2009-07-08 00:31:02
ГлавнаяИстория и историография — Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса



Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса


Кризис республиканских учреждений

Кризис республиканской формы правления, соответствовавшей общинному принципу организации общества, явился, на наш взгляд, составной частью кризиса полиса.

Кризис надстроечных явлений полисной организации имел те же корни и причины, что и кризис полиса в целом (о них речь шла выше), а также и причины специфические, к которым, в частности, можно отнести неспособность полисного аппарата управлять необозримо расширившейся территорией и выполнять возросшие государственные функции: нормативное регулирование социально-правовых отношений, защиту граждан, защиту территории государства от посягательств извне, поддержание должного экономического уровня и т.п.

Во всех республиканских учреждениях римского государства: комициях, сенате, магистратурах, армии - на протяжении первого века до нашей эры так или иначе фиксируются кризисные явления.

С древних времен в Риме существовали три вида народных собраний (комиций): центуриатные, куриатные и трибутные. К I веку до н.э. куриатные комиции выполняли столь малозначительные функции (вручение власти избранным магистратам, решение некоторых вопросов семейного права), что граждане перестали собираться по куриям, и тридцать курий были заменены тридцатью ликторами. Но и ликторы собирались почти исключительно для выполнения обряда transitio ad plebem (перехода в плебеи).

Значение центуриатных и трибутных комиций во II - I веке до н.э. еще велико, что видно, в частности, из того, что они могли принимать решения вопреки воле сената, а также из того, какие страсти кипели на форуме: дело доходило до жестоких схваток между сторонниками противоположных мнений, как, например, при вторичном избрании трибуном Тиберия Гракха, во время принятия законопроектов Апулея Сатурнина (100 г. до н.э.) и в других случаях. Рассказ Плутарха об истории с Лукрецием Офеллой дает пример прямого противодействия комиций воле диктатора.

Вместе с тем, после того, как в 90-88 гг. до н.э. права римского гражданства были распространены на всех италиков, трибутные комиции превратились, в определенном смысле, в юридическую фикцию. Они перестали быть инструментом прямого народовластия, в первую очередь, в силу того, что два миллиона граждан не могли съезжаться на собрания со всей Италии. Кроме того, новые граждане первоначально были причислены не ко всем трибам, а к последним восьми или десяти (наравне с вольноотпущенниками), в связи с чем, даже присутствуя на комициях, новые граждане не могли бы оказать сколько-нибудь существенное влияние на их решения. Аппиан так говорит об этом: «Все новые граждане зачислены были в десять новых триб, с той целью, чтобы они не смешались с гражданами, находившимися в старых трибах, и при голосовании не получили перевеса вследствие своего многолюдства». Но и после того, как в период диктатуры Цинны (в 87 г. до н.э.) новые граждане были уравнены в правах со старыми и распределены по всем трибам, положение мало изменилось: граждане, занятые делом у себя дома, дома и оставались, в результате чего на комиции стали собираться не граждане римского государства, а граждане, живущие в городе Риме. Таким образом, народные собрания периода кризиса римского полиса уже не были способны выражать мнения и защищать интересы всех граждан.

В начале рассматриваемого периода принимается ряд мер, направленных на упорядочение законодательной деятельности комиции: в 131 г. до н.э. lex Papiria вводит тайную подачу голосов; в 98 г. lex Caecilia Didia закрепляет промежуток trinum nundinum между promulgatio и rogatio legis и запрещает вносить вместе несколько предложений; в 62 г. до н.э. lex Licinia Junia предписывает полагать в эрарии копию с промульгированного законопроекта. Однако, по мнению В.М. Хвостова, эти меры мало помогают стабилизации деятельности собраний. Действительно, все комициальное устройство оказалось в кризисном состоянии. Начал развиваться абсентеизм, усиленный распространением прав гражданства на италиков; по цензу 115 г. до н.э. было 394 336 граждан; ценз 69 ч. до н.э. дал уже 900 000 граждан, а в 28 г. до н.э. их было 4 063 000. Возросла коррупция, как следствие широкомасштабной пауперизации крестьянства и изменения социального состава комиций. На это, в частности, обращает внимание Т. Моммзен. Имела место как прямая «покупка голосов», так и косвенная - путем хлебных раздач, отпуска рабов на волю, примером чего могут служить 10 тыс. «Корнелиев». «Хлебные законы», которые предлагались сначала как способ решения действительно назревших проблем обеспечения граждан продовольствием, как, например, закон Гая Гракха о резком снижении цен на хлеб, выдаваемый с общественных складов (lex frumentaria), впоследствии превратились в средство привлечения на сторону того или иного лица (кандидата на должность, автора законопроектов и пр.) массы неимущих граждан; некоторые источники считают подкупом народа и законопроекты Гая Гракха.

Насилия и злоупотребления по отношению к комициям и их участникам приобретают все более широкомасштабный характер. Аппиан рассказывает, что во время обсуждения законопроектов Гая Гракха плебеи явились с кинжалами на Капитолий, где должно было заседать народное собрание, а также о том, что после убийства Апулея на форуме ежегодно совершались преступления. В 100-м году была осуществлена попытка разогнать народное собрание, которое было доведено до конца только благодаря участию солдат Мария; в 87-м году при обсуждении законопроектов Цинны словопрения переросли в вооруженное столкновение; поддержку потерпевшему поражение Цинне оказали италики, впервые включившиеся в политическую жизнь Рима, - и голосами, и военной силой; в 59-м году в принятии аграрных законов участвовали ветераны с оружием в руках. Аппиан рассказывает о резне, учиненной солдатами Помпея. О давлении военщины на комиции прямо говорит Цицерон.

Постепенно ограничивались функции комиции. Осуществление судопроизводства существенно урезалось в связи с организацией судебных комиссий Гаем Гракхом; фактически они были утрачены при Сулле, окончательно - при Августе. Впрочем, начало этому процессу было положено еще во II веке, с предоставлением консулу возможности в определенных случаях казнить римского гражданина без суда, что исключало возможность его апелляции к народному собранию. Выборные функции комиции приобретают все более формальный характер: рекомендации трибам отдельных кандидатов практиковались еще до Суллы; Цезарь предлагал центуриатным комициям двух кандидатов при выборах в консулы (т.е. права выбора фактически не оставалось), а при выборах других должностных лиц, как в центуриатных, так и в трибутных комициях половина мест заполнялась по свободному выбору и половина - по рекомендательным письмам Цезаря. Законодательные функции дольше всего сохранялись у трибутных комиций. Однако, и в этой области права комиций постепенно ограничивались. Принятый в 98-м году lex Caecilia Didia усложнял процедуру прохождения законопроектов через народные собрания. Сулла восстановил правило о предварительном обсуждении законопроектов сенатом, ставившее заслон предложениям, заведомо не отвечающим интересам сенаторов.

Таким образом, роль комиций, олицетворявших собой идею «народного суверенитета», постепенно снижалась. Падение значения комиций обусловливалось целым рядом взаимосвязанных факторов: народные собрания не выражали интересов всех граждан, что связано с абсентеизмом; специфичный состав (люмпен-пролетариат Рима) обусловил рост коррупции и, как следствие, снижение авторитета собраний; правящие круги (сенат) и военачальники все меньше считались с комициями и все чаще применяли насильственные методы воздействия на них.

Сенат во времена классической римской Республики был главным государственно-правовым институтом. По мнению А.Б. Егорова, именно сенат был реальным правительством республики и основным элементом триады «комиций - сенат - магистратура». В.М. Хвостов неоднократно подчеркивает зависимость магистратуры от сената. Магистраты редко принимали решения без консультации с сенатом, сенат ведал казной и бюджетом государства, выносил приговоры по государственным преступлениям, принимал посольства и целиком ведал дипломатической деятельностью, руководил набором войск и распределял набранные войска между полководцами. В основе ведущего положения сената в числе государственных учреждений лежал авторитет сенаторов.

В период кризиса республики сенат de jure не утратил своих функций, на отдельных этапах его роль даже возрастала. Фактически же и здесь мы находим такие негативные явления, свидетельствующие о кризисе, как коррупция и абсентеизм. Регулярные «чистки» сената привели к тому, что он сделался послушным орудием «первых лиц» государства. Попытки (достаточно успешные) ограничить роль сената относятся еще к периоду деятельности Гракхов, в частности, ограничение судебных функций. Иногда прерогативу сената нарушали комиций, например, в 107 г., в случае решения вопроса о передаче командования Марию. В 88 г. до н.э. Сулла в период своего властвования поднял роль сената, однако, последующие события низводят сенат до роли «ничтожной силы». Помпей и Красе в качестве консулов правили, не спрашивая сенат. Тем не менее, в 54 г. предложение о диктатуре Помпея в сенате не прошло, пока он не потребовал от сенаторов принятия такого решения, что свидетельствует о стремлении сената сохранить свои позиции и одновременно о его слабости. По отношению к членам сената могло применяться насилие: Т. Моммзен рассказывает о резне в здании сената, у Цицерона и Плутарха мы находим указание на то, что, опасаясь насилия, многие сенаторы перестали посещать заседания сената, наконец, под угрозой применения насилия сенат согласился принять условия 19-летнего Октавиана.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
К истории англо-франко-советских переговоров летом 1939 года
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
Локальные цивилизации и взаимодействие в них культурных и экономических факторов
Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса
Вернуться к списку публикаций