2009-07-08 00:32:02
ГлавнаяИстория и историография — Усиление монархических тенденций при преемниках Августа



Усиление монархических тенденций при преемниках Августа


Деятельность Клавдия в этой области была более существенной и разнообразной. Он, в частности, утвердил новые правила прохождения магистратур. При нем была установлена четкая всадническая карьера: eguestris militias ita ordinavit, ut post cohortem alam, post alam tribunatum. Право принцепса воздействовать на магистратов и создавать для них новые нормы уже не подвергалось сомнению.

В период принципата Нерона происходило дальнейшее изменение положения и функций магистратур. Некоторые из них теряли свое значение и утрачивали функции, чаще всего - в пользу складывающегося императорского аппарата. Остатки прав, сохранившиеся за народными трибунами, были еще более ограничены запрещением разбирательства ими ряда дел. Окончательно потерял значение эдилитет, квесторы эрария были заменены префектами. Определенные изменения коснулись деятельности квесторов. В частности, была отменена обязанность давать дорогостоящие гладиаторские игры лицам, избранным в квесторы. Смысл этого изменения состоял, видимо, в том, чтобы должностные лица, прямо не подчиненные принцепсу, не получали большой популярности. Заведование книгами государственного казначейства было передано от квесторов префектам, назначавшимся из числа бывших преторов. Роль других должностей сохранялось. Сам Нерон четырежды занимал должность консула, что должно было подчеркнуть значение этой республиканской магистратуры. Отдельные шаги предпринимались и в реорганизации порядка замещения магистратур. Так, сыновей вольноотпущенников, при Клавдии принятых в сенат, перестали допускать к занятию должностей.

Являясь фактическими главами государства, принцепсы занимали и традиционные магистратуры. Тиберий до прихода к власти получал должности квестора, претора и консула «раньше срока и почти без перерыва», затем получил второе консульство и трибунскую власть. Став после смерти Августа фактическим правителем Рима, он трижды принимал консульства на короткие сроки. Калигула четыре раза был консулом, один раз при этом без коллеги, так как избранный второй консул умер до вступления в должность. Еще в период принципата Гая Цезаря Клавдий был консулом вместе с принцепсом. Впоследствии, являясь фактическим главой государства, Клавдий занимал и традиционные магистратуры. Так, четырежды он был консулом, в 47-48 гг. Клавдий был цензором вместе с Вителлием и в этом качестве провел ценз римских граждан. Нерон, как уже было отмечено, четырежды занимал должность консула.

Отношение к магистратурам Гальбы, Отона и Вителлия было достаточно традиционным. Флавий Веспасиан во многих случаях влиял на выборы магистратов. Так, Светоний сообщает, что «Веспасиан сделал консулом Меттия Помпузиана, чтобы тот в свое время вспомнил об этой милости», а для. ускорения рассмотрения судебных дел сам «выбрал по жребию лиц, чтобы возвращать пострадавшим имущество, отнятое во время войны, и чтобы решать вне очереди дела, подведомственные центумвирам». Светоний и Дион Кассий сообщают и о «продаже» должностей соискателям.

Сам Веспасиан занимал большое количество должностей как до, так и во время своего принципата. Светоний так повествует об этом: «Служил он войсковым трибуном во Фракии, после квестуры получил по жребию провинцию Крит и Кирену, выступив соискателем должностей эдила и претора, одну должность он получил не без сопротивления, и только шестым по списку, зато другую - по первой же просьбе и в числе первых.». «В правление Клавдия он...был направлен в Германию легатом легиона, а потом переведен в Британию, где участвовал в тридцати боях с неприятелем и покорил два сильных племени, более двадцати городов и смежный с Британией остров Вектис. За это он получил... два жреческих сана (понтификат и авгурство) и консульство. После этого до самого своего проконсульства жил он в покое и в уединении», «после этого (т.е. после получения высшей власти) он восемь раз был консулом, не считая прежнего, был и цензором.» Консулом Веспасиан был в 70-72, 74-77 и 79 гг. (при этом его коллегой каждый раз был Тит), цензором, по-видимому, в 73 или 74 г., а трибунскую власть и имя отца отечества он принял лишь через много лет после прихода к власти.

Занимали традиционные магистратуры также и Тит, и Домициан. Но подвластность им всех должностных лиц была уже совершенно очевидной, и Светоний с похвалой Домициану пишет, что он «столичных магистратов и провинциальных наместников держал в узде».

Таким образом, консулат в период принципата, как и в республиканские времена, оставался важнейшей магистратурой, о чем свидетельствует и борьба среди виднейших римлян за этот пост, и внимание, какое принцепсы уделяли определению кандидатов в консулы, и тот факт, что сами принцепсы неоднократно занимали эту должность. В течение всего периода принцепсы сами обладали трибунской властью, и периодически им назначались коллеги, номинально обладавшие той же властью. Однако, считать трибунскую власть этих коллег совершенно равной трибунской власти принцепсов нельзя хотя бы уже потому, что их назначение происходило только по просьбе принцепса.

Итак, традиционные римские магистратуры сближались по своему значению и положению с императорским аппаратом. Подчиненность должностных лиц принцепсу выражалась в его возможности регулировать порядок выборов и правила замещения должностей, а также в реальном контроле над деятельностью магистратов. Сами же принцепсы, даже занимая по видимости традиционные должности, в республиканскую систему магистратур все-таки не вписывались.

Рядом с системой республиканских органов появились и вырастали новые институты, созданные с той же целью - управлять государством. Таким институтом, в частности, был совет императора, который продолжал оставаться неофициальным, его состав не был четко определен, но вместе с тем, он являлся более или менее постоянным органом. Клавдий практически все важные решения принимал в совете, либо обсуждал там дела перед вынесением их на суд сената. Калигула и Нерон не считали нужным с кем-либо советоваться, поэтому в периоды их правления роль consilium principis не могла быть значительной. В целом же анализ действий и состава совета показывает, что этот орган был наиболее удобен именно для ситуации, когда фактически у власти стоит один человек, но по традиции значимые для государства решения должны приниматься коллегиально. Таким образом, consilium principis в определенном смысле стал подменять собой веками существовавший в Риме совещательный коллегиальный орган - сенат.

В решении государственно-правовых вопросов все более заметную роль играл бюрократический аппарат. Уже при Августе действовал довольно многочисленный корпус чиновничества - officia, о чем уже говорилось в предыдущей главе. Императорские службы создавались не на основе каких-либо нормативных актов, четко определяющих круг прав и обязанностей, а на делегировании императором своих полномочий особо доверенным зависимым от него лицам. Все большее значение и широкое распространение получает институт прокураторов. Принципы назначаемости чиновников, иерархичности, отсутствие регламентации срока службы, а также отсутствие формальных требований к замещению должности были очень удобны именно с точки зрения подчинения всей системы управления одному человеку - принцепсу. Тиберий и в этой области придерживался политики Августа.

Гай Калигула первым привлек к широкому участию в государственных делах вольноотпущенников, Клавдий продолжил этот курс. Усиление внесенатского аппарата Клавдием проявилось, в частности, в замене ряда республиканских магистратов лицами, подчиненными принцепсу. Так, квестор Остии был заменен на procurator portus Ostienis, а префект анноны окончательно вытеснил сенаторских префектов для раздачи хлеба (praefecti frumenti dandi). Надзор за дорогами, улицами и акведуками в Риме был передан императорским кураторам и прокураторам, а функции морских квесторов (quaestores classici) получили императорские префекты флота в Мизене и Равенне. Наконец, с 44 г. принцепс стал назначать квесторов, ведавших охраной эрария. Наиболее важным в плане усиления внесенатского аппарата был сенатус-консульт 53 г, давший прокураторам право юрисдикции с обязательным выполнением их распоряжений, а также ряд военных полномочий. Одновременно легализовалась контрольная функция прокуратора по отношению к наместнику. Завершилось и оформление фиска как отрасли бюрократии. Таким образом, императорский аппарат охватывал все важные составные части государственной жизни, все более вытесняя традиционные римские учреждения.

Помимо официально назначаемых должностных лиц, государственные функции исполняли и императорские либерты (вольноотпущенники), роль которых была значительной уже при Калигуле. Некоторые из либертов Калигулы после убийства последнего были казнены, но многие, как Каллист, Нарцисс и др., перешли к Клавдию и играли при нем важную роль. Для Клавдия либерты явились основой формирования дворцовых канцелярий. Точное число канцелярий неизвестно, но можно назвать, по крайней мере, пять: ab epistulis - по делам переписки, a rationibus - по делам собственности императора; a libeilis -по делам прошений; a cognitionibus - по юридическим делам; a studiis - своеобразная референтура императора. Канцелярии не имели официального статуса и не были принципиально новым явлением, так как любой политик и вообще любой крупный собственник имел свой штат «бюрократического» персонала из числа рабов и вольноотпущенников. Тем не менее, близость к императору делала фактическую роль канцелярий огромной. Новшеством Клавдия было не создание этого аппарата, а его увеличение, более четкое разделение на «отделы» и повышение значения императорских либертов, начало легализации их положения. Расширение нового аппарата облегчало управление, приспосабливая его к нуждам державы, и, кроме того, создавало новую правящую группу, не связанную с сенатом.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Великая отечественная война в исторических исследованиях 1960-1990
Традиции и новаторство местного самоуправления в России
Правление Октавиана Августа
К вопросу об истории становления и развития государственных финансовых институтов в России
Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Вернуться к списку публикаций