2009-07-08 00:30:02
ГлавнаяИстория и историография — Источники и историография в истории правления Августа



Источники и историография в истории правления Августа


Значение монет как источника фактических данных определяется двумя факторами: они достаточно хорошо сохранились и их почти всегда легко датировать. Нумизматические материалы служат важнейшим источником для исследования не только экономики и быта, но и общеполитических и культовых характеристик эпохи, а также различных государственно-правовых вопросов, так как значительная часть римских монетных типов посвящена отражению многочисленных эпизодов из государственной деятельности и личной жизни императоров и членов династии.

Первое глубокое исследование политики римских императоров на основе нумизматических источников - «История римских монет» Теодора Моммзена. С конца XIX века интерес к этому вопросу возрос: в 1916 - 1920 гг. были опубликованы работы Э. Сайденхема, посвященные римским монетам; позднее в трудах Сазерленда получили фундаментальное освещение выпуски Юлиев-Клавдиев, отражающие официальную политику принципата; в работах К. Крафта исследована тематика в монетной чеканке Августа. В отечественной историографии к вопросам значения монетного дела в политической жизни римского общества обращались Н.А. Машкин, А.Н. Зограф, И.Ш. Шифман; подробно рассматривает эти вопросы М.Г. Абрамзон в обширной монографии «Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи». Автор последнего исследования на основе интерпретации наиболее важных монетных типов делает вывод о большом пропагандистском значении монетных выпусков в условиях почти полного отсутствия других средств широкомасштабной пропаганды.

В период классической республики эмиссию денег осуществляла коллегия триумвиров - tres viri monetales (младшая магистратура) под контролем сената. Кроме того, в чрезвычайных обстоятельствах сенат поручал чеканку денег другим магистратам, курульным и плебейским эдилам и квесторам. Право на чеканку монеты имели также полководцы во время боевых действий. В период гражданских войн военная чеканка вытеснила сенатскую - с монетного поля исчезла аббревиатура SC (Senatus Consulto), которая стала появляться снова только в 41 - 39 гг. до н.э. на монетах Октавиана, со времени денежной реформы которого контроль за монетным производством перешел в руки императоров. Статус коллегии триумвиров изменился, была утрачена прежняя самостоятельность в выборе монетных типов, а к концу I в. до н.э имена триумвиров перестали указываться на монетах.

Легенды и изображения на монетах менялись при переходе власти от одного правителя к другому и при поворотах политики. Актуальные проблемы политической программы императоров всегда находили отражение в монетных выпусках. В качестве примера можно привести лозунги «мира», наступления «золотого века», «свободы», «всеобщего процветания и благоденствия», «победы» и т.п.; изображения богов, тесно сплетавшиеся с императорским культом; прокламация добродетелей императоров; консекреционные типы, отражающие апофеозы императоров (главным образом, посмертные); изображения самих императоров и членов их семей; мифологические и религиозные сцены с участием императоров; коммеморативные монеты, выпущенные по поводу игр, празднеств и т.п., среди которых особенно ярко выделяются триумфальные серии, пропагандирующие успехи внешней политики римской державы. Традиция коммеморативных выпусков в честь военных побед Рима, уходящая корнями во времена Республики, продолжалась не только самим Римом, но и зависимыми от него государствами.

Монеты позволяют выявить важные детали в юридико-идеологическом положении принцепсов. Так, на монете, выпущенной в Киренаике в 30 - 29 г. до н.э., Октавиан назван Августом, хотя официально этот титул был присвоен ему только в 27 году до н.э. В 28 г. до н.э. сенат выпустил первую послеактий-скую серию кистофоров с портретом победителя и легендой Imp Caesar Divi F. cos V Libertatis PR Vindex. Этот тип содержит все необходимые элементы пропаганды будущего культа Августа: здесь и упоминание о родстве с божественным Цезарем, и подчеркивание заслуг перед обществом как харизматического лидера. Еще Т. Моммзен считал, что эти монеты выпущены сенатом как предварительная основа res publica restituta.

С нумизматическими источниками сопоставимы памятники эстетического характера - геммы, произведения мелкой пластики, скульптуры, архитектуры, живописи и др. К памятникам идеологического характера относятся также терракотовые рельефные формы для выпечки хлебов, предназначенных для раздач народу. Изображения императоров и членов их семейств, сцены апофеозов, боевые эпизоды часто имеют параллели в монетных типах: монетное искусство почти всегда следовало общей линии развития официального искусства, а изображения на камеях и инталиях часто имеют нумизматические реплики.

Архитектурные сооружения, возведенные в течение I в. н.э. в самом Риме и провинциях, также дают богатый материал, косвенно отражающий форму римского государства этого периода. Широкомасштабное строительство этого времени, без сомнения, в большой степени диктовалось политическими мотивами. Так, предметом особой гордости Октавиана Августа были многочисленные постройки в городе Риме: незадолго до смерти он похвалился, что, застав Рим кирпичным, оставляет его мраморным. Н.А. Машкин, указывая на строительство и реставрацию храмов, форумов, общественных зданий, дворца Августа на Палатине, отмечает, что строительство должно было подчеркнуть величие и щедрость принцепса. И.Ш. Шифман, давая содержательный обзор строительной деятельности основателя принципата, констатирует, что и в области архитектуры пропагандировались идеологические установки режима, обеспечивавшие укрепление личной власти Августа. А.И. Немировский также считает колоссальное строительство времен Августа «монументальной пропагандой».

Сама по себе строительная активность императоров полностью соответствовала традициям античной гражданской общины, в условиях которой возведение значительных гражданских построек было одним из средств создания и поддержания престижа крупного общественного деятеля. Видимые политические изменения в сфере изобразительного искусства (от монетных типов до стилей в архитектуре) носили количественный характер. Монархическую сущность этих изменений выявляет лишь итоговая сумма возведенных объектов, а также и тот факт, что столь крупномасштабное строительство фактически было доступно только императору.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916-1939 годах
Правление Октавиана Августа
Борьба группировок в придворном окружении Николая II
Общее и особенное в русском церковном управлении в эпоху великих реформ
Правовое положение и организационная структура воспитательных и кадровых служб (аппаратов) в НКВД РСФСР
Вернуться к списку публикаций