2012-01-09 14:45:14
ГлавнаяБанки и банковское дело — Совершенствование механизма взаимодействия структурных элементов банковской инфраструктуры



Совершенствование механизма взаимодействия структурных элементов банковской инфраструктуры


Как определено в первой главе исследования, в составе банковской инфраструктуры имеется четыре основных элемента: производственно-технологическая инфраструктура, инфраструктура продвижения банковских продуктов, инфраструктура обеспечения безопасности банковской деятельности, инфраструктура законодательного и научно-методического обеспечения банковской деятельности. Неоднократно в данной работе отмечалось, что институционально банковская инфраструктура представлена многообразием предприятий и организаций различных форм собственности, рода деятельности, масштабов бизнеса и т.п. Тем не менее, как единое целое, т.е. как сфера обеспечения банковской деятельности они взаимосвязаны, и эта взаимосвязь базируется на удовлетворении потребностей коммерческих банков. Следовательно, для эффективной работы банковской инфраструктуры в целом необходимо слаженное функционирование всех ее элементов и субъектов. Задача оптимизации в данном случае сводится к минимизации издержек доступа коммерческих банков к продуктам банковской инфраструктуры. Один из параметров такой оптимизации был рассмотрен ранее и выражался в оптимальном количестве институтов банковской инфраструктуры. Однако функционирование на рынке необходимого количества таких институтов еще не гарантирует эффективности работы банковской инфраструктуры. Между всеми институтами банковской инфраструктуры, по нашему мнению, должны быть закреплены определенные права и обязанности, обеспечивающие их оптимальное взаимодействие и максимальное удовлетворение потребностей банковского сектора.

Итак, банковский сектор со своими потребностями окружен рядом предприятий банковской инфраструктуры и взаимодействие между ними схематично можно представить в виде окружности, в центре которой находится банковский сектор, представленный коммерческими банками, который окружен вписанными окружностями предприятий банковской инфраструктуры в соответствии с основными элементами банковской инфраструктуры (сгруппированные по назначению продуктов банковской инфраструктуры) (рис. 1).


Схема взаимодействия банковского сектора и предприятий банковской инфраструктуры

Рис. 1. Схема взаимодействия банковского сектора и предприятий банковской инфраструктуры


Такое представление позволяет отразить условную равноудаленность всех предприятий банковской инфраструктуры от банковского сектора в целом и отдельных предприятий от конкретного коммерческого банка. Взаимодействие между ними происходит по схеме: коммерческий банк —> потребность банка —> спрос на продукт банковской инфраструктуры —> поиск партнеров —> предприятие банковской инфраструктуры —> предложение продукта —> соглашение о покупке (согласование цены, качества, объема) —> приобретение продукта банком —> удовлетворение потребности, либо по обратной схеме: предприятие банковской инфраструктуры —> предложение продукта —> осознание банком потребности в нем —> соглашение о покупке (согласование цены, качества, объема) —> приобретение продукта банком —> удовлетворение потребности. Таким образом, связь имеет двусторонний характер, в основе ее лежит потребность коммерческого банка, которая либо возникает объективно, либо происходит ее опознавание после предложения того или иного продукта банковской инфраструктуры. Исходя из представленной схемы, взаимодействия между самими предприятиями не происходит, они действуют как бы изолированно друг от друга. Фактически именно так строятся взаимоотношения внутри банковской инфраструктуры в России в настоящее время. В такой системе нет места мониторингу и сложно осуществлять управление банковской инфраструктурой. Кроме того, у некоторых предприятий банковской инфраструктуры функции не ограничиваются только обеспечением производственной деятельности банка или продвижением банковских продуктов, они зачастую пересекаются внутри отдельных функциональных блоков банковской инфраструктуры. Поэтому вопрос оптимизации взаимодействия между ними стоит очень остро.

Если представленная выше схема отражает минимизацию транспортных издержек коммерческих банков по доступу к продуктам предприятий банковской инфраструктуры, то оптимизация внутренних издержек остается за ее пределами. Для построения такой модели взаимодействия предприятий банковской инфраструктуры, которая бы учитывала и те, и другие издержки, необходимо приблизительно представить институциональный состав всей инфраструктуры.

Взаимодействие между различными предприятиями банковской инфраструктуры с учетом функций мониторинга и местом Банка России может быть представлено схематично (рис. 2.). Представленная ниже схема учитывает информационные потоки, формируемые различными субъектами банковской системы, делегирование полномочий Банка России по мониторингу банковской инфраструктуры и удовлетворению потребностей коммерческих банков.


Схема взаимодействия предприятий банковской инфраструктуры, Банка России и банковского сектора

Рис. 2. Схема взаимодействия предприятий банковской инфраструктуры, Банка России и банковского сектора


Как видим, основной задачей Банка России в обеспечении взаимодействия банковской инфраструктуры и банковского сектора является создание единой базы данных банковской инфраструктуры. Такая база данных пополняется с определенной периодичностью. На наш взгляд, обновление базы данных Банком России должно осуществляться поквартально. Это соответствует периодичности проведения мониторинга предприятий и исследования спроса на банковские услуги, а также основным исследованиям, проводимым Банком России.

В то же время, хотя на схеме не отражено, что все предприятия банковской инфраструктуры получают доступ к итоговой базе данных и могут пополнять ее сведениями о себе, о своих продуктах и услугах в режиме реального времени. Для этого предприятие обязано зарегистрироваться на сайте, размещающем доступ к этой базе данных, заполнить соответствующую форму и получить от Банка России или его модератора пароль доступа. После заполнения соответствующих форм, в которых должны быть указаны основные сведения о предприятии, в том числе его организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса, номера лицензий и свидетельств о государственной регистрации, основные направления деятельности, перечень продуктов и услуг, представляющих интерес для коммерческих банков. Обязательным условием заполнения такой формы является отнесение предприятия к соответствующему разделу базы данных по функциональному признаку (к какому элементу или блоку банковской инфраструктуры оно относится).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия
Супермаркеты кредита
Условия, факторы и тенденции слияния и поглощении банков в России
Правовое регулирование как основа и результат банковского регулирования
Эффективность интеграции банков после слияния или поглощения
Вернуться к списку публикаций