2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяИстория и историография — Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма



Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма


Изучение истории государственного аппарата и выявление особенностей его функционирования и экстремальных условиях гражданской войны имеет принципиальное значение для отечественной исторической науки, т.к. именно в этот период (условно щипанный эпохой "военного коммунизма") были выработаны многие идеологемы и принципы, оказавшие детерминирующее влияние на дальнейший генезс советской системы.

Настоящее сообщение посвящено изучению деятельности Наркомата юстиции РСФСР (НКЮ), т.к. данный период в истории учреждения до сих пор не стал объектом специального исследования (в историческом аспекте).

Суровые будни гражданской войны оказали неблагоприятное влияние на процесс функционирования НКЮ. В мае 1919 г. Советское правительство было вынуждено значительно сократить количество служащих государственных учреждений, в том числе, центрального органа управления в области юстиции, наиболее ощутимый урон был нанесен Отделу законодательных предположений и кодификации, который был упразднен 18 июля 1919 г. В других структурных подразделениях было сокращено 11 сотрудников (отдел публикации законов -3. административно-хозяйственных - 7, ликвидационный - 1) Кроме того, в правительственных кругах обсуждался вопрос о сокращении членов коллегии НКЮ. Однако руководству учреждения удалось доказать необоснованность данного решения. В середине 1919 г. было приостановлено издание журнала "Пролетарская революция и право", а Юридическое книгоиздательство передано в Государственное издательство. Данное мероприятие свидетельствовало о том. что наряду с сокращением количества сотрудников произошло некоторое упрощение структуры учреждения, которое было вынуждено сосредоточить внимание на осуществлении локальных практических задач. В связи с этим доминирующую роль в НКЮ стали играть Отдел судоустройства и Центральный карательный отдел (орган управления тюремным ведомством), в компетенцию которого входило продовольственное снабжение служащих наркомата (пайки в услових гиперинфляции и искуственной локализации товорно-денежных отношений играли более важную роль, чем зарплата).

В 1919 г. наибольшую обеспокоенность у руководствпа наркомата вызвал кадровый вопрос, о чем свидетельствует, в частности анализ протоколов коллегии НКЮ. В 1919г. было уволено 221 сотрудник (из них 14 за нарушение), зачислено - 244 (из их 4 из подведомственных учреждений). Кроме того, 12 человек были призваны в армию. В общей сложности произведено перемещение 183 сотрудников на другие должности. На основе приведенных данных можно сделать вывод о нестабильности аппарата НКЮ. Вероятно, положение в данном наркомате напоминало обстановку в других государственных учреждениях эпохи "военного коммунизма". Однако для НКЮ в этот период главной проблемой была не бюрократизация ("разбухание штатов"), в отличие от хозяйственных органов, а дезорганизация и дифицит квалифицированных кадров.

Несмотря на значительные трудности в функционировании наркомата, творческая деятельность профессиональных юристов не прекращались. Более того, появились новые формы уконсолидацни деятелей юстиции, в частности, "юрисконсультский коллектив", новый корпоративный орган, созданный в сентябре 1919 г.. занимался координацией деятельности высококвалифицированных специалистов, связанной с разраболткой различных юридических вопросов, а также улучшением материального положения своих членов. Коллегия НКЮ поддержала инициативу специалистов, ибо такая организация способствовала росту творческой активности профессиональных юристов, неоднозначно относившихся к политическому режиму. Создание корпорации явилось довольно яркой характеристикой профессионального самосознания упомянутой категории служащих. К тому же, упразднение Отдела законодательных предположений и кодификации привело к некоторой трансформации кадрового состава учреждения, т.к. наиболее ценные сотрудники этого структурного подразделения оказались в других отделах. Таким образом, исчез своеобразный барьер между "юристами-теоретиками" (учеными-правоведеми и преподавателями юридических дисциплин, которые воспринимались в качестве "интеллектуальной элиты") и "юристами-практиками" (среди них преобладали бывшие присяжные поверенные), т.е. в конечном итоге это привело к консолидации высококвалифицированных специалистов всех отделов наркомата.

В условиях военного времени возросла роль высшей администрации. Кроме того, многим членам коллегии НКЮ пришлось совмещать исполнение должностных обязанностей с участием в деятельности высших и центральных органов РСФСР (преимущественно военных и карательных). В связи с этим нарком Д.И.Курский довольно часто отсутствовал на засмеданиях коллегии, другие члены руководящего органа НКЮ также имели возможность заниматься делами наркомата лишь эпизодически, что привело к нарушению связей между структурными подразделениями.

НКЮ пережил кризис, болезненно воспринимая невнимание правительства и ЦК РКП/б/ к нуждам органов юстиции. Об этом свидетельствовало также отсутствие информации о деятельности наркомата в периодической печати. В общественном сознании формировалось представление о деятельности НКЮ на основе сообщении о работе революционных трибуналов и народных судов, которые формально не были подчинены НКЮ. Кризис, затронувший ведомство, отразился прежде всего на положении служащих, что проявилось в сравнительно низком социальном статусе и значительном ухудшении материального положения (по сравнению с хозяйственными, контрольными и карательными органами). Резервы эволюционного и экстенсивного развития аппарата учреждения были исчерпаны. Решение проблем, стоявших перед НКЮ, было невозможно без радикальных реформ в правовой сфере, что. в свою очередь, предполагало изменение политического курса Советском России.







Интересное:


Конституционные демократы начала 20 века - экономическая и политическая программа
Традиции и новаторство местного самоуправления в России
Бородинское сражение: историография, источники, проблемы исторической реконструкции
Локальные цивилизации и взаимодействие в них культурных и экономических факторов
Наркомат юстиции РСФСР в условиях военного коммунизма
Вернуться к списку публикаций