2009-07-08 00:31:02
ГлавнаяИстория и историография — Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса



Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса


Черты полиса и проявления его кризиса

Средиземноморский полис - сложный и своеобразный исторический феномен. Само слово «полис» означает по-гречески «город» и семантически вполне соответствует этому русскому понятию. В соответствии с уровнем развития античного общества оно могло означать и просто огражденное, укрепленное место - «городище», и торгово-ремесленное поселение, и государство, территориально совпадающее с городом, и коллектив граждан этого государства. Проблема полиса занимает центральное место в политических теориях и учениях античности, трактующих полис как единственно мыслимое средоточие общественной жизни, прав, привилегий. Согласно Аристотелю, полис есть некое объединение, (общность, koinonia), по типу своему наивысшее, или важнейшее (по сравнению с семьей и селением), а по природе политическое или гражданское, состоящее из известного числа свободных, участвующих в законодательной и судебной власти граждан (Koinonia politon). Античные греки словом «полис» передавали римское слово civitas. Однако, в латиноязычных текстах civitas, как правило, не отождествлялась с городом, который обозначался словом urbs. Civitas воспринималась как община и как государство, поэтому выделение римлянами понятия «urbs» не противоречит политической сущности тождества полисного государства и совокупности его свободных граждан.

Э.Д. Фролов определяет полис как политически организованную гражданскую общину, противостоящую не только другим, подобным общинам, но в рамках своего города-государства также и остальным, неполноправным или вовсе бесправным группам населения. Полис представлял собой элементарное единство города и сельской округи, его сословная и классовая организация очень проста, что и обеспечивало жизнестойкость полиса. Для этого образования характерна автаркия - обособление национального (местного) хозяйства. Полис являлся самостоятельным, самодовлеющим организмом в классическую эпоху, а в эллинистическую и римскую эпохи - элементарной частицей более сложного политического единства. Главное, на чем основывалось единство полиса, - это социальное сотрудничество составляющих его граждан, выражавшееся в обязанности служить в ополчении и в выполнении ряда материальных повинностей. Характерными формами самоуправления гражданского коллектива были народное собрание, совет, выборные должностные лица, войско-ополчение. Экономическую основу полиса составляла, прежде всего, античная форма земельной собственности, имевшая двойственный характер, при которой частная собственность отдельных граждан перекрывалась, гарантировалась и регулировалась верховной собственностью всего гражданского коллектива.

Форма полисного государства коротко может быть охарактеризована следующим образом. Субъектом верховной власти являлся весь гражданский коллектив, и потому государственное управление внешне совпадало с самоуправлением: его органами были те же народное собрание, совет, выборные должностные лица. Государство не было разделено на сколько-нибудь самостоятельные или автономные части в силу компактности проживания граждан и малой величины территории. Взаимоотношения государства с гражданами характеризовались высокой степенью свободы каждой личности (разумеется, речь не идет о рабах, не включавшихся в гражданский коллектив), и строгой ограниченностью возможности применения авторитарных методов осуществления власти, которые допускались лишь в исключительных случаях.

Таким образом, системообразующим принципом формы правления и политического режима полисного государства являлся децентрализм, формы государственного устройства - централизм. При последовательном применении классификации форм государств, предложенной В.Е. Чиркиным, пришлось бы говорить о том, что полисным государствам присуща сегментарная государственная форма, так как для плюралистической (на первый взгляд совершенно очевидно присущей этим государствам) необходим децентрализм также и в территориально-государственном устройстве. Поэтому более приемлемым представляется применение классической формулы: форма государства есть единство формы правления, играющей ведущую роль, формы государственного устройства и политического режима. В соответствии с этой формулой государство-полис является республиканским, унитарным, демократическим.

Структурообразующими элементами полиса являлись специфическая материальная база - земельная собственность в ее античной двуединой форме, институт гражданства с присущими ему формами самоуправления гражданского коллектива, и, наконец, определенным образом ограниченные размеры территории и населения. Существо полиса состояло в уникальном единстве его главных структурообразующих элементов, включая культурно-идеологическую сферу.

Начало упадка классической полисной цивилизации Средиземноморья может быть отнесено к концу V века до н.э., однако, вплоть до конца II века до н.э. полисная организация античного общества сохраняется в достаточно стабильном виде. Э.Д. Фролов в качестве причин кризиса греческого полиса указывает, во-первых, успешные войны, которые содействовали росту богатства, и, как следствие, социальной дифференциации, во-вторых, авторитарные тенденции в политической жизни, в-третьих, развитие торговли между городами, подрывающее устои автаркичного существования, и в-четвертых, наступление новых идей и образа жизни на полисную идеологию. Почти то же самое можно сказать и о причинах кризиса римского полиса, глубокая стадия которого приходится на I век до н.э.

Причины эти лежат в области естественных процессов социально-экономического и политического развития всего региона. Кризис средиземноморских полисов сопровождался их сближением: экономическим (через торговлю), культурным (через взаимное усвоение идей, учений, других нематериальных достижений соседей), политическим (через создание союзов или присоединение к более сильному соседу). Центром интеграции оказался Рим, так как в военном и политическом отношении он был сильнее других полисов. Военизированный характер римского государства в этих условиях с неизбежностью привел к увеличению его территории, так как интеграционные процессы были ускорены войнами, успешными для Рима, и зачастую превращены в процессы поглощения слабых полисов.

Существенное увеличение территории римского государства не могло быть безразличным с точки зрения его формы. Уже Тит Ливии указывал, что «государство, начав с малого, страдает от своей громадности». Создание в результате завоеваний великой державы (в которую, кроме Италии, вошли большая часть Испании, северная Африка, Сицилия, Сардиния, Корсика, Греция и Македония, Пергам и южная Галлия) привело к возникновению множества проблем, вызвавших необходимость серьезных структурных изменений и, таким образом, к неизбежности процесса внутренней ломки полисно-республиканской системы. Как справедливо заметил Г.С. Кнабе, одна из главных задач на рубеже эр «состояла в приведении государственной системы, сложившейся в ходе развития Рима как города, в соответствие с потребностями нового Рима - Рима как мировой державы». Для дальнейшего успешного развития государства требовалось политическое и правовое решение этой задачи.

Активизация торговли и образование значительного денежного капитала (вследствие как той же торговли, так и успешных войн), а также существенное увеличение применения труда рабов привели к падению значения мелкотоварного крестьянского хозяйства и разорению крестьянства. Урбанизация Италии нарушила соотношение «город - сельская округа», экономика Рима более уже не могла уложиться в рамки самодовлеющего хозяйства. Следствием этого стало усложнение сословно-классовой структуры римского общества, ставившее под угрозу существование прежней общности всех граждан, так как образовались социальные слои, интересы которых были принципиально иными, нежели у населения замкнутой общины.

Интеграция средиземноморских полисов имела еще один аспект, повлекший существенные публично-правовые последствия для Рима. Это - усвоение не совместимых с представлениями о принадлежности верховной власти общине греческих и ближневосточных учений о государстве и его правителях.

Неблагополучие состояния римского общества в период кризиса полиса наглядно показала обострившаяся одновременно по нескольким направлениям борьба. Разорившиеся и разоряющиеся граждане, занимавшиеся сельским хозяйством, все меньше находили взаимопонимание с крупными землевладельцами в земельном вопросе. Борьба рабов за свое освобождение проявилась в целой серии столь грандиозных выступлений, как восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э., и менее значительных восстаний, мерой противодействия со стороны рабовладельцев стало ужесточение репрессивного законодательства против рабов. Городской пролетариат все настойчивее и ожесточеннее требовал от правящих кругов бесплатных раздач хлеба. Одновременно усиливалась напряженность отношений между Римом и италиками, добивающимися распространения на них римского гражданства, а точнее, связанных с ним прав и привилегий. В этих условиях о единстве всех граждан говорить уже не приходилось, связи между людьми утратили полисно-патриархальный характер, что в дальнейшем повлекло изменение и их политических взглядов.

Среди конкретных проявлений кризиса римского полиса необходимо отметить изменение форм землевладения и землепользования, и, как результат, разорение земледельцев. Ёмко, красочно и лаконично описывает это Плутарх в «Избранных биографиях»: «Был издан закон, не дозволявший ни одному гражданину держать более пятисот югеров земли. Но вскоре богатые закрепили за собой большую часть земель. Вытесненные с участков бедняки уже не проявляли готовности исправно нести военную службу и растить с должной заботой своих детей, так что в Италии стали отмечаться, с одной стороны, убыль в свободных гражданах, а с другой - наплыв рабов-варваров, с помощью которых обрабатывалась отнятая у свободных граждан земля». В этом небольшом отрывке отражены и изменения в области земельных отношений, и одно из важнейших для римского государства негативных последствий кризиса полисного землевладения - кризис военной системы. Невозможность сохранения армии как крестьянской милиции, как это было в древности, явилась основным свидетельством кризиса в военной сфере, «вторичным» его проявлением стала «эмансипация» римской армии и от народа, и от правительства - от центра (в результате реформ Гая Мария).

Изменился сам коллектив граждан: была утрачена его однородность и сплоченность, нарушились его замкнутость и исключительность гражданства, что выразилось в предоставлении этого статуса не только отдельным неримлянам, но и всем италикам. Зримо проявилось и общее разложение, неработоспособность всей старой республиканской политической системы, вылившиеся в отступления от полисной демократии: сосредоточение большого объема власти в одних руках; опора в борьбе за власть и при осуществление власти на вооруженную силу и т.п. Наконец, кризис политический был увенчан размыванием полисной идеологии (которая, впрочем, еще долго сохраняла свое значение).

Таким образом, кризис Рима как города-государства, обусловленный целым комплексом причин (рост территории и дифференциация населения вследствие успешного ведения войн, тяготение к авторитаризму вследствие военизированного характера государства, нарушение замкнутости существования вследствие развития торговли, усвоение и выработка новых идей и образа жизни), проявился в изменении форм землепользования, конфликтах между мелкими и крупными землевладельцами (вообще между «бедными» и «богатыми» гражданами), восстаниях рабов, неработоспособности политической системы и расшатывание единства гражданского коллектива. Все перечисленные, как и многие другие проявления кризиса полиса сами, в свою очередь, становились причинами его дальнейшего углубления.

Нарастание доходящих до борьбы противоречий в обществе должно было найти отражение как в сиюминутной политике, так и в более стабильных государственно-правовых институтов. Образно говоря, государство должно было отреагировать на принявшие массовый характер нарушения порядка попыткой установления иного порядка.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Кризис Римской республики как элемент кризиса полиса
Правление Октавиана Августа
Борьба за лидерство в РКП(б) - ВКП(б) и Политическое завещание В.И. Ленина
Определение понятия закон в условия самодержавия - историографический аспект
Общее и особенное в русском церковном управлении в эпоху великих реформ
Вернуться к списку публикаций