2011-12-27 17:31:49
ГлавнаяБанки и банковское дело — Государственные и корпоративные мероприятия по реформированию банковской системы России



Государственные и корпоративные мероприятия по реформированию банковской системы России


Реформирование банковской системы - это сложный и противоречивый процесс. Он связан как с развитием экономики в целом, так и с закономерностями развития банковской системы в переходный период.

Сегодня банковская система вступила в период формирования ее нового качества. Резкое сокращение количества банков, наблюдающееся в последнее время, требует повышения эффективности работы не только каждого из сохранившихся банков, но и всей банковской системы. Причем вопрос, какое количество является оптимальным 500, 1000, 1500 в настоящее время утратил свою актуальность. В конечном итоге их останется ровно столько, сколько сможет выжить, найти свою нишу, свою специализацию, обеспечить капитализацию и соответствовать требованиям надзора Банка России.

Дальнейшее развитие банковской системы связано с действием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся экономический рост производства и нормализация денежного обращения.

Начальный этап реформирования банковской системы России неоправданно затянулся и накопившиеся проблемы можно разрешить только немедленно, приступив к полномасштабной реструктуризации банковской системы. Усилия по оздоровлению и выводу банковской системы из кризиса требуются в равной степени как на государственном уровне - уровне Правительства РФ, ЦБ РФ, так и на уровне самих банков, его акционеров (участников) и клиентов.

Современной России необходима четкая государственная программа реформирования, основанная на зарубежном опыте и учитывающая отечественную специфику. Применение любого зарубежного опыта невозможно без системного подхода к восстановлению государственной системы управления в целом. Поэтому разработке государственных мер воздействия на экономическую систему России и банковскую систему в частности должно придаваться первоочередное значение.

В этой ситуации, Правительству и Банку России следует последовательно проводить провозглашенную экономическую политику развития реального сектора экономики и внести соответствующие коррективы в денежно-кредитную политику, а также иметь специальную промышленную политику, предусматривающую прагматичную реструктуризацию производства. Также необходимо решить ряд принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков и стимулированию развития партнерских отношений банков с промышленными предприятиями.

Основное положение реструктуризации банковской системы содержится в принятом Банком России и Правительством РФ программном документе «О мерах по реструктуризации банковской системы РФ». Основной целью, обозначенной в этом документе является выделение жизнеспособных банков, увеличение их капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания реального сектора экономики. При этом насущной задачей становится также выделение неплатежеспособных, утративших капитал банков, которые не имеют перспектив дальнейшего существования. В случае непринятия их собственниками срочных мер по санации этих кредитных организаций, такие банки должны покинуть рынок банковских услуг.

Кроме того, при реструктуризации должны соблюдаться интересы кредиторов и частных вкладчиков. В этом плане защита интересов всех кредиторов, как российских, так и иностранных, должна получить явный приоритет в проводимой реструктуризации как наиболее соответствующая стратегическим национальным интересам России.

Одним из перспективных направлений реструктуризации банковской системы нам представляется процедура реорганизации в форме присоединения или слияния. К преимуществам присоединения можно отнести тот факт, что банк, имеющий более устойчивое финансовое положение, получает расширение спектра деятельности, большие возможности в использовании активов, клиентуры, филиальной сети присоединяемого банка. К тому же в результате присоединения не создается новое юридическое лицо, поэтому меньше организационных проблем. Процедура объединения в форме присоединения представляется наименее затратной. Именно по этому пути уже пошли некоторые банки, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге - финансовых центрах, где банковская конкуренция проявляется наиболее остро.

Слияние банков представляется более проблематичной процедурой, это довольно деликатный и сложный процесс. Сливать организации, которые имеют разную производственную направленность, квалификацию коллектива, - сложная задача. Уже на самом раннем этапе слияния возникают вопросы о руководстве вновь созданного банка; технические проблемы, в частности, при выборе информационных систем, и др.

Решение вопросов по реорганизации банков необходимо осуществлять в первую очередь внутри региона. Однако подчас руководители не видят экономической необходимости объединения ресурсов нескольких банков для сохранения устойчивости кредитной организации и обеспечения эффективных вложений в экономику региона. В этой ситуации, видимо, свое веское слово должны сказать акционеры, заинтересованные в стабильности и прибыльности своих банков.

Однако нельзя постоянно держать банки в реанимации. Надо их четко дифференцировать по состоянию здоровья и создавать такие условия, при которых финансово-благополучные кредитные организации смогут работать и наиболее эффективно использовать клиентскую и ресурсную базу, а деятельность тех банков, которые не способны восстановить свою деятельность, должны быть приостановлена, одновременно следует освобождать банковскую систему и от тех несостоятельных банков которые и не собирались заниматься легитимным банковским бизнесом и по существу превратились в «получерные» банковские структуры. Именно такое направление работы должно быть в ближайшее время более жестко регламентировано, что позволит территориальным учреждениям Банка России принять в рамках закона все необходимые меры к отзыву лицензий у банков, которые объективно несостоятельны и никакие планы их санации реализовать не в состоянии либо из-за отсутствия ресурсов на капитализацию, либо по причине ориентации на незаконные виды деятельности.

Это позволит действительно оздоровить банковскую систему, а с практической точки зрения сэкономить или сохранить для бюджета России достаточно большие суммы, особенно если учесть, что многие из этих банков с участием клиентуры занимаются самообогащением за счет неперечисления в бюджет необходимых средств.

Еще один вопрос реструктуризации - это необходимость специализации банков. Речь идет, с одной стороны, о банках, которые в основном будут оперировать на специализированных рынках: рынках инвестиций, ипотеки, финансирования высоких технологий, высоко рисковых производств, а с другой - о банках уже сложившихся обслуживающих и участвующих в подъеме производства предприятий отдельных отраслей хозяйства.

Тенденция возникновения специализированных по видам операций банков существует внутри более общей тенденции, достаточно явно обнаруживающей себя в настоящее время - тенденции создания сети специализированных банков. Специализация по видам операций, которая позволит резко поднять эффективность работы банка (например, обслуживание инвестиционных проектов) фактически только начинается. Специализация банков по обслуживанию предприятий отдельных отраслей народного хозяйства уже началась. Известный «Газпромбанк», созданный как небольшой универсальный коммерческий банк в 1996 г., превратился в один из крупнейших банков страны, монополизировавший обслуживание международных контрактов по поставкам из России нефти и газы, стал за эти годы крупнейшим инвестором нефтегазодобывающих предприятий. Финансовые обороты банка, связанные с обслуживанием предприятий нефте- и газодобычи и транспортировки, составляют свыше 80% общих оборотов банка, что de-facto делает его отраслевым специализированным банком.

Менее известный КБ «Принтбанк» обслуживает предприятия Мосэнерго и по объемам взаимодействия с ними фактически стал отраслевым банком энергетиков. Эта тенденция усиливается в условиях начинающегося и довольно неравномерного подъема отдельных отраслей и производств.

Банки в составе Российских ФПГ (финансово-промышленных групп) имеющими официальный статус в соответствии с лицензиями ЦБ РФ универсальных коммерческих банков, фактически признать их таковыми можно с большой натяжкой, так как по набору основных операций и по составу своей клиентуры они скорее являются специализированными отраслевыми банками.

Резкие различия de-jure и de-facto большинства успешно работающих банков России порождают еще одну тенденцию, которую следует отнести к числу важнейших тенденций реформирования банковской системы России - дифференциацию ее элементов и в первую очередь банков по объему собственного и привлеченного капитала, по значимости для отдельных территориальных образований, регионов, страны в целом.

Общеизвестный факт, что управление с точки зрения поддержания ликвидности, эффективности банковского обслуживания, спектра услуг, предлагаемых клиентуре, доходности и множества других параметров и показателей банков с мощным собственным капиталов и широкой клиентской базой, в составе которой присутствуют промышленные и другие производственные гиганты, и банков с двумя десятками клиентов из числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица весьма различно. Однако это обстоятельство долгие годы практически игнорировалось как Банком России, так и нормативными документами Минфина и Минэкономики страны.

В настоящее время достаточно очевидной стала не только необходимость присутствия в банковской системе России крупных и мелких, но и необходимость их ранжирования по мощности, значимости для места положения и обслуживания по степени, законодательного закрепления дифференцированного подхода к контролю за их деятельностью к государственной поддержке к такого рода кредитных учреждений.

Опыт последних лет показал, что мелкие банки не менее полезны, чем крупные. Естественно, что они не делают погоды в экономике страны, но их способность бережно сохранять свою клиентуру, доходить до каждого клиента, глубоко изучать его бизнес и создавать доверительные партнерские отношения с каждый добросовестным клиентом может стать неоценимой в становлении, например, малого бизнеса в России. Отсутствие финансовой возможности участия в крупномасштабных спекулятивных операциях на валютном и финансовом рынках даже уберегла многие из них от финансового краха после августа 1998 г. Сохранение их в банковской системе во много зависит от учета специфики работы малых банков в директивных документах Центрального Банка РФ, налоговых и других государственных органах надзора и контроля за деятельностью банков. Это особенно актуально в свете того, что появление новых малых банков в России становится проблематичным. Стремление многих фирм и компаний создать собственный банк, наблюдаемое в начале 90-х годов XX в., обусловливалось, в первую очередь, слабой технической оснащенностью территориальных РКЦ ЦБ РФ, что приводило к существенным задержками платежей и даже их утратой. Товарный бартер и расчеты наличными средствами также побуждали создавать «карманные» банки, которые могли производить и скрывать от надзирающих госорганов «обналичку». Совершенствование банковского законодательства, повышение квалификационного уровня документальных проверок, передача отдельных дел органам дознания привело к тому, что малые банки, ориентированные только на незаконные или «околозаконные» операции, исчезли.

Потенциальные инвесторы в банковский капитал предпочитают либо войти в состав более или менее крупного банка, либо приобрести долгосрочные ценные бумаги устойчивых банков, например, Сбербанка, либо вообще воздерживаются пока от таких инвестиций. Поэтому нового взрыва создания небольших банков в обозримом будущем, видимо, не будет. Поэтому сохранение действующих малых банков - первостепенная задача ЦБ и других органов государственного контроля и поддержки.

Вместе с тем, как частный случай общей тенденции дифференциации кредитных учреждений, в России начали возникать и получать соответствующие лицензии в Банке России кредитные товарищества и ссудно-сберегательные кассы. Эти образования при небольшом (на несколько порядков ниже, чем у коммерческого банка) уставном капитале и «усеченной» лицензии выполняют весьма важные, социальные задачи. Так, в Москве уже действуют несколько ссудно-сберегательных касс в жилищном и гаражном строительстве. Клиент кассы имеет возможность постепенно накапливать средства на приобретение жилья с полной гарантией или их возврата, или получать кредит на эти же цели, льготы по выбору квартиры и т.п. Для развития сети таких кредитных учреждений в составе банковской системы России настоятельно требуется законодательное оформление их нормативно-правовой базы.

В числе важнейших тенденций реформирования банковской системы России является ее интегрирование в мировую банковскую систему. Возникновению и развитию этой тенденции способствуют две глобальные причины. Первая - необходимость прямых выходов российских банков на международные финансовые рынке. Вторая - острое желание западных инвесторов войти и закрепится на обширных российских сырьевых и потребительских рынках при обеспечении сохранности капитала и права на репатриацию как самого капитала, так и прибыли от его деятельности в России.

Создание банков с российским и иностранным капиталом в уставном фонде уже имеет место. Правда, процесс этот длительный, трудоемкий, сталкивающийся с элементами противодействия интересов, коррумпированности чиновничьих кланов, лихоимства отдельных должностных лиц России. На российской почве успешно работают Гута-банк, Диалог-банк, Пробизнесбанк и другие, имеющие статус международных и включающих иностранный и российский капитал.

В настоящее время прослеживаются следующие тенденции в реорганизации банковского сектора как:

• упразднение института «уполномоченных» на работу с бюджетными средствами и государственными ценными бумагами банков; перевод бюджетных счетов администрации, предприятий и организаций в специально созданное государственное Казначейство; предоставление всем банкам одинакового права участвовать в первичном размещении государственных ценных бумаг;

• создание сети специализированных по виду операции по отраслевой принадлежности основной клиентуры банка;

• дифференциация банков, а также пруденциальных и налоговых нормативов в зависимости от объектов собственных и привлеченных капиталов, значимости для мест дислокации и территории обслуживания. Создание сети опорных банков на ряду с сетью системообразующих банков;

• расширение сети российских банков - резидентов, имеющих статус международных, с участием иностранного капитала в уставном фонде.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Региональные проблемы взаимодействия государства и банковской системы
Эволюция форм взаимодействия между государством и банками
Методы оценки финансового состояния коммерческих банков
Классификация основных типов слияний и поглощений банков
О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
Вернуться к списку публикаций