2012-01-09 16:58:23
ГлавнаяБанки и банковское дело — Банковская инфраструктура России на современном этапе



Банковская инфраструктура России на современном этапе


Банковская инфраструктура обеспечивает функционирование банковского сектора России. Очевидно, что развитие банковского бизнеса зависит не только от макроэкономических факторов и политики в области стимулирования банковской системы, но и от степени развития банковской инфраструктуры. Это следует из того, что инфраструктура позволяет банкам оперативнее получать доступ к финансовым ресурсам, информировать потребителей о производимых продуктах, повысить безопасность банковского бизнеса, сократить издержки производства и реализации банковских услуг и т.д. Например, осуществление безналичных расчетов невозможно без развитой инфраструктуры передачи данных, т.е. системы, обеспечивающей обмен электронными документами между всеми участниками расчетов. Иллюстрируя зависимость банковского сообщества от уровня развития банковской инфраструктуры, приведем пример становления дистанционного банковского обслуживания и в частности - Интернет-банкинга.

Так, десять лет назад никто не мог представить, что управлять счетом можно будет из любой точки мира и в режиме реального времени. Это было связано не столько с отсутствием технической возможности у коммерческих банков, сколько с отсутствием минимально необходимого количества банковских клиентов, активно пользующихся в равной степени расчетным счетом и Интернет. Как только Интернет стал доступен большинству экономических субъектов и затраты на его обслуживание существенно снизились, появилось большое количество организаций, предоставляющих доступ к локальным и глобальным сетям, производящих установку и обслуживание необходимых для этого устройств, соблюдая при этом необходимый для успешной работы на рынке уровень рентабельности. Бурному становлению Интернет в России способствовали и вливания иностранного капитала в виде различных грантов. В конечном итоге это привело к тому, что в России появилась развитая система информационного обмена. Именно становление такой системы привело к использованию Интернет как канала сбыта для банковских услуг, и если в 1995 г. о системе удаленного доступа к расчетному счету банковские клиенты могли только мечтать, то сегодня практически каждый из них имеет такую возможность, потому что Интернет есть даже в удаленных сельских районах России.

В тоже время следует отметить, что развитие банковской инфраструктуры важно для банковского сектора, как по отдельным направлениям, так и в комплексе. Поэтому, давая характеристику банковской инфраструктуре, необходимо оценить ее как по отдельным структурным элементам (блокам), так и в целом в их взаимосвязи. Здесь важно заметить, что статистический материал, касающийся банковской инфраструктуры, является весьма скудным. Большая часть приведенных ниже данных не может быть интерпретирована как полная картина состояния банковской инфраструктуры России. Тем не менее, она вполне позволяет судить об уровне развития банковской инфраструктуры на современном этапе развития российской банковской системы.

Прежде чем перейти к характеристике банковской инфраструктуры, отметим, что она имеет функциональный и институциональный аспекты. С институциональных позиций ее составляют специализированные предприятия и организации (фирмы), которые ориентированы исключительно на обслуживание коммерческих банков, а также неспециализированные фирмы, которые ориентированы на иные сегменты рынка, но в число потребителей их товаров и услуг входят и коммерческие банки. С функциональных позиций инфраструктура банковского бизнеса может быть охарактеризована в соответствии с выделенными функциональными элементами, т.е. инфраструктура обеспечения производственной банковской деятельности, инфраструктура продвижения банковских продуктов и услуг, инфраструктура безопасности банковской деятельности и научно-методическая инфраструктура. Давая характеристику банковской инфраструктуры России, будем одновременно рассматривать функциональную и институциональную стороны ее развития.

Основными элементами банковской инфраструктуры по праву являются те, которые обеспечивают производственную деятельность коммерческих банков. Как обмечалось в первой главе, инфраструктура обеспечения производственной деятельности банков состоит из четырех основных блоков: производственно-технологического, кадрового, информационного, посреднического.

Специфика деятельности банков как финансовых посредников, а также связь банковских услуг с движением денежных и информационных потоков создает специфические требования к банковскому оборудованию. Коммерческие банки нуждаются в поставках современного надежного оборудования, отвечающего всем технологическим требованиям банковского дела, в том числе оперативности и безопасности. На наш взгляд, производственное оборудование коммерческого банка можно разграничить в зависимости от его функционального назначения. В этом случае можно выделить следующие категории производственного банковского оборудования:

1. Обеспечивающее производственно-техническое оснащение коммерческого банка:

- офисная мебель;

- оргтехника (за исключением персональных и иных компьютеров) и средства связи (за исключением локальных и глобальных сетей);

- транспорт;

- канцелярские принадлежности.

2. Обеспечивающее технологическое оснащение коммерческого банка:

- обеспечивающее кассовую работу банков;

- обслуживающее безналичный денежный оборот;

- автоматизирующее рабочее место банковского персонала;

- автоматизирующее управление банком;

- обеспечивающее взаимосвязь банка с его филиалами и структурными подразделениями, а также с внешними контрагентами и клиентами;

- обеспечивающее хранение информации.

Производственно-техническое оборудование коммерческого банка, в общем, не отличается от оснащения любого предприятия сферы финансовых услуг. Функциональные требования аналогичны требованиям любой мобильно развивающейся и высокотехнологичной компании. Таким образом, инфраструктура банковского бизнеса здесь представлена предприятиями, производящими офисную мебель и оргтехнику, канцелярские товары, служебные автомобили, средства связи и т.п. продукцию в части, удовлетворяющей спрос коммерческих банков. Иначе говоря, институционально банковская инфраструктура представлена неспециализированными фирмами, а функционально - предметами труда, отвечающими требованиям оперативной работы с большим объемом разнонаправленных данных.

Технологическое оснащение коммерческого банка, наоборот, является весьма специфичным, и это связано со спецификой банковской деятельности. Кроме того, технологическое оборудование не возможно без специфического программного обеспечения.

Оборудование, обеспечивающее кассовую работу коммерческого банка, должно отвечать критериям, установленным и/или одобренным Банком России. В первую очередь к данной категории оборудования предъявляются требования повышенной надежности и безопасности. Кассовые узлы, пункты обмена валюты, а также банкоматы должны быть защищены от возможного взлома и прямого нападения. В связи с этим у коммерческих банков появляется спрос на продукцию фирм, изготавливающих бронированные объекты. Однако банковские требования зачастую отличаются от общепринятых стандартов безопасности, в связи с этим некоторые фирмы специализируются исключительно на производстве банковского оборудования. Особое место в ряду такого банковского оборудования занимают банкоматы. Эти устройства с одной стороны отвечают критериям повышенной надежности и «вандалоустойчивости», а с другой стороны являются высокотехнологичными. Отметим, что функционально банковская инфраструктура в данной ее части представляется весьма развитой - банки оснащены по последнему слову техники, институционально же наблюдается некоторая диспропорция развития данного направления банковской инфраструктуры. Предприятий, производящих банковское оборудование в России достаточно много, однако в большинстве случаев они занимаются изготовлением бронированных объектов. В Саратовском регионе можно выделить завод, ориентированный на обслуживание коммерческих банков «Тайзер — Саратовский завод металлоизделий (СЗМИ)», который производит готовые короба контрольно-пропускных пунктов, пунктов обмена валюты, сейфы и т.п. оборудование. Что касается технологических объектов (кассовые аппараты, машины для счета денег, упаковщики банкнот, детекторы валют, банкоматы, POS-терминалы и т.п. устройства), то на российском рынке действуют в основном посредники, поставляющие импортное оборудование. Это приводит к тому, что данная категория банковского оборудования становится затратной для банка и существенно увеличивает его производственные затраты. Здесь же необходимо отметить, что и территориально данный блок инфраструктуры не достаточно развит. Основная масса такого рода посредников находится в московском регионе, в провинции существуют лишь дилеры или официальные представители, занимающиеся поставкой оборудования исключительно под заказ.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Опыт становления и развития института банковского дела в промышленно-развитых странах
Место банковской системы в рыночной экономике и ее государственное регулирования
Банковская инфраструктура России на современном этапе
Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования
Становление инвестиционно-кредитной деятельности коммерческих банков
Вернуться к списку публикаций