2011-12-27 17:00:40
ГлавнаяБанки и банковское дело — Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования



Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования


На сегодняшний день в России слабо отлажены механизмы взаимодействия ЦБ, правительства и законодательных органов власти. Необходимо еще многое сделать для того, чтобы ЦБ имел также важный организационно-политический аспект. Независимый банк должен иметь возможность противостоять всякого рода популистским решениям, приводящим к росту инфляции и нестабильности финансовой системы.

Обобщая сложившуюся практику организации банковского регулирования в зарубежных странах, правомерно выделить три подхода к решению этой проблемы. Одни из них заключается в неформализованном подходе. Второй наиболее характерен континентальной Европе. Третий сводится к формализованному подходу.

Первый подход наиболее характерен банковскому надзору в Англии. В этой стране Банком Англии преимущественно упор делался на увещевания, благоразумие и личные связи каждого банка с Банком Англии, которые рассматривались как инструменты банковских супервизоров. Банки представляли Банку Англии отчеты и ответственность за представление информации лежала только на банках. В отличие от других систем надзора, инспекции на местах для проверки и получения информации не проводились.

Однако в конце 60-х - начале 70-х г.г. XX в. по мере увеличения числа банков неформализованная система начала давать сбои. Глубинная причина несостоятельности состояла в том, что она базировалась на односторонней информации, не подкрепленной независимыми оценками деятельности банков, прежде всего оценками качества банковских портфелей и адекватности резервов для возможных кредитных потерь. Это вынудило британские власти пересмотреть подходы к банковскому надзору. В результате такого пересмотра произошло приближение британской практика банковского надзора к опыту континентальной Европы. Существенно ужесточены требования к отчетам, которые банковские аудиторы должны представлять Банку Англии, улучшены возможности внешнего надзора со стороны Банка Англии.

Неофициальный подход к банковскому надзору не следует исключать полностью. Его применение становится оправданным, когда имеет место небольшое количество надзорных банков, сильная центральная власть в стране, устоявшаяся традиция тесного сотрудничества между банками и представителями надзорных органов, высокая квалификация сотрудников, занимающихся надзором за банковской деятельностью, эффективная внутрибанковский системы управления и чрезвычайно жесткая учетная и аудиторская практика.

Но в целом неформализованный подход к банковскому надзору малоприменим. Он таит в себе глубинную опасность того, что нечестное и тем более мошенническое управление может ввести в заблуждение банковских супервизоров и нанести непоправимый ущерб, как отдельным инструментам, так и банковской системе в целом.

Что касается континентального подхода, то он отличается использованием различных показателей, которые банки должны соблюдать. При этом контроль и проверка документации делегированы сторонним аудитором. Так, например, в Бельгии специальные аудиторы назначаются и оплачиваются властями, а в Швейцарии, они лицензируются Федеральной банковской комиссией и имеют специальные, установленные законом, обязанности. Причем общим правилом для банковского надзора является то, что супервизоры сохраняют за собой право проверять банковскую документацию и проводить проверки в любое время, соблюдая установленные специальные правила, которые являются весьма детализированными и определяют форму и содержание аудиторских отчетов.

В то же время континентальный подход имеет определенные недостатки, которые вызывают озабоченность в банковских деловых кругах. Прежде всего, сохраняется риск того, что аудиторские фирмы не на должном уровне могут проводить проверки, так как их деятельность коммерциализирована и выполнение надзорных функций является для них лишь дополнительными полномочиями. Кроме того, аудиторские фирмы вынуждены соблюдать лояльность перед правительством и центральным банком, с другой стороны. Эту противоречивость им не всегда удается положительно реализовать.

Банковская система Германии является довольно зарегулированной сферой. В этой стране большое внимание уделяется сохранению доверия к банкам, действует система добровольного страхования вкладов и резервирования средств банков. В ней ЦБ имеет только одно реальное средство прямого воздействия - минимальные ставки резервирования. Все остальные функции надзора возложены на Федеральную службу кредитного контроля (ФСКК), подчиняющуюся Министерству финансов. Выведение основных функций контроля деятельности коммерческих банков из сферы влияния Федерального банка было осуществлено с целью исключить возможности влияния последних на деятельность банков несвойственными ему как экономическому органу административными методами.

Директивным средством регулирования денежного рынка является политика минимального резервирования. Права Федерального банка ограничены варьированием минимальных резервов и получением отчетности. Всеми остальными функциями и средствами контроля наделена Федеральная служба кредитного контроля, которая создана в 1934 г. после краха немецких банков в результате экономического кризиса. ФСКК наделена правами следить за соблюдением положений закона о кредитном деле, в котором установлены основные рамки деятельности кредитных институтов, противодействовать нарушениям в кредитной сфере, которые могут нанести ущерб интересам банкам, а также экономики в целом. ФСКК работает в тесном сотрудничестве с Федеральным банком.

Федеральная служба кредитного контроля обладает крайне широкими правами. Она выдает разрешения на банковскую деятельность; устанавливает общие правила обеспечения капиталом и ликвидными средствами; снижает кредитные риски путем ограничения размера крупных кредитов и вмешательства в управленческую и коммерческую деятельность банков; осуществляет текущий (ежемесячный) контроль за деятельностью банков; контролирует годовые балансы.

Помимо вышеперечисленного ФСКК может предпринимать проверки по собственной инициативе и запрашивать от банков любую информацию, включая бухгалтерские книги и документацию, направлять своих представителей на собрания пайщиков и акционеров, заседания наблюдательных советов с правом вступления, требовать созыва собраний и заседаний наблюдательных советов, оглашения всех необходимых для принятия решений фактов. При этом ФСКК не может напрямую вмешиваться в текущие операции банка, а обладает правом только требовать соблюдения закона.

В Германии существует разветвленная сеть фондов страхования банковских вкладов. Все они функционируют в рамках отраслевых банковских ассоциаций. Страхование распространяется на все участвующие кредитные учреждения. ЦБ Германии не оказывает прямого и достаточно ощутимого влияния ни системы страхования вкладов. Банки-члены фондов, а ими являются все кредитные учреждения, входящие в союз частных банков, обязаны делать регулярные взносы в фонды.

Формализованный подход к банковскому надзору характерен США. Самой общей характеристикой этого подхода являются жесткие требования активным проверкам, которые являются основной модели банковского контроля в США. Такой подход оправдывает себя в тех случаях, когда имеет место большое количество банков. Применение официального формализованного подхода в США является неизбежным, так как необходимо проверять свыше 10 000 банков. В США используются рейтинговая система и Единый Отчет о банковской деятельности, который представляет собой статистический анализ банковской деятельности, основанный на данных ежеквартальных обязательных отчетов.

Систематизация и стандартизация отчетности позволяют широко использовать высокоскоростную компьютерную технику, что, в свою очередь, дает возможность инспекторам оперативно готовить специальные отчеты, анализировать информацию, прогнозировать развитие банка. При этом указанные отчеты банков доступны общественности. Например, компьютерные распечатки отчетов банков представляются аналитиками ценных бумаг.

Следует отметить, что независимо от организационной модели построения системы надзора в каждой конкретной стране ЦБ принимает непосредственно участие в осуществлении надзорных функций. Он отвечает за стабильность банковской системы, проведение эффективной денежно-кредитной политики. За ним закрепляется роль кредитора последней инстанции. В XX столетии централизованная система банковского надзора стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но и как одно из обязательных условий достижения стабильности банковского бизнеса.

ЦБ, пройдя в своем развитии длительный путь, на современном этапе приобрели ряд одинаковых характеристик. На них возлагаются определенные задачи и функции по повышению стабильности и эффективности экономики страны. В зависимости от национальных особенностей каждого государства центральные банки создаются и действуют на основе различных форм собственности. В ряде государств ЦБ являются государственными: их капитал полностью принадлежит государству (Великобритания, Германия, Франция, Россия, Дания, Нидерланды). В некоторых странах ЦБ носят акционерный характер. В США, например, 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС. В Италии 100% капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. В Японии и Швейцарии ЦБ имеют смешанную форму собственности. В Японии 55% собственности принадлежит государству, а 45% - частным лицам. В Швейцарии эти показатели составляют соответственно 57% и 43%.

В зависимости от структурного принципа и отношений ЦБ с правительством можно дать сопоставительную характеристику ЦБ таких стран, как Г ер- мании, Франции, Великобритания, США, Япония.


Центральные банки

Филиалы и иные подразделения ЦБ

Отношение к правительству

Немецкий Федеральный Банк

9 земельных ЦБ, имеющих около 200 филиалов

Не зависит от указаний правительства

Французский БанкДе Бирс

Централизованный, 211 филиалов

Независим от указаний правительства

Банк Англии

Централизованный, 5 филиалов, 3 агентства

Распорядительные полномочия казначейства

Федеральная резервная система США

12 федеральных резервных банков, имеющих 49 филиалов

Независимый правительственный орган, подотчетен Конгрессу

Банк Японии

Централизованный, 33 филиала и 12 местных представительств в коммерческих банках

Существенно зависит от указаний и контрольных прав правительства


Уровень независимости ЦБ обусловлен как объективными, так и субъективными факторами. Для стран-членов Европейского экономического сообщества ЦБ независимы от политических приоритетов. Им запрещено прямое кредитование правительств, а также дано право допускать дефицит государственных бюджетов до величины, которую можно покрыть за счет операций на рынке капиталов. Такой же позиции придерживается ЦБ России, которой считают необходимым отказаться от прямого кредитования дефицита федерального бюджета.

В заключение следует отметить, что полномочия ЦБ и других ведомств в области банковского надзора строго регламентированы в законах о ЦБ, банковской деятельности и других правовых актах. Все органы, осуществляющие надзор за кредитными организациями, обладают широким кругом полномочий, позволяющим им запрашивать и получать у кредитной организации финансовую, бухгалтерскую и иную информацию о ее деятельности, проверять ее операции, в определенных рамках регламентировать их деятельность, а также применять меры за различного рода нарушения вплоть до закрытия кредитной организации. При этом, несмотря на все многообразие исторических, политических и социо-психологических факторов развития различных стран, оказывающих воздействие на особенности формирования банковской системы, во всех государствах наметилась тенденция к унификации деятельности по банковскому регулированию.


Наумов Игорь Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Генезис развития и современный взгляд на содержание банковской ликвидности
Общеэкономическое содержание категории коммерческий банк
Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры и их оценка
Теоретические аспекты организации банковской системы с учетом процессов слияния и поглощения
Регулирование допуска коммерческих банков на банковский рынок
Вернуться к списку публикаций