2011-12-27 16:46:59
ГлавнаяБанки и банковское дело — Место банковской системы в рыночной экономике и ее государственное регулирования



Место банковской системы в рыночной экономике и ее государственное регулирования


В течение последнего столетия развитие экономических систем ведущих стран мира характеризуется постоянным возрастанием роли государства, усилением его регулирующего воздействия на деятельность других субъектов экономики.

Современная рыночная экономика, по определению П. Самуэльсона, представляет собой смешанную систему свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется как со стороны общества, так и со стороны частных институтов, что подразумевает частичную замену некоторых элементов стихийного рыночного саморегулирования той или иной формой государственного регулирования и планирования. Постоянное, систематическое, всестороннее и планомерное государственное вмешательство, охватывающее все стадии общественного воспроизводства, становится в настоящее время неизбежным условием функционирования экономики.

В настоящее время существуют три основополагающих фактора, которые прямо или косвенно обусловливают необходимость наличия системы государственного вмешательства в экономику: монополистическая структура экономики; возникновение проблем глобального характера, которые не могут быть решены на микроэкономическом уровне; активное влияние денег и финансово-кредитной сферы в целом на поведение реального сектора экономики.

Объективная потребность в расширении сферы государственного регулирования экономики возникла в наиболее развитых странах в конце XIX в. именно в связи с монополизацией хозяйства. Нарастание процессов монополизации усилило регулирующее вмешательство государства в экономику и привело к формированию в промышленно развитых странах в 1930-1960-х г. экономической системы, которая характеризуется ключевой ролью государства в экономике, а также повышением значимости государства как фактора экономической и социальной стабильности общества, смягчающего порождаемые монополизацией хозяйства противоречия.

С увеличением финансово-экономического потенциала монополистических объединений государство нередко переходит от своего воздействия на все хозяйство в целом к прямому взаимодействию с ним с целью использования их заинтересованности в сохранении существующего общественного устройства для решения задач общегосударственного значения. Монополии на определенном этапе своего развития сами стремятся привлечь государство к контролю над собой, пытаясь ослабить конкуренцию путем легализации монопольного положения на рынке в обмен на отказ от некоторых выгод этого положения и предоставление финансовой и политической поддержки государству. Наиболее наглядным примером являются «естественные монополии», то есть отрасли, в которых конкуренция признана государством экономически нецелесообразной, а встроенные рыночные регуляторы фактически заменены государственным контролем.

К глобальным проблемам, требующим участия государства в их решении, можно отнести: во-первых, ускорение научно-технического прогресса, внедрение новой техники и технологии, которые привели к резкому увеличению потребности в финансовых ресурсах, удовлетворение в которых становится возможным лишь на уровне государства или с его поддержкой; во-вторых, повышение значимости и остроты социальных, экологических, демографических факторов, которые могут быть учтены лишь на общенациональном или межгосударственном уровне в силу масштабов и системности соответствующих явлений, а также отсутствия прямой взаимосвязи между ними и функционированием отдельных субъектов экономики.

Третьей причиной, вызывающей потребность в государственном регулировании современной экономики, является активная роль денег, которую они стали играть после утраты своей товарной природы. В эпоху металлического стандарта, как указывает Т. Негиши, экономисты рассматривали деньги в качестве нейтрального посредника при товарном обмене. Однако впоследствии, в силу развития кредитной системы, деньги приобрели относительную самостоятельность, их покупательная способность стала изменяться вне зависимости от процессов, происходящих в реальном секторе экономики, что и обусловило появление циклических кризисов как проявлений реакции реального сектора экономики на несбалансированность денежно-кредитной сферы.

Данный вывод был впервые сделан А. Маршаллом, а затем - Дж.М. Кейнсом, который предложил механизмы использования правительством соответствующих эффектов для воздействия на деловой цикл. К. Маркс также указывал на способность кредитной системы дестабилизировать ситуацию в реальном секторе, однако он не учитывал возможность сознательного влияния на денежно-кредитную сферу с целью достижения необходимого эффекта в экономике в целом.

В современной экономике деньги являются обязательствами банковской системы, соответственно, воздействовать на деньги государство имеет возможность только через воздействие на банковскую систему, деятельность которой предопределяет как количество денег в обращении, так и их цену (ссудный процент).

Стратегическая цель государства в его воздействии на финансово-кредитную сферу заключается в обеспечении состояния, для характеристики которого в зарубежной литературе используется термин «ликвидность экономики», предполагающий внутреннюю сбалансированность рынков товаров, труда и капитала. Достижение ликвидности экономики напрямую связывается с действиями государства в области денежно-кредитной политики, которая признается фактически главнейшим направлением государственного регулирования экономики.

В наибольшей степени такой подход характерен для последователей монетаристской концепции, которые считают поведение именно банковской системы, определяющей своими действиями количество денег в обращении и процентную ставку, главным фактором, воздействующим на экономическую конъюнктуру. Таким образом, являясь сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику, монетаристы считают целесообразным контролировать только денежно-банковскую сферу, что позволяет эффективно влиять на всю экономику через ответную реакцию банковской системы на регулирующее воздействие правительства.

Для эффективного функционирования такой модели государственного вмешательства в экономику одним из наиболее необходимых элементов является наличие устойчивой, независимой и дееспособной банковской системы, причем ее структурные параметры должны быть четко определены государством и соответствовать потребностям экономики.

Обобщая вышеизложенное можно констатировать, что одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является воздействие на денежно-кредитную сферу и, в частности, на банковскую систему. Она изначально представляет собой совокупность субъектов экономики, которые специализируются на оказании специфических услуг, связанных с оптимизацией движения финансовых активов небанковских лиц.

Государство обладает по отношению ко всем без исключения субъектам экономики полномочиями, достаточными для поддержания общих правил ведения хозяйственной деятельности. Баланс интересов государства как выразителя потребностей общества в целом и субъектов каждой отдельной отрасли экономики максимально соблюдается в случае, если при регулировании отдельных секторов хозяйства или рынков тех или иных товаров и услуг государство придерживается следующих основных принципов.

Во-первых, обеспечение подконтрольности деятельности субъектов отрасли уполномоченным государственным органам в целях обеспечения соблюдения нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Данная цель достигается путем организации и правового закрепления системы государственной регистрации коммерческих предприятий и лицензирования некоторых видов деятельности, а также текущего контроля в форме предоставления периодической отчетности и непосредственных проверок, осуществляемых соответствующими государственными учреждениями либо другими структурами, действующими в интересах общества или от имени государства.

Во-вторых, защита прав клиентов, контрагентов и инвесторов, которые могут быть нарушены в результате недобросовестных или непрофессиональных действий субъектов данной отрасли или участников данного рынка. В рамках достижения этой цели государством осуществляются мероприятия по созданию соответствующей законодательной базы и институтов, в том числе относящихся к судебной и судебно-исполнительной системам, способных эффективно предупреждать, выявлять и пресекать какие бы то ни было умышленные нарушения субъектами отрасли прав других лиц, а также надлежащим образом возмещать нанесенный ущерб. Кроме того, государством могут устанавливаться обязательные требования к качеству производимой продукции или услуг, к профессиональной квалификации руководителей действующих на рынке организаций и персонала определенных категорий, а также минимальные требования к финансовым показателям, характеризующим способность этих организаций стабильно осуществлять основную деятельность и нести имущественную ответственность перед другими субъектами экономики.

В-третьих, поддержание справедливой конкуренции, недопущение монополизации рынка путем контроля за концентрацией собственности.

В-четвертых, разумный протекционизм по отношению к отечественным участникам рынка, который должен сдерживать экспансию иностранных компаний, но при этом не противоречить международному праву, не лишать потребителей продукции или услуг права выбора и не стимулировать технологическое отставание и снижение эффективности деятельности национальных участников рынка. Защита внутренних рынков может осуществляться как административными, так и экономическими методами.

В-пятых, ограничение минимально допустимого уровня прямого участия государства в функционировании отрасли или рынка, связанного с национализацией, предоставлением субсидий, материальной, организационной, нормативно-правовой поддержки целесообразным представляется четкое разграничение в частном секторе экономики сфер контроля и ответственности между государством и самими участниками рынка.

В-шестых, приведение, по возможности, действий субъектов отрасли в соответствие с целями, признанными государством приоритетными.

Все вышеперечисленные принципы государственного регулирования, безусловно, применимы и к банковской системе. В то же время необходимо учитывать то, что коммерческие банки выполняют специфические функции. Они осуществляют три основные функции: во-первых, приведение в соответствие финансовые требования конечных поставщиков и конечных потребителей ссудного капитала путем выпуска собственных финансовых обязательств и приобретения выпущенных другими лицами; повышение эффективности функционирования капитала за счет более квалифицированного управления им; снижение рисков инвесторов в результате диверсификации вложений. Кроме того, побочной функцией финансовых посредников является эмиссия финансовых инструментов, используемых в качестве средств платежа.

Коммерческие банки имеют право на ведение текущих счетов, увеличение количества находящихся в обращении законных платежных средств, абсолютная ликвидность которых гарантируется государством, обслуживание системы безналичных платежей, включая учет всей безналичной денежной массы; тесных связей с клиентами, на обеспечение проведения государственной денежно-кредитной политики, то есть выполнение банковской системой функции канала как прямой, так и обратной связи между государством и небанковским сектором экономики.

В литературе содержатся и другие варианты определения и классификации функций коммерческих банков. Например, Ю. Коробов рассматривает банки как предприятия по оказанию услуг, связанных с финансированием, инвестированием и рационализацией оборота финансовых активов. Д. Джаффи все функции коммерческих банков подразделяет на микроэкономические и макроэкономические. К первым относятся перераспределение капитала путем привлечения кредитных ресурсов и их размещения от своего имени и эмиссия кредитных орудий обращения, а ко вторым - посредничество в расчетах и платежах и генерация новых денег за счет эффекта мультипликативного расширения денежной массы.

Если рассматривать функции банковского сектора в целом с учетом включенности в жестко структурированную систему, то можно выделить три конституирующие функции коммерческих банков, выполнение которых и предопределяет исключительную макроэкономическую значимость банковской системы: перераспределение капитала, обеспечение хозяйства средствами платежа и посредничество в расчетах.

Перераспределение капитала осуществляется коммерческими банками путем привлечения депозитов в широком смысле, включая средства на расчетных и текущих счетах и от реализации собственных долговых ценных бумаг, выдачу кредитов и другие инвестиционные операции (лизинг, факторинг, приобретение иностранной валюты, объектов тезаврации и т.д.). Коммерческие банки не являются единственным каналом перераспределения капитала: кроме них в этом процессе участвуют бюджетная система, рынок ценных бумаг, небанковские институциональные инвесторы (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.) и функционирующие торгово-промышленные компании (через механизм коммерческого кредитования).

Перераспределение капитала через небанковские структуры наиболее характерно для США, где на банковские активы к началу 1990-х гг. приходилось менее 40% активов всех финансовых посредников (без учета средств, находящихся в трастовом управлении банков, которые составляют около 1/3 от их активов, а доля банковских кредитов в заемном капитале нефинансовых компаний (коэффициент кредитной интермедиации) составляет не более 35-40% . В большинстве европейских стран и в России, напротив, доминирующие позиции на рынке капитала традиционно занимают коммерческие банки. Коэффициент кредитной интермедиации в среднем по странам Западной Европы достигает 50- 60%, причем в Европе именно коммерческие банки являются крупнейшими операторами рынка ценных бумаг и держателями значительных, в том числе контрольных, пакетов акций небанковских корпораций.

В России в настоящее время рынок корпоративных долговых ценных бумаг только начинает развиваться. Для промышленных предприятий банковский кредит играет более значимую роль дополнительном финансировании. Небанковские финансовые посредники в большинстве своем находятся на начальной стадии развития.

Обеспечение экономики достаточным количеством платежных средств и поддержание их покупательной способности и ликвидности в условиях окончательной утраты деньгами своей товарной природы полностью перешло под контроль банковской системы. Современные деньги являются только обязательствами центрального банка и коммерческих банков. Причем удельный вес обязательств коммерческих банков в денежной массе достигает в развитых странах более 90% (в США на начало 1990 г. доля наличных денег в денежной массе (М2) составляла всего 7,2%). В России на начало 2001 г. доля билетов Банка России в денежной массе составила 36,6%. Поддержание стабильности современной денежной системы сводится к регулированию способности коммерческих банков создавать новые платежные средства. Она является для экономики в целом жизненно необходимой.

По мнению большинства исследователей, многие проблемы современной российской экономики связаны с крайне низким уровнем насыщенности экономики платежными средствами. В нашей стране коэффициент монетизации колеблется в последние годы на уровне 15-20%, в то время как в развитых странах он составляет 100% и выше. Подобное положение приводит к кризису взаимных неплатежей и расширению практики использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и бартера, что выводит из-под государственного контроля значительную часть сделок, а также лишает государство в лице Центрального Банка эмиссионного дохода.

Посредничество банковской системы в расчетах между небанковскими лицами напрямую связано с эмиссией кредитных орудий обращения, в первую очередь, безналичных денег, учет и коммуникация которых невозможны вне рамок банковской системы. Наличие у субъектов экономики возможности проведения безналичных платежей позволяет значительно снизить общественные издержки и риски, а также вовлечь в хозяйственный оборот предназначенные для текущих платежей средства небанковских организаций. Необходимость в бесперебойном обслуживании внутреннего и внешнего платежного оборота требует от банковской системы соблюдения следующих условий: единство принципов организации деятельности всех банковских учреждений, их включенность в общую клиринговую систему, доступность банковских услуг по всей территории страны, взаимосвязанность с банковскими учреждениями других стран.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Супермаркеты кредита
Использование зарубежного опыта развития банковской инфраструктуры
Становление и развитие системы коммерческих банков в России
Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стратегия
Комплексное решение проблемы предоставления банковских услуг населению
Вернуться к списку публикаций