2012-01-09 16:58:23
ГлавнаяБанки и банковское дело — Банковская инфраструктура России на современном этапе



Банковская инфраструктура России на современном этапе


Оборудование, обслуживающее безналичный денежный оборот, представлено в основном устройствами, позволяющими передавать информацию в виде электронных документов и ограничивающими доступ к специальному программному обеспечению. К такому оборудованию в первую очередь относятся: сетевое оборудование (сети, маршрутизаторы, устройства преобразования данных из одного формата в другой (модемы)), почтовые сервера и т.п. Такое оборудование предназначено для оперативного совершения платежей в рамках используемых банком систем безналичных расчетов (МФО, централизованная система, клиринговая система, прямые корреспондентские отношения, валовые расчеты). Благодаря такому оборудованию коммерческий банк может принимать и отправлять платежи в режиме реального времени, что соответствует потребностям экономических субъектов и требованиям современного законодательства. Обычно такое оборудование поставляется как составная часть создаваемого в банке платежного комплекса. Установкой такого оборудования занимаются фирмы, производящие специальные программные продукты обслуживающие платежный оборот банка. В основном это фирмы являющиеся разработчиками автоматизированных банковских систем (АБС) о которых речь пойдет далее.

Автоматизированное место банковского работника (АРМ) должно быть оснащено соответствующим оборудованием и программным комплексом. Оборудование для АРМ банкиров по своим тактико-техническим характеристикам мало чем отличается от требуемых в других высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики. Для эффективной работы устройства АРМ банковского служащего должны отвечать требованиям современных информационных технологий. Вопросу формализации таких требований посвящено множество статей и учебной литературы. Наиболее часто выделяют следующие требования:

- минимизация трудовых и финансовых затрат на установку и текущую эксплуатацию;

- реализация интегрированной обработки информации за счет информационной, технической и программной совместимости различных устройств;

- обеспечение связи различных АРМ и иных устройств, объединенных в локальную вычислительную сеть через терминальные устройства;

- высокая эксплуатационная надежность;

- возможность защиты от несанкционированного доступа;

- гибкость, т.е. возможность беспроблемной замены одних устройств другими и дополнительного подключения новых устройств, а также исключения неиспользуемых устройств;

- интегрируемость, т.е. возможность внедрения в существующую систему автоматизации;

- быстродействие, измеряемое усредненным количеством операций, выполняемых машиной за единицу времени;

- номенклатура, емкость и быстродействие всех запоминающих устройств машины;

- аппаратная и программная совместимость с другими компьютерами;

- многофункциональность устройств.

Учитывая, что информационные технологии в настоящее время переживают бум своего развития, уровень обеспеченности коммерческих банков компьютерным оборудованием для обеспечения АРМ можно охарактеризовать как высокий. Предложение высокотехнологичных компьютеров на отечественном рынке зачастую превосходит спрос. Например, в г. Саратове 25 компаний активно рекламирующих услуги поставки компьютеров, столько же фирм работающих на рынке и не нуждающихся в активном рекламировании своей деятельности. Поставки оборудования занимают кратчайшие сроки (от нескольких часов до 1 недели в зависимости от сложности заказа). Оборудование поставляется в строгом соответствии с технологическими задачами, поставленными коммерческим банком. Практически все действующие на рынке компании осуществляют гарантийное и постпродажное обслуживание компьютеров. Отметим, что институционально инфраструктура банковского бизнеса представлена здесь неспециализированными агентствами.

Оборудование, обеспечивающее автоматизацию управления коммерческим банком, связано с АРМ и оборудованием, обеспечивающим хранение информации в электронном виде. Такое оборудование представлено различного рода серверами, предназначенными для хранения и работы с базами и банками данных, а также соответствующим программным комплексом. К такому оборудованию предъявляются в первую очередь требования повышенной эксплуатационной надежности и бесперебойности работы, а также быстродействия и оперативной обработки данных. Контур банковской аналитики, как основа автоматизированного управления коммерческим банком предполагает быструю обработку больших объемов данных, поступающих от различных АРМ и внешних банковских устройств. Характеризуя обеспеченность банков таким оборудованием, необходимо отметить, что в настоящее время в России достаточно много фирм, предлагающих такое оборудование как посредники. Однако специфика банковской деятельности требует полной легитимности поставок такого рода оборудования. Поэтому закупки могут осуществляться только у фирм, имеющих соответствующие лицензии и аккредитацию на дальнейшее обслуживание. В Саратовском регионе существует ряд организаций имеющих такое право. Таким образом, можно отметить достаточно высокий уровень функционального и институционального развития банковской инфраструктуры по данным видам технологического оборудования.

Особого внимания заслуживает оборудование, обеспечивающее связь коммерческого банка с «внешним миром», т.е. с удаленными структурными подразделениями, контрагентами и клиентами. Такое оборудование представлено устройствами передачи данных объединяющими локальную сеть банка и глобальные сети, а также локальные сети иных организаций; непосредственно сетями и устройствами, обеспечивающими представительство банка в информационном пространстве во взаимосвязи со специализированными программными продуктами. Здесь отметим, что развитие сетевых технологий в России также переживает бум, а потому и организаций, оказывающих услуги по прокладке и налаживанию сетевого взаимодействия между различными контрагентами, достаточно много. Однако организация сетевого взаимодействия является дорогостоящим процессом. Поэтому банки предъявляют жесткие условия к инженерному и техническому обеспечению собственных сетей. К сожалению, приходится констатировать факт, что несмотря на обширный круг фирм, предлагающих комплексные сетевые решения далеко, не все они могут предложить оптимальный вариант научно-обоснованного оборудования коммерческого банка по причине отсутствия либо опыта работы с банками, либо высококвалифицированных специалистов. Хотя с позиций производителей сетевого оборудования Саратовский регион имеет преимущество перед другими, так как местный завод технического стекла ОАО «Саратовстройстекло» производит оптоволокно, используемое в сетевых технологиях и считающееся на современном этапе наиболее прогрессивным средством для передачи данных.

Еще раз отметим, что технологическое обеспечение банковской деятельности невозможно без соответствующего программного обеспечения. АБС развиваются в соответствии с запросами коммерческих банков. В настоящее время можно констатировать одновременное существование на российском рынке 5 поколений АБС (от второго до шестого). Охарактеризуем их более подробно.

Потребности в обновлении автоматизированных информационных технологий в банке основаны на следующих требованиях:

1. Надежность хранения данных. Как наглядно показывает опыт России, это — критический показатель для банковского бизнеса. АБС должна гарантировать, что данные не теряются после неизбежных сбоев; что сохраняется их целостность, согласованность; что обеспечивается «откат» к предыдущему, проверенному варианту.

2. Конфиденциальность доступа. Система должна обеспечивать различные уровни и контроль доступа к данным для разных групп пользователей: например, поддерживать привилегии (или, наоборот, ограничения) при доступе к данным управляющего, администратора, операциониста; доступ должен быть защищен паролем, чтобы исключить кражу или непреднамеренную порчу данных.

3. Эффективность распределенной обработки. Система должна работать в сети без перегрузки; отказы сети не должны вызывать потерю или искажение данных.

4. Возможность работы в реальном времени с единой информационной базой, в единой информационной среде; принципиальная возможность работы не только в локальной, но и территориально-распределенной сети. Тем самым при наличии соответствующих линий связи поддерживается сетевое взаимодействие не только локальных, но и удаленных пользователей и, в частности, обеспечивается оперативная связь банка с филиалами.

5. Отсутствие принципиальных ограничений на производительность: на объемы хранимых данных, скорость их обработки и т. п.

6. Развитый инструментарий разработки приложений в архитектуре «клиент- сервер», позволяющий создавать системы, которые надежны и эффективны в работе, удобны для сопровождения и модификации.

Системы первого поколения работали на автономных персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть, под управлением операционной системы MS-DOS, на базе «персональных» систем управления базами данных (СУБД) Clipper, FoxPro, Clarion. Базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка. Структура автоматизированной банковской системы - автономные автоматизированные рабочие места, не связанные или слабо связанные по данным через обмен файлами, в том числе путем физического переноса на гибких дисках с компьютера на компьютер. Сейчас практически не встречаются.

Системы второго поколения, появившиеся в 1992 г., широко распространены в небольших банках. Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS, работающие в локальной сети Novell NetWare, на базе «персональных» систем управления базами данных Clipper, FoxPro, Clarion. Базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка. Структура автоматизированной банковской системы - автономные АРМ, связанные по данным через общие файлы, лежащие на сервере и не связанные по функциям. Такие известные сейчас фирмы, как ЛИМ, «Инверсия», «ПрограмБанк», «Диасофт», «Асофт» до сих пор получают доход от сопровождения систем второго поколения.

В последствии многие банки (в основном крупные) сделали ставку на «тяжелые технологии» - мощные центральные компьютеры, работающие в режиме «хост-терминал» или «клиент-сервер», и профессиональные системы управления базами данных. Однако в России подобные автоматизированные банковские системы до сих пор не слишком популярны: их техническая база (центральные компьютеры, лицензии на системное программное обеспечение и тому подобное) по сравнению с персональной техникой, дорогостояща и требует специальной подготовки персонала. В то же время в каждом банке, имеющем локальную сеть, может быть использована вполне устойчивая сетевая система управления базами данных, основанная на менеджере записей Btrieve, входивший в состав сетевой операционной системы Novell NetWare, на базе которого возник и работает целый ряд автоматизированных банковских систем третьего поколения.

Автоматизированные банковские системы четвертого поколения разработаны в двухуровневой архитектуре «клиент-сервер». Структура системы - автономные АРМ, связанные через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связанные по функциям через общее ядро.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Супермаркеты кредита
Организация процессов слияний или поглощений в странах с развитым рынком
Основные методы оценки финансового состояния объекта и механизмы слияния и поглощения
Методы оценки финансового состояния коммерческих банков
Банковская инфраструктура России на современном этапе
Вернуться к списку публикаций