2012-01-09 16:24:22
ГлавнаяБанки и банковское дело — Мониторинг банковской инфраструктуры



Мониторинг банковской инфраструктуры


По нашему мнению, необходимо проведение опросов руководителей коммерческих банков с целью выявления потребностей в банковской инфраструктуре и степенью удовлетворенности существующим положением на рынке, а также опросы руководителей предприятий и организаций, составляющих банковскую инфраструктуру, с целью выявления их возможностей по удовлетворению потребностей банков, а также возможных проблем деятельности и взаимоотношений с банками. Статистические данные позволяют количественно определить объемы взаимодействия банковского сектора и банковской инфраструктуры. Динамические исследования позволят выявить основные тенденции развития банковской инфраструктуры и изменений потребностей в ней.

Основой для осуществления мониторинга является система первичных и вторичных данных, которая подвергается аналитической обработке и затем помещается на общедоступный сервер, где в режиме реального времени возможно получение информации, удовлетворяющей заданным параметрам обращения к серверу. Организация первичных данных мониторинга, которые должны аккумулироваться на сервере Банка России представлена на схеме 3.

Основным источником информации о банковской инфраструктуре и ее эффективности служат опоросы, которые в зависимости от задач могут проводится регулярно раз в квартал или однократно по необходимости. Данные опросов предприятий инфраструктуры и коммерческих банков поступают в Территориальное учреждение банка России и проходят там первичную обработку. Соответствующее подразделение ГУ Банка России по электронной почте отправляет данные опросов и заполняет определенную форму, в которой отражается количество опрошенных, основные результаты опроса (по сумме ответов и их удельному весу), а также данные собственных наблюдений за состоянием банковской инфраструктуры, которые в дальнейшем послужат основной для определения достоверности и достаточности опросных данных.


Организация сбора первичных данных мониторинга банковской инфраструктуры

Рис. 3. Организация сбора первичных данных мониторинга банковской инфраструктуры


Опросы осуществляются с помощью листов оценки, заполняемых соответствующими подразделениями коммерческого банка. Ответы на вопросы, заданные в данных листах, заносятся в файл, содержащий кодировку ответов, и с помощью электронной почты (модема) или на магнитных носителях направляются банком в территориальное учреждение ЦБ РФ.

Далее территориальное учреждение ЦБ РФ формирует на основе поступающей информации общий файл, передаваемый в центральное учреждение, где проводится компьютерная обработка первичного массива данных. На основе последних разрабатываются таблицы со сводными данными, которые рассылаются участникам мониторинга.

Обобщенные данные опросов поступают в Департамент исследований и информации Банка России, где проходят окончательную обработку, заключающуюся в определении результатов опроса. Далее автоматически отсортированные данные помещаются в базу данных опроса, откуда они могут быть получены через информационный сервер.

Инструментарий опросов включает листы оценки деятельности банков в области сбережений, валютных операций, операций с ценными бумагами, карту объективных данных банка, а также соответствующий набор листов оценки главными территориальными управлениями Банка России положения на региональных финансовых рынках.

Для того, чтобы респонденты могли, возможно, более точно и полно ответить на вопрос и для того, чтобы сохранить при этом возможность компьютерной обработки, каждый ответ представлен в виде схемы, содержащей, с одной стороны, перечень признаков ответа, а с другой стороны - перечень значений признаков ответа.

Однако данные опроса не являются достаточными для характеристики банковской инфраструктуры и определения потребностей коммерческих банков в ее продуктах и услугах. Поэтому важное значение имеют данные статистики и экспертные данные. Данные экспертов Банка России поступают от территориальных учреждений одновременно с опросными листами, а данные независимых экспертов поступают на сервер либо по инициативе самих экспертов либо по заказу Департамента исследований и информации Банка России. Характер таких данных - разовая оценка ситуации на банковском рынке. Экспертные данные используются для разработки дальнейших мероприятий мониторинга и являются внутренней информацией, предназначенной для использования подразделениями Банка России. Они также помещаются в базу данных на сервере, но доступ к ним ограничен логически. Статистические данные позволяют проводить исследования институциональной развитости банковской инфраструктуры по регионам и по России в целом. Данные о финансовых результатах деятельности предприятий банковской инфраструктуры и данные затрат коммерческих банков на пользование их услугами и продуктами позволяют судить об их эффективности и строить прогнозы развития банковской инфраструктуры.

Особое место занимает информация, которая поступает на сервер в режиме реального времени. Это информация о банковской инфраструктуре, полученная «из первых уст», то есть непосредственно от предприятий и организаций, обслуживающих банковский сектор. Такую информацию, на наш взгляд, целесообразно разделить на два направления: финансовая информация и рекламная информация. Финансовая информация призвана охарактеризовать само предприятие (организацию), а рекламная информация характеризует комплекс продуктов и услуг, предоставляемых данными предприятиями для нужд коммерческих банков. Данный тип информации поступает непосредственно на сервер и может изменяться самими предприятиями в режиме реального времени, аналогично в онлайновом режиме коммерческие банки получают информацию о данных предприятиях и осуществляют доступ к их серверам и их информационным и иным ресурсам.

Конечными пользователями информации являются коммерческие банки. Однако пользователи информации могут входить в базы данных только по тем позициям, которые оговорены в договоре. На экран может быть выведена информация различных баз данных одновременно, по аналогу справочно-информационной службы. Например, данные о наличии в регионе предприятий сервисного обслуживания оргтехники или программного банковского обеспечения, данные об ассортименте информационных данных консалтинговых и аналитических служб, в том числе кредитных бюро. Дальнейшие отношения между участниками, получающими и предоставляющими информацию, строятся в рамках индивидуальных договоров или в рамках генеральных соглашений, подписанных на региональном уровне под патронажем ГУ Банка России. Примером может служить опыт ГУ Банка России по Саратовской области. Здесь в рамках генерального соглашения коммерческие банки обмениваются информацией о недобросовестных заемщиках, а информационный сервер «Банки Саратова» позволяет всем предприятиям, заинтересованным в коммерческих банках как в клиентах размещать данные о своей деятельности. Кроме того, специалисты территориального учреждения проводят неофициальный мониторинг банковской инфраструктуры, результаты которого обсуждаются на заседаниях банковского клуба, объединяющего саратовских банкиров. В рамках таких заседаний возможно проведение семинаров рекламной направленности, на которых различные предприятия банковской инфраструктуры по объявленной тематике семинара представляют собственные продукты и услуги непосредственно тем сотрудникам банков, которые в них заинтересованы, а решения о сотрудничестве принимаются по итогам данных семинаров руководителями банков. Присутствие сотрудников Банка России позволяет с одной стороны оградить банки от некачественного обслуживания (на такие семинары приглашаются только «солидные» организации), а с другой стороны - Банку России отследить реальные интересы со стороны банков к банковской инфраструктуре и степень адекватности предлагаемых продуктов и услуг нуждам банков. В ходе таких семинаров проводятся и опросы, служащие базой мониторинга банковской инфраструктуры.

Таким образом, мониторинг является необходимым инструментом оценки и регулирования банковской инфраструктуры. В первую очередь, благодаря мониторингу имеется возможность соотнести предложение и спрос на продукты и услуги банковской инфраструктуры, а, следовательно, определить ее адекватность. Финансовые и статистические данные позволяют судить об эффективности работы банковской инфраструктуры. Результаты мониторинга, представленные на информационном сервере, значительно облегчают коммерческим банкам доступ к ресурсам банковской инфраструктуры и таким образом сокращаются издержки обслуживания банков и сокращения операционных затрат банков. Иначе говоря, мониторинг служит предпосылкой для повышения эффективности банковской инфраструктуры и банковской системы в целом, а также для оптимизации взаимоотношений различных экономических субъектов.


Котов Алексей Вячеславович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков
Сущность банковской инфраструктуры и ее роль в обеспечении жизнедеятельности коммерческих банков
Опыт становления и развития института банковского дела в промышленно-развитых странах
Функциональная структура банковской системы и ее государственное регулирование
О банковской системе РФ в переходный период
Вернуться к списку публикаций