2009-07-08 00:31:02
ГлавнаяИстория и историография — Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса



Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса


Диктатура Суллы (dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae), предоставленная ему в 82 году до н.э. по закону, проведенному через народное собрание, представляет собой комплекс чрезвычайных полномочий по переустройству государства, в число которых входила возможность принимать решения о смертной казни гражданина, решать вопросы о конфискации имущества, управлять Италией и провинциями, вводить новые и уничтожать прежние полномочия и должности, назначать и сменять магистратов и т.д. В 74 году до н.э. М. Антонию были даны чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами: imperium infinitum aequum, не ограниченный определенным пространством. Это решение, принятое по частному поводу, создало прецедент, использовавшийся в дальнейшем. Широчайший круг полномочий по различным поводам неоднократно предоставлялся Гнею Помпею: в 67 г. до н.э. - для борьбы с пиратами по закону Габиния без ограничения территориальной протяженности, а затем - командование с «безграничным империумом» в Митридатовой войне, врученное ему комициями в 66 году до н.э. по предложению народного трибуна Г. Манилия. Полномочия полководца были беспрецедентно широки, и хотя предоставлялись для решения военных задач, имели большое значение и для внутренней политики государства. Власть Помпея распространялась на все Средиземное море, острова и побережье, ему было дано право распоряжаться государственной казной, доходами с провинций, средствами союзных государств, а также командовать большой армией и флотом, назначать легатов с преторскими правами и т.п. Как подчеркивает Т. Моммзен: «Исключительное положение Помпея было несовместимо с республиканским строем государства». В 58 году до н.э. Помпей получил сроком на пять лет новую чрезвычайную власть (imperium maius, командование войском и флотом, свободное распоряжение казной и т.п.), на этот раз - для снабжения Рима продовольствием.

Результатом первого (неофициального) триумвирата, сложившегося к шестидесятому году до нашей эры, явился целый ряд чрезвычайных полномочий, предоставленных, в первую очередь, его участникам, в числе которых был все тот же Помпей. Цезарь получил полномочия в Цизальпинской Галлии, аналогичные полномочиям Помпея в 67-66 годах до н.э., таким образом, можно уже говорить о складывающейся антиреспубликанской традиции. В 56 году до н.э. чрезвычайные полномочия Помпея и Цезаря были подтверждены. Диктатуры Юлия цезаря также фактически представляли собой «неограниченные полномочия для устройства государства».

Итак, чрезвычайные полномочия первого века до нашей эры предоставлялись и как часть диктаторских полномочий и независимо от занятия каких бы то ни было магистратур. При этом их источниками юридически являлись либо сенат, либо народное собрание - в зависимости от того, какая часть граждан была заинтересована в очередном отступлении от конституционной традиции. Таким образом, республиканские учреждения вызвали к жизни институт, антиреспубликанский по своему внутреннему содержанию.

3. Сосредоточение нескольких магистратур или различных полномочий в одних руках.

Сосредоточение нескольких должностей или полномочий в руках одного человека, как правило, имело своей целью максимальную координацию действий для разрешения сложных насущных проблем. Начало было положено Гаем Гракхом, который, по словам Т. Моммзена «то отдельными постановлениями, то просто благодаря своей неутомимой деятельности, сосредоточил в своих руках раздачу хлеба, раздачу земель, наблюдение за выбором присяжных и даже консулов, наблюдение за путями сообщений и общественными постройками, наконец, даже руководство прениями в сенате».

Деятельность Гнея Помпея являлась цепью выдающихся за обычные пределы чрезвычайных назначений. Помпей в одно и то же время являлся консулом (причем без коллеги) и сохранял за собой проконсульскую власть над Испанией, несовместимую с пребыванием в городе Риме, а также предоставленные ранее, в 57 году до н.э., чрезвычайные полномочия. По мнению Эд. Мейера, юридически положение Помпея было сходно с установившимся позднее (в 27 году до н.э.) положением Октавиана Августа, на основании чего Мей-ер говорит о принципате Помпея.

Юлий Цезарь помимо диктатуры, которую можно считать основной сутью его почти абсолютной власти, фактически не выпускал из рук консульства, а также имел цензорские и трибунские полномочия. Кроме того, он имел титул imperator, приобретший новое качество, и титул «отца отечества». Отдельные значимые государственные полномочия он не присваивал себе, а передавал своей волей другим лицам. Так, он отстранил от работы триумвиров, назначенных осуществлять монетную эмиссию, и поставил заведовать чеканкой монеты своих рабов. Г. Ферреро говорит о «почти монархической диктатуре» Цезаря, Т. Моммзен - о его «военной монархии». Подобного мнения придерживаются и многие другие исследователи. Более того, А.Б. Егоров считает, что во время диктатуры Цезаря «монархия одержала верх». Во всяком случае, правление Цезаря явилось важным этапом процесса перехода к новой форме правления. Вместе с тем, большинство исследователей признают, что власть Цезаря опиралась на традиции республиканского Рима, однако объединение магистратур давало не только механическую их сумму, но и новое качество власти.

Показательна концентрация официальных полномочий вторым триумвиратом, которому предоставлялось право назначать магистратов и сенаторов, издавать законы, устанавливать налоги в Италии и провинциях, чеканить монету со своим изображением, а также верховная юрисдикция без права апелляции и высшее распоряжение и командование легионами.

Правда, можно говорить о тенденции сосредоточения именно полномочий, начиная с Гракха, который «приучил видеть во главе правления не коллегию, а одного человека»; сосредоточение же в одних руках нескольких должностей в период кризиса республики встречалось редко. Таким исключением (очень ярким) можно считать деятельность Юлия Цезаря, который «совмещал военную, административную и судебную власть», будучи диктатором, великим понтификом, префектом нравов, консулом и трибуном (хотя и не все перечисленное принадлежало ему постоянно и одновременно).

4. Нарушение традиционного республиканского порядка получения и прохождения магистратур.

Еще в 180 году до н.э. был принят внесенный Виллием закон, который устанавливал порядок прохождения магистратур. Консулами и преторами могли быть лишь те, кто прошел низшие должности (квесторов, эдилов), а также военную службу (десять лет явки к военному набору). Устанавливался минимальный возраст: для избрания на низшие должности - 28 лет, для претора -40 лет, для консула - 43 года. Одну и ту же должность нельзя было занимать несколько раз подряд, что подчеркивает республиканский принцип недопустимости осуществления государственной власти постоянно одним и тем же лицом. Кандидат на должность должен был находиться в Риме, т.е. присутствовать на собственных выборах. Сулла ввел обязательный biennium (2 года) между должностями, второе консульство могло предоставляться не ранее, чем через 10 лет после первого. По существу, тем самым был восстановлен в слегка измененном виде плебесцит Генуция 342 г. до н.э.Все эти правила, уже начиная с конца второго века, неоднократно нарушались. Гракхи претендовали на вторичное занятие должности плебейского трибуна. Плутарх однозначно сообщает о втором трибунате Гая Гракха; Тит Ливии столь же определенно говорит о продолжении Гаем Гракхом исполнения обязанностей трибуна во второй раз. И, хотя не все источники утверждают, что такое избрание состоялось, начало все же было положено. Саллюстий Крисп рассказывает о том, что народные трибуны Публий Лукулл и Луций желали сохранить за собой должности еще на один год, но другие трибуны решительно этому воспротивились - это говорит о расхождении во мнениях по поводу необходимости поддержания республиканских традиций даже среди представителей этой магистратуры, являющейся республиканской по самой своей сути. Объяснить эти разногласия можно только изменением экономической ситуации и социального состава общества, отразившимся на взглядах как самих трибунов, так и поддерживающих их масс. Граждане (как и экономика) стали совершенно иными и согласны были сколько угодно раз и с нарушением любых норм голосовать за выразителя своих интересов, а трибуны или, во всяком случае, часть из них искали и не находили возможности отстаивать права и интересы народа с полным соблюдением традиций.

Гай Марий избирался консулом заочно и почти без перерывов: в 107, и со 104 до 100г. до н.э. Возвышение Мария связано с гражданской войной, но его консульства представляют особую ситуацию в римской истории, не объяснимую только фактом тяжелой войны. Особенностью этой ситуации было объединение Марием антисенатских сил. После смерти Мария его сподвижник Цинна был консулом три года подряд, причем провозглашал себя консулом сам, без выборов; по сути дела, фактическая диктатура Цинны, выраженная в серии последовательных консульств, стала продолжением марианской.

Сулла получал магистратуры, возможно, формально соблюдая установленный порядок, хотя в ряде источников содержатся данные о его нарушениях.

Саллюстий Крисп говорит о насильственном подчинении Суллой государства,а Плутарх сообщает, что Сулла провозгласил себя диктатором. Аппиан также сообщает, что Сулла объявил себя единодержавным правителем. При этом сам Сулла назначал и других магистратов, тогда как они должны были избираться, так, Аппиан говорит о назначении консулов. Возможно, правда, что буквальное понимание текста в данном случае не вполне адекватно отражает события, Аппиан мог иметь в виду рекомендации кандидатур на должности, но несомненно речь идет о решающем влиянии диктатора на выборы должностных лиц. Суллой был также издан закон, упорядочивающий прохождение магистратур (в частности, установивший минимальный промежуток времени между занятием одной и той же должности), но этот закон впоследствии нарушался, как и республиканские традиции.

Помпей получил чрезвычайные полномочия (на Востоке) заочно; в 70 г. до н.э. он стал консулом вопреки всяким нормам, так как перед этим не занимал не только курульных должностей эдила и претора, но даже первой, открывавшей путь к сенаторскому званию, должности квестора. Он не только получал, но и раздавал магистратуры не в соответствии с республиканскими традициями, например, назначил Сципиона своим коллегой - вторым консулом на оставшуюся часть года.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков от империализма до НЭПа
Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса
Государство и церковь в XVII столетии
Великая отечественная война в исторических исследованиях 1960-1990
Конституционные взгляды и реформы Сперанского
Вернуться к списку публикаций