2011-12-27 17:26:03
ГлавнаяБанки и банковское дело — Повышение роли ЦБ РФ в регулировании банковской деятельности



Повышение роли ЦБ РФ в регулировании банковской деятельности


В денежно-кредитной системе каждой страны ЦБ занимает особое место. Это главный государственный банк страны, наделенный особыми правами. ЦБ призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств и золота. ЦБ называют банком банков.

В различных государствах такие банки имеют разные названия: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система США, Банк Англии, Банк Италии. Основной чертой в характеристике ЦБ является степень его независимости в решении вопросов денежной политики.

ЦБ - это банк, который действует в интересах всего общества, а не только правительства. Он управляет деньгами бизнес-сообщества и населения. Это функциональное предназначение ЦБ предполагающего независимость от власти.

ЦБ наделен государственно-властными полномочиями в сфере денежно- кредитной политики. Будучи таковым, он является органом госвласти, хотя в действующем законодательстве ЦБ в этом качестве не упоминается. Законодательно закрепленные положения о ЦБ как органа госвласти не должны отменять осуществление его функций независимо от законодательных, исполнительных, судебных и иных органов госвласти. Банк России не подчиняется правительству РФ и не входит в систему исполнительных органов госвласти.

По поводу собственности ЦБ имеется три варианта решения. Первый сводится к тому, что все имущество принадлежит РФ, то есть у ЦБ как у юридического лица вообще нет и не может быть собственного имущества.

Второй вариант предполагает, что в собственности находится имущество, сформированное за счет уставного капитала. ЦБ как юридическому лицу по праву собственности принадлежат активы, сформированные за счет иных источников, в том числе оставшихся в его распоряжении прибыль. Эта конструкция основана на том, что уставной капитал остается лишь «как бы капиталом».

Третий вариант заключается в признании того, что сам ЦБ и его уставный капитал - это собственность РФ, а имущество ЦБ, его активы являются не собственностью самого ЦБ как юридического лица. В этом случае владение активами ЦБ фактически осуществляется через владение ЦБ.

На наш взгляд, наиболее приемлемым является третий подход. Одним из аргументов в пользу этого подхода является обеспеченность денежной эмиссии. Выпущенные в обращение банкноты и монеты являются обязательствами Банка. Если же эти активы ЦБ не принадлежат, то чем обеспечена эмиссия и каким образом у ЦБ сходятся актив и пассив банка.

Золотовалютные резервы как активы должны принадлежать ЦБ, а не РФ, которая владеет этими резервами через владение ЦБ. Если же резервы будут отражаться в учете как федеральная собственность, а не как собственные активы ЦБ, то возникнут проблемы с формально необеспеченной эмиссией и нестыковкой баланса ЦБ.

Федеральные средства могут размещаться в ЦБ на счетах и составлять часть его пассивов, но это будут средства клиента. ЦБ независим в своей деятельности и особенно автономен от исполнительных органов. Он не должен быть включен в систему исполнительных органов, основанную на принципах жесткого единоналичия и иерархии. Совет директоров - исполнительный орган, а Национальный банковский совет (НБС) - надзорный, контрольный орган. Обязательным условием эффективности работы НБС - это независимость его участников.

ЦБ в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разделение между центральными и эмиссионными коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Независимость ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Она выражается в политической и экономической независимости. Экономическая независимость выражает самостоятельность ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитной политики и принятии решений выдавать или не выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов.

Политическая независимость ЦБ определяется порядком назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), а также одобрением принятого банком решения со стороны правительства или парламента.

На практике весьма трудно определить степень политической независимости. Независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер. Дело в том, что экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой главного банка страны.

Вопрос о роли и месте ЦБ в экономике и экономическом регулировании постоянно обсуждается в научной литературе. Независимость ЦБ определяется многими факторами. Важнейшими из них являются: участие государства в капитале банка и распределении прибыли; назначение (выбора) руководства банка; отражение в законодательстве целей и задач ЦБ; права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику и правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов ЦБ страны.

Опыт разных стран показывает, что состав собственников капитала главного банка не оказывает существенного влияния на его независимость, поскольку задачи и основные направления деятельности ЦБ обычно определены законодательно. Например, 100% капитала немецкого федерального банка принадлежит федерации, а ФРС находится в полной собственности банков-членов.

В настоящее время капитал ЦБ РФ также находится в 100%-ной государственной собственности. О.И. Лаврушин, разделяя такой статус ЦБ, одновременно предлагает передать часть государственной доли капитала ЦБ РФ региональным структурам или банкам. Реализация такого предложения, по нашему мнению, могло бы оказать благотворное влияние на регулирование банковской системы в связи с федеральным устройством государства. Международный опыт показывает, что такого рода изменения не могут оказать существенного влияния на место, роль и политику ЦБ РФ.

Второй фактор независимости ЦБ определяется процедурой назначения (выбора) его руководства и политической независимостью банка от органов государственного управления. В большинстве развитых стран руководство банка выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. В соответствии с Конституций РФ Президент страны представляет в Государственную думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ, ставит вопрос перед Государственной думой об его освобождении от должности. В компетенцию Государственной думы входит назначение на эту должность и освобождение от нее. Это свидетельствует о достаточной зависимости ЦБ РФ от государства. В большинстве промышленно развитых стран руководство не может быть отозвано ранее установленного срока.

Следующий фактор, определяющий независимость ЦБ, является та степень детализации и конкретности, с которой определены в законодательстве цели и задачи деятельности ЦБ. Законодательство о ЦБ устанавливает полномочия, границы для принятия самостоятельных решений и конкретные рамки разрешенных операций. В соответствии с Законом о ЦБ РФ, главному институту кредитной системы России предписано выполнение ряда задач: быть эмиссионным центром страны, регулировать денежное обращение, обеспечивать устойчивость рубля, проводить единую федеральную денежно-кредитную политику, организовывать расчеты и кассовое обслуживание, осуществлять надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, совершать операции по внешнеэкономической деятельности. Тем же законом Банку России предоставлена достаточно большая степень свободы в выборе механизмов денежно-кредитной политики.

В литературе высказывается мнение о второстепенной роли данного фактора независимости ЦБ. При этом авторы ссылаются на опыт США, Швеции, Италии и особенно Великобритании, где в законодательстве задачи ЦБ прописаны лишь в общих чертах, либо вообще не зафиксированы в законодательном порядке, но реализуются в обычном порядке на основе сложившихся традиций.

Для России в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия сложившихся традиций данный фактор играет гораздо большее значение, чем в странах с развитой рыночной экономикой. И если в законодательстве не будут прописаны конкретные задачи ЦБ, то их практическое выполнение будет затруднено. В отдельных случаях под давлением различных организаций и политических сил ЦБ был бы не в состоянии проводить операции с ценными бумагами, устанавливать нормы обязательных резервов и решать другие задачи, если бы они не были установлены законодательно.

Важным фактором независимости ЦБ является степень вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику. Десятилетний опыт деятельности ЦБ РФ показал, что в его взаимоотношениях с правительством имели место некоторые отклонения от норм законодательства.

Однако необходимо отметить, что в целом действующее законодательство о ЦБ РФ ориентировано в соответствии с международным опытом на поддержание независимости ЦБ и это реализуется в его реальной деятельности.

Юридический статус банка, как известно, определяется возможностями внесения изменений в устав (закон) ЦБ. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость ЦБ. Легальный статус ЦБ - только один из элементов, определяющих его независимость. В идеале ЦБ должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а, с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильность функционирования кредитно-банковской системы.

Наряду с этим, Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. Как и ЦБ других стран, ЦБ РФ выполняет функцию кредитного регулирования экономики и эмиссии. Для обеспечения бесперебойной циркуляции на ЦБ возложен контроль над производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также за созданием резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после зачисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.

Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. Эмиссия денег должна производиться в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями. Выпуск денег - главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: пополнение банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств ЦБ на их счет в отделениях ГУ ЦБ РФ. Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки предоставляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.

Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части программы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств.

Важное значение имеет кредитование коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. ЦБ как «банк банков» должен кредитовать только банковские учреждения. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, устанавливаемым ЦБ.

В своей процентной политике Банк России стремится привести в соответствие регулируемые процентные ставки, в частности ставку рефинансирования, с рынком межбанковских кредитов. Однако, неразработанной по сей день является реальная связь ставки рефинансирования ЦБ с процентными ставками по депозитам и кредитам, принятыми коммерческими банками.

ЦБ проводит государственную регистрацию кредитных учреждений. Он рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, выраженных в обеспечении: минимального размера уставного капитала; источников первоначально инвестируемого капитала; состава основных акционеров; квалификации и моральной характеристики руководства; круга предполагаемых операций и стратегии деятельности; правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости; комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Функция регистрации к концу 90-х г.г. XX в. переросла в разрешительную. В настоящее время ЦБ РФ более строго подходит к выдаче банковских лицензий и выполняет уже разрешительную функцию.

В процессе организации безналичных расчетов ЦБ выступает в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений. Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в отделениях (расчетно-кассовых центрах) Банка России. Эти счета используют для перевода денежных средств банковских клиентов. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ, а также устанавливающим правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

ЦБ РФ выполняет важную задачу по организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. ЦБ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

В зарубежных странах имеются примеры, когда ЦБ выполняют эту функцию одновременно с другими организациями. Так, Немецкий Федеральный банк способствует проведению надзора, имея специальный федеральный орган банковского контроля. Английский национальный банк данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).

ЦБ РФ осуществляет надзор путем установления обязательных экономических нормативов деятельности банков. Однако в этой практике много недостатков. Дело в том, что система нормативов сейчас не всегда выполняется банками. По данным рейтингового агентства «Интерфакс», из 18 банков, лицензия которых в 2001 г. была отозвана в связи с их неудовлетворительным финансовым положением, за несоблюдение нормативов в 2000-2001 годов были оштрафованы только 9.

Сегодня пруденциальный надзор российского ЦБ за коммерческими банками базируется на хорошо проработанном законодательстве. Причем этот надзор за банками производится по подавляющему большинству позиций формально. Статья 61 Закона «О ЦБ РФ (Банка России)» подробно описывает параметры, по которым производится надзор. Но так как эти требования носят формальный характер, то работа ЦБ не имеет логического завершения. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры того, когда «недобросовестные» участники банковской деятельности, имея огромное пространство для маневра, для подготовки кондиционного отчета и получая высокую категорию устойчивости от проверяющих, потом оказывались банкротами, у которых нередко приходилось отзывать лицензию.

Эффективность надзорных функций во многом зависит от качества отчетных нормативов - коэффициентов достаточности капиталов, мгновенной и долгосрочной ликвидности, соотношения инвестируемых и собственных средств и других. Многие из них исполняются под 100%, хотя реальное положение дел в банковской системе скорее всего далеко от идеального. Например, коэффициент долгосрочной ликвидности в России выполняется на 99,9%, в то время как все банки предпочитают работать на «коротких» деньгах и в которых период продолжительностью в год уже рассматривается долгосрочным. О тупике регулирования банковской системы свидетельствуют данные, приведенные в таблице № 1.


Таблица № 1

Доля банков, выполнивших норматив (в %)


Код

01.10.2001 г.

Норматив

Н

98,3

Коэффициент деятельности капитала

Н2

98,4

Коэффициент мгновенной ликвидности

Н3

98,0

Коэффициент текущей ликвидности

Н4

99,9

Коэффициент долгосрочной ликвидности

Н5

97.4

Коэффициент общей ликвидности

Н6

Н/д

Максимальный размер риска на одного заемщика

Н7

99,4

Максимальный размер крупных кредитных рисков

Н9

Н/д

Совокупная величина кредитных рисков на одного акционера

Н9.1

99,1

Совокупная величина кредитных рисков на всех акционеров

Н10

Н/д

Совокупная величина предельных рисков по отношению одного инсайдера

Н11

84,2

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения

Н11.1

98,5

Максимальный размер обязательств банка перед банками- нерезидентами

Н12

99,7

Соотношение инвестируемых и собственных средств кредитной организации

Н13

97,5

Норматив риска собственных вексельных обязательств

Н14

86,5

Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами




← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Банковская инфраструктура России на современном этапе
Роль эмиссии ценных бумаг при сделках слияния и поглощения банков
Опыт становления и развития института банковского дела в промышленно-развитых странах
Государственное регулирование сделок по слиянию и поглощению банков
Основные методы оценки финансового состояния объекта и механизмы слияния и поглощения
Вернуться к списку публикаций