2012-01-09 16:58:23
ГлавнаяБанки и банковское дело — Банковская инфраструктура России на современном этапе



Банковская инфраструктура России на современном этапе


Концентрация финансового капитала приводит к укрупнению банков, созданию филиальных сетей, что обусловило новые требования к автоматизированной банковской системе. Автоматизированная банковская система многофилиального банка должна поддерживать распределенную обработку информации. Для этого необходимы соответствующие телекоммуникационные средства, а главное - адекватная технология. Автоматизированные банковские системы пятого поколения отличаются от систем четвертого поколения использованием менеджера транзакций - специальной программы, управляющей доступом к распределенным данным. Такие системы реализованы в трехуровневой архитектуре «клиент-сервер». Базовый элемент технологии - документ или сделка. Структура системы - логические автоматизированные рабочие места, сильно связанные как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети и слабо связанные по данным в пределах распределенной сети.

В конце 1996 г. стало известно о системах шестого технологического поколения, построенных на базе новейших компонентных технологий, профессиональных систем управления базами данных с открытым интерфейсом (возможно одновременно несколько разных систем управления базами данных). Базовый элемент технологии - сделка или документ. Структура системы - логические АРМ, динамически формируемые по компонентной технологии, сильно связанные по данным и функциям. В настоящее время на рынке предлагаются системы, ориентированные на управление бизнесом - системы 6 поколения.

Таким образом, сегодня на российском рынке автоматизированных банковских систем одновременно присутствуют системы пяти технологических поколений - со второго по шестое. Достаточно часто одна и та же фирма- разработчик одновременно предлагает клиентам системы нескольких поколений.

Высокие требования, предъявляемые заказчиком, и сложность современных информационных технологий обуславливают длительность подобных разработок, и часто создание больших приложений занимает несколько лет. Между тем новые системы нужны уже сейчас. Учитывая потребности рынка, разработчики автоматизированных банковских систем используют стратегию конвергенции, которая заключается в дальнейшем развитии и слиянии программных продуктов, созданных на разных платформах.

Институционально инфраструктура автоматизации банковского бизнеса представлена отечественными компаниями-разработчиками, среди которых можно выделить R-Style Software Lab., Диасофт, ФОРС, ПрограмБанк, Кворум, Инверсия, БИС, АСофт, Temenos Systems.

Немаловажным для коммерческого банка является кадровый блок обеспечения производственной деятельности. Качество банковского персонала зачастую является ключевым фактором успеха банка на рынке. Характеризуя развитость данного сегмента банковской инфраструктуры, приведем данные государственного комитета статистики, отражающие количество студентов экономических специальностей, которые потенциально могут работать в коммерческих банках (табл. 1).


Таблица 1

Динамика численности студентов и выпускников профессиональных учебных заведений по специальности «Экономика и управление», тыс. чел.


Год

Численность студентов сузов

Выпуск специалистов сузами

Численность студентов в гос. вузах

Численность студентов в негос. вузах

Выпуск специалистов гос. вузами

Выпуск специалистов негос. вузами

2001

276,0

72,2

607

358

140,5

14,5

2002

299,3

88,5

621

387

164,9

23,2

2003

336,6

110,4

655

384

201,0

29,6


Как следует из данных, таблицы число экономистов с каждым годом увеличивается. Таким образом, банковская система должна быть полностью обеспечена кадрами, а кадровую инфраструктуру можно считать в достаточной степени развитой. Однако, несмотря на то, что подготовку специалистов для коммерческих банков осуществляют многие государственные и негосударственные» высшие и средние специальные учебные заведения, говорить о достаточном кадровом потенциале банковской системы не приходится. Так, в Саратовском регионе подготовку специалистов по специальности «Финансы и кредит» осуществляют 5 вузов и 3 суза, среди которых можно выделить: Саратовский государственный социально-экономический университет и Экономический колледж, работающий при нем; Саратовский филиал Международного университета бизнеса и управления; Поволжский кооперативный институт Центросоюза РФ; Саратовский институт бизнеса и информационных технологий; Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета. Тем не менее, в коммерческие банки охотнее берут выпускников СГСЭУ, хотя из каждого выпуска трудоустраивается по специальности не более 70% студентов. Это говорит в первую очередь о том, что качество подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях не соответствует запросам коммерческих банков.

Потребность в квалифицированных кадрах восполняют различные негосударственные образовательные учреждения и консалтинговые фирмы, осуществляющие подготовку банковских кадров в рамках дополнительного профессионального образования в виде семинаров и тренингов. Примером такой подготовки может служить проведение семинаров на базе УМЦ «Профессионал», организованных недавно руководителями сайта Банкир.ру. Семинары ориентированы на практических банковских работников и позволяют приобрести опыт осуществления тех или иных банковских операций. Аналогичную подготовку ведут многие организации, а также Банк России, который проводит научно- практические и обучающие семинары для банковских служащих.

Следовательно, при развитой институционально кадровой инфраструктуре банковского бизнеса, наблюдается ее функциональная неразвитость в силу отсутствия узких специалистов высокой квалификации и отсутствия институтов, призванных таких специалистов готовить.

Наиболее проблемным можно считать блок информационной инфраструктуры банковского бизнеса. С функциональных позиций информационная инфраструктура банковского бизнеса является, по сути, системой информации различного рода поступающей от различных специализированных и неспециализированных источников. Разграничивая потоки информации, необходимые коммерческому банку для осуществления его деятельности, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие информационные блоки по их назначению (табл. 2).

Как видим, банки нуждаются в различного рода информации. Банки получают информацию как собранную специально для текущих или стратегических целей, так и уже имеющуюся у различных организаций, которая может быть использована для ряда целей и задач банковского бизнеса.


Таблица 2

Составляющие информационной инфраструктуры банковского бизнеса


Направления информации

Содержание информации

Основные поставщики информации

Информация, обеспечивающая осуществление банковских операций, в том числе: пассивные операции кредитные операции операции на финансовом рынке

данные об уровне доходов и сбережений граждан, состояние спроса на депозитные услуги банков, данные о свободных денежных средствах юридических лиц, данные о межбанковских депозитах, направления денежно- кредитной политики, средневзвешенные ставки по привлеченным средствам данные о заемщике и его финансовом состоянии, кредитная история заемщика, данные о предпринимательской деятельности заемщика, данные о доходах (для физ.лиц), данные о стоимости обеспечения и бизнеса заемщика, данные котировок ценных бумаг, курсы валют, данные об эмитентах, цены на драгоценные металлы

статистические органы, маркетинговые агентства, Банк России, организаторы торгов МБК

кредитные бюро, налоговые органы, регистрационная палата, торгово-промышленные палаты, пенсионные фонды, другие кредитные организации, независимые оценщики, маркетинговые агентства

Банк России, рейтинговые и информационные агентства, организаторы валютных и фондовых торговых площадок

Информация, обеспечивающая финансовый менеджмент банка

макроэкономические показатели, резервные и иные требования Банка России, денежно-кредитная политика, отдельные показатели банковского рынка, данные аудита, финансовый и управленческий консалтинг

Банк России, информационные агентства, рейтинговые агентства, эксперты, консалтинговые фирмы, аудиторы, статистические органы

Информация, обеспечивающая кадровый менеджмент банка

количество и качество имеющегося и требующегося персонала

кадровые агентства, учебные заведения, консалтинговые агентства, статистические органы

Маркетинговая информация

состояние спроса на рынке, предложение на рынке, данные о конкурентах, макроэкономические и микроэкономические показатели

Банк России, статистические органы, маркетинговые агентства, консалтинговые агентства, информационные агентства, эксперты


Институционально информационная инфраструктура банковского бизнеса представлена различными информационными агентствами, консалтинговыми и маркетинговыми фирмами, средствами массовой информации и другими компаниями, по роду деятельности которых образуется информация, которая может быть востребована банками для целей собственного бизнеса. Проводя экспресс-анализ отечественной информационной инфраструктуры, становится очевидным, что специализированных компаний, работающих исключительно или преимущественно для банковского сектора, практически нет.

Основным поставщиком информации для коммерческих банков, в том числе статистической, экспертной и маркетинговой, является Банк России. О его особой роли в развитии банковской инфраструктуры будет говориться далее. Активно используют банки данные информационных агентств. Что касается специализированной информации предоставляемой консалтинговыми, аудиторскими и маркетинговыми агентствами, то ее банки используют очень незначительно.

Специфика российского информационного рынка такова, что консалтинговые фирмы занимаются не только консультированием, но и аудитом, и маркетинговыми исследованиями. Именно они призваны обеспечить удовлетворение потребностей коммерческих банков в информации, обеспечивающей текущую деятельность и стратегическое управление. Здесь необходимо отметить недостаточную развитость российского консалтинга, о чем свидетельствуют данные совокупной выручки консалтинговых фирм, которая составила в 2002 г. около 320 млн. долларов, что существенно ниже аналогичных показателей Германии (ок. 10 млрд. долл.), Великобритании (ок. 5 млрд. долл.) или Франции (ок. 1,5 млрд. долл.). При этом на долю услуг финансовому сектору приходится около 8% всей выручки консалтинговых фирм. Очевидно это связано с тем, что основными и наиболее прибыльными направлениями консалтинга являются те, которые более востребованы нефинансовым сектором экономики, а именно крупными частными компаниями (рис. 1).


Структура рынка консалтинговых услуг в 2002 г.

Рис. 1. Структура рынка консалтинговых услуг в 2002 г.




← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Региональные проблемы взаимодействия государства и банковской системы
Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков
О проблемах развития оценки коммерческих банков
Макроэкономические условия формирования и деятельности коммерческих банков в Российской Федерации
Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры и их оценка
Вернуться к списку публикаций