2011-12-27 17:31:49
ГлавнаяБанки и банковское дело — Государственные и корпоративные мероприятия по реформированию банковской системы России



Государственные и корпоративные мероприятия по реформированию банковской системы России


В недрах банковской системы России зреют и другие тенденции. Например, тенденция к укрупнению банков, путем слияния и объединения банков, к созданию многобанковских холдингов, которые позволяют резко снижать банковские риски каждого из его участников. Не менее важное направление мероприятий государственного уровня - это изменение характера связи банков с реальным сектором. Оно является важнейшим условием не только оздоровления реальной экономики, но и укрепления самой банковской системы.

До кризиса российские банки больше работали на финансовых рынках. За четыре года после 1998 г. изменились приоритеты банкиров. Они повернулись лицом к реальным секторам экономики, наметилась тенденция к росту кредитования промышленности. Оборотный капитал промышленности увеличился в 2001 г. во многом за счет кредитов и займов, доля которых за год повышалась с 22,6% до 26%. Кредитование обеспечило более чем двукратный рост доходов банков. Благодаря опережающим темпам роста кредитования экономики по сравнению с расширением промышленности прирост кредитов нефинансовому сектору в реальном выражении составил в 2001 г. 43%. В 2000 г. он едва достигал 25%. В результате доля кредитов в активах банков превысила 42%. Это значительно ниже, чем в европейских странах, в которых данный показатель достигает 60% и выше.

Хотя банковская система восстановилась после кризиса, ее суммарные активы возросли на 12% по сравнению с докризисным периодом, структурные проблемы остаются. Примерно 43% всех кредитов в банковской системе представляют экспорто-ориентированным отраслям топливно-энергетического комплекса. Если к этому добавить крупные системообразующие предприятия нефтехимии и металлургии, то эта доля достигает больше 60%. Очень мало остается на долю всей остальной экономики, малого бизнеса, отраслей ориентированных на внутренний рынок.

Российская банковская система не выполняет своих фундаментальных обязанностей по финансовому посредничеству, лишая физических лиц и малый бизнес доступа к сколько-нибудь существенным по объему кредитам и не используя сбережения населения. Этот недостаток особенно заметен, если сравнить финансовые активы физических лиц в 1999 г. таких стран, как Россия, Чехия, Польша, Венгрия. В нашей стране наличные деньги в 2002 г. составили около 78% всех финансовых активов, вклады в банках - примерно 20% и средства в управлении (включая пенсионные фонды) лишь 2%. В Венгрии эти показатели были в 1999 г. соответственно 10%, 56% и 34%. В Чехии они достигали соответственно 8%, 72% и 20%. И, наконец, в Польше наличные составили в 1998 г. 18%, вклады в банках - 57% и средства в управлении - 25%.

Можно бесконечно перечислять недостатки, характерные банковской системе. Важно отметить, что последняя сложилась естественным образом за последние 12 лет в нелегкое время перехода от централизованной плановой экономике к рыночной и отражает все успехи и все провалы российской экономики. Банковская система страдает от многочисленных и серьезных проблем, присущих ей и экономике в целом. Обобщенно их можно представить как фрагментарность рынка банковских услуг и слабая капитализация банков, отсутствие у российских банков стратегических, управленческих и технических навыков, неэффективная система государственного регулирования и саморегулирования, преобладание спекулятивной деятельности и не выполнение своих фундаментальных обязанностей и сервисных функций и т.д.

Кредитная активность банков зависит от многих обстоятельств. Но решающую роль в этом играет накопление капитала и повышение капитализации банковской системы. Осуществление этих процессов в России наталкивается на крайне высокую монополизацию российской экономики. Монополии функционируют в энергетическом комплексе, на транспорте, в банковском секторе. К ним можно добавить возникновение финансово-олигархических структур, вертикально-интегрированных холдингов. В таких условиях преобладающая часть банков не может реализовать себя.

За годы рыночных преобразований сформировалась довольно деформированная структура экономики. Основной доход стали получать экспортеры сырья, промышленных полуфабрикатов и энергии, используя низкие внутренние и высокие мировые цены. Они являются и основными налогоплательщиками. Государство через бюджет направляет финансовые потоки во всю остальную экономику. Доходы конечных получателей оседают или проходят через банковскую систему, главным действующим лицом которой является монополист Сбербанк. Основными получателями кредитов Сбербанка являются государство или же монополисты. Проценты за кредит близки к нулю, доходность по государственным ценным бумагам примерно такая же или даже отрицательная. В этой ситуации часть налогов по сути возвращается монополиям. В проигрыше остается население, которое не имеет доступа к дешевому кредиту и дивидендам.

Доступ к кредитным ресурсам ограничено в силу монополизации и низкой монетизации российской экономики, а также отрицательных процентов по депозитам. При сохранении монополий и уровне монетизации экономики в 18-20% ВВП в долгосрочной перспективе невозможно обеспечить устойчивые и высокие темпы экономического роста.

В настоящее время активы и капиталы преобладающей части российских банков, за исключением Сбербанка и Внешторгбанка, слишком малы. Это не позволяет им предоставлять сколько-нибудь значительные кредиты предприятиям. Не пользуются доверием у них и малые предприятия. При низком уровне монетизации экономики и капитализации банковской системы долгосрочные кредиты невозможны. В таких условиях неизбежно доминируют краткосрочные и небольшие кредиты. Все это сдерживает как развитие экономики в целом, так и банковской системы.

Лишь накопление капитала и капитализация банковской системы создают благоприятные условия для кредитной активизации банков. Но решение этой задачи зависит как от государства, так и от предприятий и самих банков. При этом государству принадлежит доминирующая роль.

Сегодня совокупные активы российских банков не превышает 37% ВВП. Капитал наших банков составляет примерно 20 млрд. долл. или менее 6% ВВП. Это примерно в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах и в 3-4 раза меньше, чем Восточной Европе. В результате такой нехватки капитала банки не располагают достаточными возможностями кредитовать нефинансовый сектор экономики. Поэтому неудивительно то, что банковские кредиты предприятиям реального сектора экономики составляют лишь 3% объема инвестиций в основной капитал. Доля кредитов с длительностью свыше 1 года сейчас составляет примерно 10%. В странах с рыночной экономикой этот показатель достигает 60- 80%.

Банковская система сама по себе не создает долгосрочные инвестиционные ресурсы, не трансформируя краткосрочные пассивы в долгосрочные активы. Подсчитано, что при трансформации превышающей 20% у банков резко возрастает как риск ликвидности, так и риск на одного заемщика, то есть то, что жестко контролирует ЦБ РФ. Уже сегодня более 30% банковских активов (кредиты производственному сектору) представляют собой недиверсифицированные крупные кредитные риски.

Основными проблемами российской банковской системы является получение дополнительных источников роста капитализации банков и дефицит долгосрочных пассивов. В решении этих проблем важную роль может сыграть государство в лице ЦБ РФ и его других экономических ведомств. При активном содействии государства можно существенно расширить источники долгосрочных финансовых ресурсов для отечественных банков. Такими источниками являются кредиты международных финансовых организаций, средства стратегических иностранных инвесторов, синдицированные кредиты банков, средства населения, аккумулированные на банковских депозитных счетах, участие на фондовом рынке.

Государство может оказывать влияние на развитие банковской отрасли, используя два подхода. Один из них заключается в косвенных действиях, которые предусматривают обеспечение равных условий конкуренции, совершенствование нормативных требований к финансовой отчетности и введение страхования вкладов населения. Второй подход предполагает более активное вовлечение государства в формирование отечественного банковского сектора и привлечение на рынок ведущих иностранных инвесторов. Такой путь был выбран Польшей, Чехией. Применительно к России первый подход мене эффективен для обеспечения структурных изменений и создания действенного банковского сектора. В условиях фрагментарной экономики, ее структурной и институциональной несбалансированности даже крупные банки не в состоянии без помощи государства привлечь средство.

При ограниченных ресурсах российских банков дефицит в долгосрочных средствах можно сократить и соответственно увеличить капитализацию банков с помощью привлечения иностранного капитала. Для этого нужны совместные усилия государства и банков. В настоящее время иностранные кредиты составляют не очень большой объем и последние три года их динамика остается неизменной. По данным Базельского банка международных расчетов, кредиты, полученные российскими предприятиями, в 1994 г. составили около 2,5 млрд. долларов. Наибольшего объема они достигли к концу 1997 г. В 1994-2001 годы величина иностранных кредитов оставалась на уровне 15 млрд. долларов ежегодно. Помимо работы иностранцев с российскими заемщиками напрямую, в России работают 23 банка со стопроцентным иностранным капиталом и 12 банков с долей иностранцев свыше 50%. На них приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов российской банковской системы.

Но если сравнить эти показатели с другими странами, такими, как Китай, Польша, Чехия и другие, то однозначно можно отметить, что в нашей стране иностранные кредиты в реальный сектор экономики являются незначительными. Без государства улучшить эту ситуацию невозможно. Нужна научно обоснованная программа государства по привлечению и использованию иностранного капитала в экономике в целом и банковском секторе, в частности.

Не игнорируя роли иностранного капитала в повышении уровня капитализации банковской отрасли России, тем не менее, следует подчеркнуть, что решение этой проблемы должно преимущественно основываться на использовании собственных источников. На увеличение этих источников существенное влияние могут оказать такие мероприятия государства, как повышение уровня монетизации российской экономики и более широкое использование эмиссионных адресных инвестиционных кредитов, государственные гарантии кредиторов коммерческих банков в приоритетные отрасли и сферы экономики, компенсации процентных ставок коммерческих кредитов, развитие конкурентной среды в банковском секторе, полноценное развитие рынка рефинансирования и синдицированного кредитования, сокращение нормативов отчислений в фонд резервирования и введение процентных ставок на резервируемые средства, гарантирование частных вкладов, поддержка региональными властями развития банков и т.д.

В повышении уровня капитализации банковской системы многое могут сделать сами банки. Для этого необходимо кардинально улучшить стратегические, управленческие и технические навыки, активнее заимствовать средства на рынке ценных бумаг и участвовать в синдицированном кредитовании, расширять круг банковских продуктов и повышать качество сервисного обслуживания.

В условиях низкой капитализации и высоких рисков, связанных с кредитованием реального сектора экономики, важную роль призван сыграть синдицированный кредит. Он позволяет увеличивать выделяемую сумму и диверсифицировать сопутствующие риски. Широкое распространение синдицированного кредитования в российской действительности будет способствовать многократному увеличению возможностей по кредитованию платежеспособной клиентуры. Оно будет оказывать влияние на развитие и оздоровление ситуации в банковском секторе в регионах.

До кризиса российские банки активно участвовали в синдицированном кредитовании, но выступали при этом в роли заемщиков. После кризиса иностранцы стали кредитовать российские предприятия напрямую, вступая, таким образом, в конкуренцию с отечественными банками. Это не могло не оказать влияние на динамику синдицированного кредитования. Дополнительным фактором, сдерживающим его развитие, является несовершенство российского законодательства.

Чтобы повысился интерес банков к синдицированному кредитованию, ЦБ должен законодательно утвердить, что в определенных случаях уступка права требования по кредиту не влечет за собой ухудшения качества этого кредита. Только в этом случае возникает вторичный рынок кредитов. Синдицированный кредит сложился «по факту» перепродажи части кредита тем банкам, который осуществил его первичную выдачу. Это придает рынку необходимую ликвидность.

Сегодня российские банки не заинтересованы в развитии технологий совместного кредитования, ибо если банк продает кредит, то его сумма по законодательству попадает в четвертую группу риска, что влечет за собой необходимость стопроцентного резервирования.

Но дело не только в несовершенстве законодательства. Российские банки не развивают технологии синдицированного кредитования из-за отсутствия у них единого методологического подхода к организации и оценке совместного финансирования проектов.

Важным источником ресурсов для банковского сектора являются его операции с ценными бумагами. Тем более что тенденция к расширению этой деятельности банков носит общемировой характер. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой коммерческие банки активно используют инструменты фондового рынка. В США доля ценных бумаг в банковских пассивах за последние 20 лет возросла с 24 до 40%, во Франции - соответственно с 45 до 70%. В России она достигает 20% и последние 6 лет остается неизменной. Сегодня суммарная рыночная капитализация американских банков достигает 850 млрд. долл., английских - 330 млрд. долл., японских - 300 млрд. долл. Капитализация российской банковской системы достигает лишь 20 млрд. долл.

До сих пор возможности фондового рынка для непосредственного привлечения капитала путем размещения собственных ценных бумаг использовались коммерческими банками довольно ограничено. С развитием рынка корпоративных акций эти возможности существенно расширяются и задача состоит в том, чтобы их полнее использовать.


Наумов Игорь Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Основные методы оценки финансового состояния объекта и механизмы слияния и поглощения
Обязательные резервы коммерческих банков - объективная необходимость или субъективный подход
Осуществление структурных преобразований в банковской системе
О необходимости создания системы страхования депозитов в России
Структура банка
Вернуться к списку публикаций