2009-07-08 00:32:02
ГлавнаяИстория и историография — Правление Октавиана Августа



Правление Октавиана Августа


Tribunicia potestas Октавиана Августа обладала целым рядом специфических черт. Во-первых, трибунская власть принадлежала лицу, которое не было народным трибуном и не могло им быть в силу принадлежности к патрицианскому сословию; во-вторых, власть эта не была ограничена ни во времени, ни в пространстве; в-третьих, она была предоставлена по решению сената, с санкции не трибутных, а центуриатных комиции; в-четвертых, Октавиан в качестве трибуна не имел коллег и не относился к коллегии трибунов (сенат лишь несколько раз назначал Октавиану Августу коллег по его же просьбе). Tribunicia potestas (в отрыве от должности народного трибуна) предоставлена была впервые Юлию Цезарю, что вполне соответствовало его положению бывшего вождя популяров. При Августе, по мнению Н.А. Машкина, это оставалось пережитком прошлого демократизма.

Трибунская власть предоставлялась Августу поэтапно: в 36, 30 и 23 гг. до н.э. В настоящее время представляется доказанным, что полные трибунские правомочия были предоставлены в 23 г. до н.э., как об этом сообщает Дион Кассий, и что согласуется с утверждением самого Августа - он исчисляет время своего обладания трибунской властью именно с двадцать третьего года до нашей эры. До этого времени tribunicia potestas имела почти исключительно идеологическое значение и создавала Августу неответственное положение (в силу lex sacrata личность народного трибуна была священна и неприкосновенна).

В 36 г. до н.э. Октавиан, будучи одним из triumviri rei publicae constituendae, пожизненно приобрел одну из прерогатив tribunicia potestas -трибунскую неприкосновенность (sacrosanctus), а также право занимать трибунское кресло. По всей вероятности, смысл приобретения состояния sacrosanctus состоял в том, чтобы не только обеспечить личную неприкосновенность», но главным образом создать неответственное и независимое от сената положение, так как в том же году он обещал сложить с себя чрезвычайные полномочия, и сенат мог потребовать отчета у бывшего должностного лица.

В 30 г. до н.э. Октавиан был обладателем консульского империя и по этой причине, вероятно, не мог приобрести трибунскую власть в полном объеме. Однако, он приобрел новые правомочия, составлявшие главное содержание tribunicia potestas. Он получил расширенное специально для него jus auxilii (право на защиту, помощь), действие которого выходило теперь за пределы городской черты. Тацит свидетельствует об ограничении tribunicia potestas правом auxilii latio (правом оказания помощи).

Впоследствии же Август предпочел трибунскую власть консульской. По мнению Салмона, трибунская власть была чрезвычайной и неудачной заменой консулату. Ф.А. Михайловский же считает, что соединение трибунской власти с полномочиями и привилегиями в сенате было самой реальной, если не единственно возможной формой установления единовластия в Риме. Добавим: к этому соединению Августу пришлось еще многое прибавить. Причины предпочтения трибунской власти были, видимо, следующие: во-первых, коллега консула должен был бы иметь такие же полномочия, как и сам принцепс, что его принципиально не могло устроить; во-вторых, tribunicia potestas оказалась более предпочтительной, так как могла быть дополнена полномочиями, ранее принадлежавшими консулам или цензорам; в-третьих, большое значение имел и идеологический аспект трибунской власти. Трибунские полномочия имели в определенной степени сакральный характер, подчеркнутый самим Августом. Tribunicia potestas давала Августу право и созыва сената, и доклада на его заседаниях, и право законодательной инициативы. По справедливому замечанию Я.Ю. Межерицкого, отказ от консульство с избытком компенсировался трибунской властью.

В 23 г. до н.э. Октавиан Август получил tribunicia potestas во всей полноте, что означало добавление права интерцессии, права совета с сенатом и права обращения к народу. Кроме того, принцепс получал jus primae relationis, jus correctionis, jurisdictio - производные права, которыми обладали все магистраты. С 22 года Август имеет право неограниченное число раз созывать сенат и председательствовать на нем. В литературе имеются разногласия относительно связи jus consulendi senatus с трибунской властью. Так, по мнению Е.Т. Салмона, это право по существу трибунское; однако, tribunicia potestas не давала права когда угодно и по какому угодно случаю созывать сенат, а по мнению Л. Виккерта, право созыва сената вообще не было связано с трибунатом. Однако, опираясь на источники, можно сделать вывод о том, что принцепсы и в последующее время созывали сенат, опираясь именно на трибунскую власть. Однозначно об этом говорится у Тацита (Тиберий созвал сенат по случаю смерти Августа на основании tribunicia potestas). В 19 году Августу были предложены полномочия надзора за нравами и законами, от чего он отказался, считая, что достаточно его трибунской власти. Следовательно, можно говорить о том, что фактически к tribunicia potestas присоединилась cura legum et morum в форме расширенной jus coercitionis.

Резюмируя сказанное о tribunicia potestas Октавиана Августа, отметим, что те полномочия, которые имел принцепс в рамках власти народного трибуна, не ставили его в положение единоличного правителя, но предоставляли ему возможность влиять на самые различные элементы механизма государственного управления, и в этом смысле действительно могут рассматриваться как основа «монархизации» режима.

Проконсульская власть, которую А.Б. Егоров называет республиканской властью, вышедшей за пределы принципата, развивалась в Риме с началом заморских завоеваний и окончательно оформилась в 53 - 51 гг. до н.э. Однако, античные источники не знают термина «imperium proconsulare». Здесь следует применять общее понятие промагистратуры - ситуации, когда частные лица облекаются магистратскими полномочиями, что сначала было возможно только за пределами Рима (militae, а не domi). Существовало несколько вариантов приобретения промагистратуры: магистрат, срок службы которого окончен, действует pro magistrati до прибытия своего преемника; pro magistrati функционирует лицо, которому магистрат передал свою власть на время; народные собрания, а впоследствии и сенат при необходимости продляют полномочия магистрата (prorogatio imperii). Проконсулы бессрочно получали власть, свободную от вмешательства коллеги. Они, как и пропреторы, имели imperium, который с давних времен ограничивался определенной территорией - одной провинцией; но еще в республиканскую эпоху проконсулы имели право с разрешения сената осуществлять определенные функции и вне пределов своей провинции. Впервые Антоний в 74 г. до н.э., затем в 67 и 66 гг. до н.э. - Помпей, а в 43 г. до н.э. - Брут и Кассий получали право распоряжаться в нескольких провинциях на основе особых чрезвычайных полномочий, которые выражены понятием «imperium maius» или «imperium maius infinitum». Такого же характера был и imperium, который Август получил в 23 г. до н.э. Судя по тому, что он распространялся на все провинции, это был imperium maius infinitum. Т.П. Евсеенко считает, что целью наделения принцепса проконсульским империем было распространение его власти на сенатские провинции, этот вывод подтверждается тем, что фактически только здесь были недостаточны другие полномочия принцепса. Вместе с тем, не все исследователи придают серьезное значение проконсульской власти Октавиана, в частности, Н.А. Машкин вообще отрицает наличие imperium proconsular, указывая, что это более поздняя юридическая конструкция. Однако, как уже было сказано, в то время не существовало такого термина, сама же проконсульская власть уже была известна республиканской традиции. Одна из главных возможностей, предоставляемых проконсульской властью - осуществление военных наборов, а значит, есть все основания считать, что именно imperium proconsulare являлась основой военной власти Октавиана и, следовательно, фактической основой его положения «первого лица» в государстве.

Консулат, как высшая республиканская магистратура, может быть отнесен к числу важнейших оснований власти Октавиана Августа. Сама должность консула, на которую Август избирался 13 раз, о чем свидетельствует как он сам, так и Светоний, была, безусловно, республиканской, установленной почти сразу же после изгнания Тарквиния. Но республиканской традиции не соответствует ни способ замещения принцепсом этой магистратуры, ни периодичность. Октавиан получил консульство в первый раз в девятнадцатилетнем возрасте (что само по себе резко расходится с республиканскими нормами) под давлением армии на сенат, во второй раз - через 9 лет без очевидных нарушений традиции; с третьего по одиннадцатое консульства он получал ежегодно, без соблюдения надлежащего интервала, следующее - через 17 лет и последнее, тринадцатое - еще через 2 года. Не все консульства он принимал в Риме, что также не соответствовало республиканским нормам.

Кроме того, отправляясь в провинции в качестве проконсула, Август должен был в соответствии с республиканским порядком сложить консульские полномочия, но не стал этого делать, следуя «дурному примеру» Помпея. Более того, согласно республиканским нормам, консул, выступая в поход, зависел от народа и сената, поскольку сенат мог по истечении годичного срока заменить консула, от него же зависело и снабжение войска всем необходимым, и устройство триумфов; зависимость консула от народа состояла в праве народа в лице комиции утвердить или отвергнуть заключение мира и договоры и в обязанности консула при сложении должности отчитаться в своих действиях перед народом. У Августа - консула такой зависимости не прослеживается.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
К вопросу о развале СССР
Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
Общество соединенных славян и его участие в выступлении черниговского полка в 1825 г.
Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса
Вернуться к списку публикаций