2011-12-27 17:00:40
ГлавнаяБанки и банковское дело — Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования



Теоретико-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации банковского регулирования


Особое место в банковской системе США занимает Экспортноимпортный банк - Эксимбанк США. Банк полностью контролируется правительством и выполняет роль уполномоченного банка в области внешней торговли. Эксимбанк США выполняет роль федерального агентства, которое за счет средств государственного бюджета стимулирует американский экспорт. Банк активно предоставляет страховые услуги по экспортным кредитам. При этом банк решает следующие основные задачи: принимает на себя оговоренные с конкретным экспортером риски, связанные с экспортом, а также в ряде случаев предоставляет прямое финансирование покупателям американских товаров и услуг. Банком разработаны и успешно реализуется целевая программы поддержки американских экспортеров: программа гарантий оборотного капитала, программа страхования риска иностранных кредитов, программа прямого кредитования экспортеров.

Краткий анализ банковской системе США, позволяет выделить некоторые слагаемые опыта регулирования банков, которые, на наш взгляд, целесообразно в той или иной форме использовать в процессе реструктуризации российского банковского сектора. Другие же банки лицензируются властями штатов. Это, прежде всего, касается проблемы насыщения банковской сетью и юрисдикции банков. В России слишком мало банков и низок уровень банковского обслуживания. Исходя из опыта США, в России было бы полезным принять закон типа законы Мак Фаддена, который бы способствовал росту количества кредитных учреждений на душу населения и преодолению монополизма в банковском секторе. Вместе с этим было бы полезным взять на вооружение опыт США по разграничению юрисдикции банков. Применительно к России имеет большой экономический и политический смысл сформировать региональные и муниципальные банки в рамках единого банковского пространства и предоставить субъектам РФ и местным органам право устанавливать нормы резервирования и в отдельных случаях разрешать резервы держать в доходоприносящей форме в виде определенного типа акций и государственных ценных бумаг. Многое из опыта банковской системы США можно взять при формировании механизма страхования банковских рисков, защиты прав собственности всех участников банковского процесса, организации гарантий частных вкладов.

Особо следует обратить внимание на опыт работы американского экспертно-импортного банка. Отсутствие такого специализированного государственного органа является одной из причин слабого привлечения иностранного капитала в российскую экономику и низкого уровня институционализации внешнеэкономической деятельности.

Особый интерес вызывает банковская система Японии. В этой стране одно из самых молодых банковских законодательств. В отличие от Англии, Германии и других европейских стран банковское дело в Азии активно стало развиваться только к концу XIX века. Именно в этот период в Японии появляются частные коммерческие банки. Они имели право эмиссии банкнот, объемы которой не всем были обеспечены соответствующими активами. Это существенно дерегулировало денежное обращение в стране. Тем более, что в этот период отсутствовала действенная система регулирования и надзора за деятельностью данных финансовых учреждений.

Проблема регулирования банковской деятельности возникла в Японии позже. Банк Японии был создан в 1882 г. первоначально со сроком на 30 лет. Банк получил монопольное право осуществлять эмиссию банкнот. С 1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на серебряные монеты, а с 1897 г. в целях стимулирования внешней торговли Япония вводит золотой стандарт.

Наиболее полно функции и задачи Банка Японии были сформулированы в законе от 1942 г., который действовал вплоть до 1979 г. В этом законодательном акте был закреплен бессрочный период деятельности банка. Государство оставило в своих руках контрольный пакет акций банка в размере 55%. Доля других негосударственных акционеров Банка Японии в виде коммерческих банков, страховых компаний, финансовых фондов составила 45%.

В Законе была определена структура управления банком. Во главе Банка Японии стоит так называемый Политический совет, исполняющий функции банковского совета. Политический совет состоит из 7 членов: управляющий Банка Японии; уполномоченный правительством министр финансов; уполномоченный правительством - глава планово-экономического управления; четыре представителя от крупнейших финансово-промышленных корпораций страны.

Решения по наиболее важным вопросам, рассматриваемым политическим советом, принимаются простым большинством голосов. Причем хотя представители правительства входят в совет, но не имеют права голоса. Например, финансово-промышленные группы Японии имеют существенные рычаги влияния на финансовую политику, проводимую Банком Японии. Но несмотря на это в законе о Банке Японии содержатся действенные механизмы для контроля со стороны правительства за деятельностью банков вплоть до возможности корректировки учетных ставок и норм резервирования. Кроме того, очень важно подчеркнуть что, Политический совет Банка Японии обязан консультироваться с правительством и согласовывать с ним свои действия по принципиальным финансово-экономическим вопросам.

Основной текущей работой Банка Японии управляет Правление, состоящее из управляющего, его заместителя, трех директоров и трех советников. Для регулирования внешнеэкономической деятельности предусмотрена сеть представительства Банка Японии в других странах и, прежде всего в крупнейших деловых центрах мира - Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне, Гонконге.

В целом функции и задачи, решаемые Банком Японии, соответствуют аналогичным учреждениям других стран с развитой рыночной экономикой. К особенностям функционирования Банка Японии можно отнести наличие у него права по выпуску в обращение банкнот сверх лимита, устанавливаемого правительством. В случае выпуска Банком Японии банкнот сверх данного лимита, он платит эмиссионный процент в размере 3% годовых от полученной прибыли.

Банком Японии накоплен ценный опыт реализации учетной политики. В 1950-60-ые гг. в стране существовало одновременно 7 учетных ставок, которые дифференцировались в соответствии с текущей макроэкономической ситуацией. С ее улучшением количество дифференцированных учетных ставок сокращалось.

С 1962 г. Банк Японии получил важное с точки зрения контроля за деятельностью кредитных учреждений страны право, определять максимальные объемы кредитования для каждого конкретного банка страны, что способствовало усилению контроля за деятельностью финансовых организаций. В этот же период Банк Японии все активнее начинает проводить политику открытого рынка. В настоящее время операции на открытом рынке Банка Японии стали одним из основных рычагов воздействия и регулирования государством финансовых рынков.

Банк Японии активно использует дифференцированный подход к установлению резервных требований к банкам страны. В Японии различные категории банков - коммерческие банки, банки долгосрочного кредита, сельскохозяйственные банки, банки внешней торговли - имеют разные нормы резервирования, которые в обязательном порядке согласовываются Банком Японии с министерством финансов.

Следует отметить такую характерную особенность банковской системы Японии, как неуклонный рост концентрации банковского капитала, который отчетливо наблюдается в течение XX в. «Банковская система Японии характеризуется поступательно возрастающим уровнем концентрации банковского капитала. Так, в начале XX века в стране насчитывалось довольно большое число банков - 1900, что объясняется либеральными условиями их открытия, низкими требованиями к минимальному размеру собственных средств, необходимых для начала работы, раздробленностью финансовой системы страны. К 1950 г., в послевоенный период масштабных экономических изменений в Японии, в результате процессов слияния осталось 287 коммерческих банков, а к началу 80-ых годов - 75 коммерческих банков».

Уже в начале XX в. произошло четкое разделение коммерческих банков на крупные и мелкие. Крупные банки основывались и функционировали прежде всего в городах. Их основными задачами были кредитование производственных кооперативов, фабрик, промышленных предприятий и обслуживание их расчетов, а также выполнение агентских функций правительства, включая перечисления налоговых сборов в казну. На основе средних и мелких банков образовались так называемые региональные банки. Они осуществляли операции по финансированию мелких ремесленных и сельских предприятий.

В 1895 г. был отменен закон, ограничивающий максимально возможный риск на одного заемщика десятью процентами от капитала банка. Это ограничение существенно сдерживало кредитные операции банков. После отмены установленных ограничений крупные банки получили возможность увеличивать объемы кредитования крупных предприятий, что привело к усилению зависимости последних от банков-кредиторов и дало толчок к образованию финансово-промышленных групп в Японии, так называемых дзайбацу.

Городские банки, вследствие значительных масштабов, проводимых ими операций, являются активными заемщиками на межбанковском рынке как внутри страны, так и за рубежом. Отличительная особенность городских банков - их активная интеграция в финансово-промышленные группы. Практически все городские банки входят в те или иные промышленно-банковские холдинги, либо являются их основными звеньями. Например, один из крупнейших банков мира Mitsubischi Bank является центральным звеном дзайбацу - Mitsubischi, объединяющий 147 компаний и занимающей лидирующие позиции в химической промышленности, автомобилестроении и электроники.

В последнее десятилетие городские банки Японии стремятся расширить сферу своей деятельности, привлекая вклады частных лиц и за счет этого минимизируя расходы по рефинансированию. Население Японии традиционно отличается высокой бережливостью. Оно предпочитает хранить свои сбережения в виде срочных депозитов, трансформирующихся в пенсионные вклады. При этом главным оператором на рынке вкладов физических лиц выступает сеть почтовых учреждений, находящихся в структуре почтового ведомства страны. При размещении своих сбережений в почтовых учреждениях населению предоставляются налоговые льготы. Пытаясь преодолеть лидерство почтовых сберкасс на рынке частных депозитов, городские банки в последнее время вынуждены идти на увеличение процентных ставок по депозитам физических лиц и новых банковских услуг для населения. Такие действия городских банков соответствуют общемировым тенденциям. В большинстве стран мира вклады населения являются одним из основных источников «длинных» пассивов для коммерческих банков.

Что касается региональных банков, то можно отметить, что их деятельность редко выходит за пределы префектур. Они, как правило, обслуживают компании своего региона, а так же местные органы власти. Если сравнивать размеры активов и объемы проводимых операций городских и региональных банков, то последние уступая городским банкам по данным показателям имеют более стабильную и специализированную клиентскую базу. На межбанковском рынке региональные банки выступают преимущественно кредиторами, опираясь на свою обширную депозитную базу.

С учетом того, что до середины 1980-ых г.г. Банк Японии строго контролировал ставки, устанавливаемые банками по депозитам, региональные банки, чтобы повысить свою конкурентоспособность на этом рынке, привлекали клиентуру прежде всего путем предоставления большего количества услуг по депозитным счетам и увеличения сети отделений и филиалов.

Помимо городских и региональных банков в Японии важную роль играют банки долгосрочного кредитования. Краткосрочное и среднесрочное финансирование большинства японских предприятий происходит в рамках финансово-промышленные группы, в которые они входят. Значительный объем долгосрочного кредитования осуществляют три крупных банка: Nippon Credit Bank, Long Term Credit Bank, Industrial Bank of Japan. На их долю приходится - около 14% от всего объема кредитов, выдаваемых банками страны, и 34% всех операций по проектному финансированию. При этом банки долгосрочного кредита традиционно рефинансируются путем выпуска облигаций со сроком погашения до 5 лет. Их объем не может более чем в 30 раз превышать размер капитала банка, что свидетельствует о высоком уровне их либерализации.

Японские коммерческие банки вообще и банки долгосрочного кредитования вплоть до начала 1970-ых годов практически не испытывали конкуренцию со стороны иностранных банков. Это вызвано доминированием замкнутых финансово-промышленных групп и масштабами операций самих японских банков, занимающих лидирующие позиции в мире. Иностранные банки, прежде всего банки США, на рынке банковских услуг Японии смогли найти свою нишу лишь в области предоставления среднесрочных кредитов в иностранной валюте, не создавая существенной конкуренции национальным банкам.

В начале 1980-ых годов городские банки и банки долгосрочного кредита активизировали свои действия на финансовых рынках США и Европы. Наиболее разветвленную сеть своих филиалов и отделений японские банки создали на западном побережье США, прибегая нередко к поглощению и санации американских банковских структур. Особо следует отметить характерные для Японии разделение деятельности коммерческих банков и компаний, оперирующих с ценными бумагами. Банки, работающие на рынке ценных бумаг, имеют право принимать в доверительное управление различные акции корпораций, облигации, фьючерсы, другие производные финансовые инструменты, а также осуществлять их хранение и проводить операции с ними. По поручению своих клиентов, а также от своего имени они покупают, перепродают ценные бумаги с целью получения доходов и осуществления выплат дивидендов, оказывают комплекс услуг предприятиям и фирмам в области эмиссии ценных бумаг и размещении их на рынке. Все банки, ведущие операции с ценными бумагами, имеют аккредитацию и активно работают на токийской фондовой бирже. Некоторые из них были созданы на основе брокерских контор, работающих на фондовом рынке.

С 1970-ых годов японские банки, работающие с ценными бумагами, стали проводить операции на финансовых рынках других стран и особенно США. Это получило выражение в покупке пакетов акций американских инвестиционных банков. Ряду крупнейших японских банков для операций с ценными бумагами удалось получить статус специализированных операторов с казначейскими обязательствами правительств иностранных государств.

В Японии, наряду с частными банками, функционируют государственные специализированные банки и государственные финансовые корпорации. Среди них в первую очередь следует выделить Импортный банк Японии и Японский банк развития, Народную финансовую корпорацию и Финансовую корпорацию малого бизнеса. Их главной задачей является финансирование приоритетных государственных программ, таких, например, как: развитие сельского хозяйства; региональные программы местных властей; поддержка малого бизнеса и т.д.

Учитывая некоторые специфические особенности регулирования банковского сектора в Японии по сравнению с Россией, следует акцентировать внимание на тех инструментах этого регулирования, которые можно использовать в российской практике. В этом плане большой практический интерес имеет опыт Банка Японии по реализации учетной политики, использованию принципа дифференциации учетных ставок с учетом конкретной макроэкономической ситуации и диспропорций в развитии различных секторов российской экономики.

Нельзя недооценивать опыт Банка Японии по дифференциации резервных требований к банкам страны. Применяя дифференцированный подход к установлению резервных требований, ЦБ РФ полнее реализовал бы принцип приоритетности развития разных банков, способствовал бы улучшению их деятельности.

Сегодня перед российским банковским сектором большую остроту приобретает проблема более активного привлечения вкладов населения, преодоления монополизма в этой области. В решении этой задачи могло бы помочь заимствование опыта банковской системы Японии, использование которого способствовало бы активизации банковской деятельности, расширению спектра банковских услуг, оказываемых населению. В этом убеждает практика работы таких российских банков, как Альфа-Банк, Мост-Банк, которые выбрали в качестве стратегического развития расширение операций с частными лицами.

Рассматривая опыт регулирования банковской деятельности США, отмечалось разделение банков после Великой депрессии на работающих и неработающих на фондовом рынке. Такой же подход реализован и в Японии. Несмотря на некоторую либерализацию в банковской отрасли, произошедшую в последнее время в Японии, число банков, работающих на рынке ценных бумаг, ограничено. В условиях недостаточного развития банковского сектора в России и фондового рынка и особенно их нестабильности было бы целесообразным воспользоваться опытом работы японских банков на рынке ценных бумаг.

Завершая анализ международного опыта организации и регулирования банковской системы, следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой четко определен и отлажен механизм ее государственного регулирования. В этом механизме особая роль принадлежит Центральным (национальным) банкам как одному из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах сохранения активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

ЦБ устанавливают нормативы и другие ограничительные показатели, являющихся обязательными для всех финансово-кредитных учреждений той или иной страны. Они помогают коммерческим банкам избежать системного риска, выполняя роль их кредиторов последней инстанции. Так, Федеральная резервная система США активно предоставляет подобного рода краткосрочные кредиты банкам, у которых наблюдаются тенденции к ухудшению ликвидности. Операции коммерческих банков регулируются со стороны государства также через организацию платежных систем.

В процессе эволюционного развития банковского сектора во многих развитых странах сложилась два подхода к проведению взаиморасчетов между кредитными учреждениями - жирорасчеты и расчеты в чековой форме. Жирорасчеты применяются в Германии, Японии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, Скандинавских странах, Великобритания и США - страны с преимущественно чековой формой расчетов. Но в последнее время наметилась тенденция к более широкому использованию жирорасчетов. Так, в Великобритании, где впервые был применен классический банковский чек и текущий счет, с 1968 г. по решению парламента банки и другие финансовые учреждения начали внедрять систему жирорасчетов. В США Национальная комиссия по электронным платежам в 1970 г. рекомендовала в целях совершенствования платежной системы использовать опыт европейских стран и учредить аналогичную жирорасчетам систему в дополнения к чековым платежам.

В России основная масса платежей осуществляется через громоздкую систему учреждений ЦБ - расчетно-кассовые центры. На сегодняшний день система взаиморасчетов не отвечает международным стандартам, предъявляемым как к скорости расчетов, так и к надежности их проведения. С либерализацией внешней торговли и выходом российских предприятий и организаций на внешний рынок приобретает большую остроту вопрос о совместимости нашей внутренней платежной системы с международной.

В последние годы актуальной становится проблема независимости ЦБ. Она активно обсуждается как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в постсоциалистических государствах. В странах Европейского Сообщества это проблеме связана, прежде всего, с формированием европейской системы центральных банков, а в странах Восточной Европы - с апробацией методов антиинфляционного воздействия ЦБ на экономику. В наибольшей степени независимы от государственной власти, среди рассматриваемых стран, ЦБ Германии и Федеральная Резервная Система США. Вопрос о независимости ЦБ РФ также имеет принципиальное значение. В Законе о ЦБ РФ говорится об экономической самостоятельности банка. Но обязанности ЦБ осуществлять функции в области финансирования дефицита государственного бюджета и проведения валютных интервенций на финансовом рынке делает его в значительной степени зависимым от правительства.

Относительно большой дефицит бюджета даже при действительно независимом ЦБ (как, например, Федеральная Резервная Система США) оказывает сильное инфляционное воздействие на экономику, заставляя его проводить финансовое оформление бюджетного дефицита. Даже при прямом запрете ЦБ финансировать расходы правительства он оказывается под давлением дефицита бюджета, выражаемым в изменениях процентных ставок. В этой связи в большинстве стран с развитой рыночной экономикой введены жесткие законодательные ограничения ЦБ на величину бюджетного дефицита.

Другим важным источником инфляционного давления правительства на денежную политику является обменный курс национальной валюты. Если он корректируется правительством, то министерство финансов диктует ЦБ объем интервенций на валютном рынке, что снижает возможности ЦБ по проведению независимой политики на денежном рынке. В развитых странах именно правительство, а не ЦБ обычно несут ответственность за поддержание курса национальной валюты. Например, страны - члены МВФ должны обеспечивать в определенном коридоре стабильность обменного курса своих валют. При этом, правительства этих стран определяют механизм формирования валютного курса и не вмешиваются в работу ЦБ по конкретным операциям на валютном рынке.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Классификация функций системы операционного обеспечения (бэк-офиса) коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Эффективность интеграции банков после слияния или поглощения
Об адаптации мирового опыта жилищного ипотечного кредитования в России
О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
Место банковской системы в рыночной экономике и ее государственное регулирования
Вернуться к списку публикаций