2009-07-08 00:32:02
ГлавнаяИстория и историография — Правление Октавиана Августа



Правление Октавиана Августа


Магистратуры в период правления Августа начали изменять свою сущность. При этом одни должности изменялись больше, другие - меньше, но можно проследить и общие направления этих перемен. По-прежнему консулат являлся высшей магистратурой. Как и раньше, звание консула стремились получить лица сенаторского сословия, и, чтобы удовлетворить многих претендентов, на один год избираются не два консула, а несколько: двое из них (consules ordinarii) вступали в должность на новый год и давали году свое имя, другие вступали в управление после них и назывались consules suffecti. Потеряла свое прежнее значение цензура. Известно, что были избраны цензоры в 22 г., но они не выполняли обычных обязанностей. Ценз проводился самим Августом, на что он сам указывает в RGDA. Были изменены функции некоторых других магистратов. Преторы вместо эдилов стали с 22 г. заведовать устройством игр, вместо квесторов претор ведал государственной казной - эрарием. Число преторов было уменьшено при Августе до десяти. Август учредил новые должности: попечители об общественных постройках, о дорогах, о водопроводах, о русле Тибра, о распределении хлеба народу.

Подконтролен принцепсу оказался и выпуск монет, осуществлявшийся в республиканскую эпоху специальными младшими магистратами - триумвирами, хотя изменения здесь не слишком заметны. Ни использование эмиссии монет в целях пропаганды официальной политики, приобретшее широкомасштабный характер в этот период, ни идея помещения портрета главы государства на аверс не были новыми. Здесь Август лишь использовал, расширил и усовершенствовал то, что существовало до него. Новым в области монетной эмиссии в период принципата Августа был фактический контроль принцепса над выпуском монет.

Были внесены изменения и в порядок прохождения магистратур - certus ordo magistratuum. Для получения первой магистратуры - квестуры требовались сенаторский ценз в 1 млн. сестерциев, двадцатипятилетний возраст и служба на командной должности в армии. Квестура давала право лицам из патрицианских родов добиваться претуры; плебеи же до этого должны были занимать должность эдила или народного трибуна; между претурой и консулатом должен был быть двухлетний перерыв. Август снизил возраст для прохождения магистратур сыновьями сенаторов. Эти меры были призваны усовершенствовать управление государственными делами, но в итоге лишь способствовали созданию нового привилегированного слоя.

Влияние принцепса широко распространяется и на судебные инстанции. Формально в эпоху принципата наиболее важные уголовные преступления рассматриваются постоянными судебными комиссиями. Но и сам Август разбирал в Риме уголовные дела и выносил смертные приговоры. По некоторым делам император выносил решение в качестве высшей судебной инстанции. К нему направлялись из всех провинций римские граждане, обвиненные в тяжелых преступлениях. При Августе возникает понятие maiestas как квалификация преступления против принцепса. Однако, репрессивной политику Августа назвать нельзя, так как источники не дают сведений об очень большом количестве смертных приговоров, или о массовом применении внесудебных репрессий. Напротив, есть сообщения о его мягкости. Обвинения в адрес Августа в том, что он стремился любыми путями уничтожить своих политических противников или соперников, не всегда находят подтверждение, и могут быть объяснены негативным отношением к личности принцепса. Так, Г.Ферреро не согласен с мнением о том, что Октавиан готовил заговор против Антония.

Многие магистратуры не имели того политического и социального значения, как во времена Республики. Не всегда удавалось найти нужное количество кандидатов для занятия магистратур. В 12 году было мало людей, которые добивались трибуната, так как сила народных трибунов, по словам Диона Кассия, была уничтожена. Тогда Август предоставил каждому магистрату право предложить одного кандидата из всадников, обладавших имуществом не менее чем в 250 тыс. сестерциев; эти народные трибуны после выполнения своих полномочий могли войти в состав сената или вернуться во всадническое сословие. В 5 г. н.э., когда Рим испытывал внутренние и внешние затруднения, никто не хотел быть эдилом, и Август велел выбрать их из числа квесторов и народных трибунов. Однако, систематического уклонения от магистратур еще не наблюдалось. Вокруг высших магистратур иногда развертывалась борьба, как во времена Республики. Кроме того, если среди римской новой знати занятие магистратур считалось обременительным, то в италийских городах гордились своими соотечественниками, проникшими в первое сословие, о чем свидетельствует, например, надпись Кв. Вария Гемина, которая гласит, что он первый из пелигнов был возведен в сенаторы.

Октавиан Август, бесспорно, занимал главенствующее положение по отношению к магистратам, что выражалось, в первую очередь в возможности принцепса влиять на их избрание. Jus intercessionis позволяло ему запрещать магистратам любые их действия, что заставляло их считаться с его мнением, а трибунское jus coercitionis давало Августу возможность принимать в отношении магистратов карательно-принудительные меры. Кроме того, он устанавливал и изменял правила относительно порядка замещения должностей и полномочий должностных лиц.

Одним из направлений изменения структуры государственного управления явилось формирование императорского бюрократического аппарата. При Августе действовал довольно многочисленный корпус чиновничества - officia. Императорские службы создавались не на основе каких-либо нормативных актов и предписаний, четко определяющих круг прав и обязанностей, а на делегировании императором своих полномочий особо доверенным лицам. Следствием этого стала зависимость легата от императора, назначавшего его, к тому же, как правило, единолично.

Создавая бюрократический аппарат, Август имел известный прецедент в предшествующей республиканской истории. Магистрат, отправляясь в провинцию или приступая к выполнению своих функций, пользовался помощью людей, находившихся от него в личной зависимости: это были рабы, вольноотпущенники и клиенты. Они назначались своим господином или патроном и были ответственны только перед ним, а отвечал за осуществление всех полномочий только он сам. Кроме того, большую роль в политической жизни республиканского Рима играл институт «друзей» (amicitia), развившийся по аналогии с патронатом и клиентеллой. Но клиентелла или была наследственной, или устанавливалась на основании особого jus applicationis, по которому клиент как бы усыновлялся, или же была результатом освобождения на волю раба. Amicitia же была связью неформальной. Об институте друзей, как неравных партнеров, говорит Сенека.

Источники и прецеденты императорской бюрократии были многообразны, и в системе, созданной по их схемам, много таких черт, которые Н.А. Машкин назвал патримониальными. Август подобно патрону дает поручения и назначает на различные должности своих «друзей», «спутников», вольноотпущенников и даже рабов. Использование чисто личных связей было выражением auctoritas Августа. Оказывала влияние на формирование бюрократии и практика эллинистических государств. В I веке до н.э. особым доверенным лицам, главным образом, из среды клиентов - вольноотпущенников, поручалось ведение тяжебных и иных дел. Такие доверенные лица стали называться прокураторами. Назначение прокуратора не было связано с той или иной формальностью. Этот институт, носивший вначале частноправовой характер, не сразу признанный судебными инстанциями, получил широкое распространение во времена империи. Императорские прокураторы ведали самыми разнообразными делами: сбором некоторых налогов, осуществлением хозяйственных функций. Прокураторы, наряду с вольноотпущенниками, клиентами и рабами императора и стали основой имперского бюрократического аппарата. Однако, бюрократия комплектовалась не только из этих полусвободных или несвободных элементов. Самые высокие должности занимались представителями высших сословий. Таким образом, к управлению государством оказались привлеченными все слои населения, что способствовало расширению социальной базы принципата.

В силу того, что Август пользовался империем, он назначал легатов из представителей сенаторского сословия. Они командовали армиями и управляли императорскими провинциями. В частности, в 27 г до н.э. были назначены legati Augusti pro praeteri. Назначение легатов восходит к республиканской практике, которая была использована императором для создания круга должностных лиц, принадлежащих к сенаторскому сословию, но зависящих от императора. Многочисленные надписи указывают, что императорские легаты приравнивались к пропреторам и составляли особое («нерегулярное») звено в сенаторской карьере. Большое значение в формирующейся императорской бюрократии приобретали особые всаднические должности: префект, прокуратор. Венцом всаднической карьеры была должность praefectus praetorio, командующего преторианской гвардией. Только от императора зависело назначение префекта города (prefectus urbi). По преданию, эта должность появилась еще в царскую эпоху; в республиканские времена префект города назначался иногда во время отсутствия консулов. Так, после того, как в 19 г. н.э. Август расширил права своей tribunicia potestas присоединением к ней правомочия «охраны нравов и законов» (cura morum et legum), он, покидая в 16 году Рим, уже вполне «официально» поставил на должность префекта города с полномочиями сига morum et legum Статилия Тавра. Новые бюрократические структуры создавались в самых различных областях общественной жизни. С 6 г. до н.э. действует «ночная стража» во главе с praefectus vigilum, что тоже явилось нововведением в системе управления государственными делами. С целью выполнения тех или иных государственных функций создавались комиссии. Так, по инициативе Августа была образована под руководством Агриппы особая комиссия для производства переписи населения (descriptio imperii Romani).

В государственном аппарате появились 4 разряда чиновников: sexagenarii, trecenarii, ducenarii и centenarii, различавшиеся размером оплаты. Последняя варьировалась от 100000 до 600000 сестерциев в год, для отдельных (более высоких) должностных лиц вознаграждение могло быть выше. Могут быть предложены и иные классификации должностей: сенаторские должности; всаднические должности; должности императорских вольноотпущенников; солдатская служба. По предметно-отраслевому признаку несколько приблизительно можно выделить службы, которые возглавлялись: а) легатами, управляющими императорскими провинциями; б) префектами, уполномоченными делать распоряжения вместо принцепса; в) прокураторами, заменяющими принцепса в чисто исполнительной деятельности; г) кураторами; д) препозитами. Позднее появились новые императорские должности: магистры, адвокаты, юридики и другие.

Императорский служебный аппарат оформлялся в соответствии с такими принципами, как иерархичность, назначаемость (как правило, самим императором), производность компетенции от полномочий принцепса, отсутствие регламентации срока службы, отсутствие формальных требований к замещению должности, материальное вознаграждение. Необходимо отметить, что и при формировании бюрократического аппарата первый римский император стремился в большой мере следовать установившимся традициям. Нарушения республиканского порядка в этой области прослеживаются, главным образом, в суммарном увеличении влияния чиновничества на государственное управление. Но, поскольку бюрократический аппарат был подчинен принцепсу, то и здесь можно говорить о тенденции централизации власти.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Новая интерпретация истории Киевской Руси
Правление Октавиана Августа
Влияние традиций на управление сферой культуры на пороге ХXI века: история, современность, прогнозы на будущее
Конституционные взгляды и реформы Сперанского
Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов - историко-теоретический аспект
Вернуться к списку публикаций