковской деятельности. В-третьих, в процессе обучения достигается тесное взаимодействие между вузом, студентом и банком. Оно осуществляется путем прохождения студентами производственной и преддипломной практики в банках. Наиболее значимые и актуальные для банков проблемы становятся темой выпускных дипломных работ студентов. Их результаты зачастую непосредственно обсуждаются в банках. По завершении вузовской подготовки студента банки получают готового специалиста, которому практически не требуется адаптация и который может приступить к непосредственной работе в банке.

Ряд вузов предоставляет возможность получения второго высшего (финансово-банковского) образования. Особенно актуальным оно становится в настоящее время для лиц, уже работающих в банках, но не имеющих высшего экономического образования, поскольку банки в последние годы стали предъявлять повышенные требования к образовательному уровню своих сотрудников.

Начальные знания о банковском деле предоставляет широкая сеть средних специальных учебных заведений - колледжей, лицеев, специализированных банковских школ и др.

Банковская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не является статичной, она подвержена динамичному развитию вследствие появления на рынке новых прогрессивных банковских технологий и услуг, расширяющейся конкуренции, регулирующего воздействия со стороны государства. В этой связи возникает необходимость периодической переподготовки и повышения квалификации банковских служащих. Подобные услуги оказывают банкам специальные центры переподготовки и повышения квалификации. Как правило, они располагаются в крупных высших учебных заведениях.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков
Общеэкономическое содержание категории коммерческий банк
Совершенствование механизма взаимодействия структурных элементов банковской инфраструктуры
Методы оценки финансового состояния коммерческих банков
Организация процессов слияний или поглощений в странах с развитым рынком
Вернуться к списку публикаций